Примирительная теория (Г.Бергман, Э.Аннерс). Право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а между родами.
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА
Его возникновение явилось результатом постепенного развития экономики и специализации общественного труда, сопутствующего экономическому прогрессу, дифференциация общества. Соплеменники стали отличаться друг от друга по социальному положению, по роду профессии. Наличие сходных потребностей у людей, выполнявших определенные профессиональные или социальные функции вызывало необходимость их объединения. Постепенно выкристализировались отдельные слои общества (сословия), которые осознавали свои интересы, стремились установить единообразные правила поведения, дабы защитить свои интересы. Такие объединения назывались корпорациями. Поскольку не было действенных средств принуждения к исполнению корпоративных норм, такое право называют протоправом – предшественником права.
Сословное или корпоративное право (стадия юности). 9-11 – 13-15 века.
Особенность – нормы имели местный, локальный характер. Каждое племя – свои нормы («племенное право»), вырабатывались самим народом («народное право»), складывались на основе обычаев («обычное право»), решение споров силовым путем «варварское право, отсутствовали элементарные правовые понятия , техника разрешения споров, различия между гражданскими и уголовными делами - «примитивное право».
Стадия детства (архаичное право). Рамки весьма приблизительны до 9 -11 века. Названия: право племенное, варварское, примитивное, вульгарное.
Стадии развития права
3. Развитое право или общегосударственное право. 14 – 17 век (Англия - 14, германия – 17, Россия – 18 век). Его особенности: целенаправленное формулирование норм преимущественно органами государства, причем его разновидностью – законодательными; защита норм государственными органами – правоохранительными. Перспективы (Кашанина) – возможно, национальные системы права сольются в мировую. Роль законодательного органа ООН. На роль правоохранительного органа серьезную заявку делает международный суд в Гааге. Но вначале континентальные сисемы права, напр., на основе ЕС.
В роде царил мир и стабильность, между родами постоянно были конфликты. ИМЕННО ИЗ ДОГОВОРОВ О ПРИМЕРЕНИИ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ ПЕРВОНАЧАЛЬНО С Помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло примирительное право. Со временем договор примирения перерос в правила, правые нормы.
2. Регулятивная теория. Азиатские станы.Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей старны.
3. естественно-правовую теорию. Возникла до Рождества Христова. Конфуций, Аристотель, Цицерон. 17 – 18 век – Т.Гоббс,Дж.Локк, Ж.Ж.Русс. В 20 в. Р.Штаммлер, А.Кауфман и др. Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто — ни общество, ни государство — человеку не дарует. Они
— эти права — являются условиями существования человека и его жизнедеятельности. В числе таких прав
— право на жизнь, свободу, равенство, собственность и др. Следовательно, утверждала эта теория, естественное право — это высшее право по отношению к действующему праву (законам, обычаям, прецедентам), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость.
Теория естественного права, таким образом, снимала по существу проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства, классовых и иных социальных структур, потребностей общества и самого права как появляющегося на определенном этапе объективного результата развития, регулятивной системы.
Тем самым она от изучения и объяснения объективных процессов возникновения права уходила в абстрактное признание уже существующей некоторой суммы прав у каждого человека. В то же время эта теория несла в себе социальный заряд большой мощности, так как позволяла с позиций справедливости, гуманизма, либерального демократизма, просто разумности оценивать и соответственно критиковать действующее право, если таковое становилось тормозом общественного развития, преградой к благоденствию общества.