Методы и формы научного познания

Ключевые понятия:

Метод, методология, классификация методов, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, наблюдение и эксперимент, исторический и логический методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, формы научного познания.

 

Понятие метода и методологии. Классификация методов (В.С. Степин, А.Н. Елсуков).

Знание, получаемое человеком, есть не только результат познания (форма), но и его средство, т.е. метод. Метод научного познания – это определённый способ, приём решения познавательных задач. Метод, реализуясь, проявляет себя как форма познания, поскольку логическое воспроизведение объекта в мысли происходит в определённых формах. Методика – совокупность методов данного исследования. Методология – это общая теория методов. Методология – учение о приёмах и принципах всякого научного исследования.

Классификация методов:

1. По степени общности: всеобщие, общенаучные и частнонаучные;

2. По степени использования средств математики: качественные и количественные;

3. По отношению к опыту: эмпирические и теоретические;

Частнонаучные методы – это методы, которые используются в отдельной конкретной науке, например, в физике – радиоспектральный метод, в биологии – препарирование. Общенаучные методы – методы, которые используют большинство наук. Общенаучными становятся методы кибернетики, математики и т.д. Всеобщий метод раскрывает общее направление и характер познания в целом, независимо от специфики явлений. Всеобщим методом является диалектика, т.к. она раскрывает характер и направление познания в целом. Всеобщий метод может дать только философия, которая теоретически обобщает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, поэтому философия является методологической основой естествознания и обществознания.

 

Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование

Анализ – разделение (мысленное или реальное) объекта на элементы с целью их детального изучения. Диалектическим дополнением анализа является синтез. Синтез – это соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое. Пример из математики: диференциально-интегральное исчисление. Письмо и чтение также возникает в результате аналитико-синтетической деятельности разума по отношению к звуковой и буквенной структуре слова. Объективной предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Процессы исследования часто приходится начинать, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об отдельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях. Индукция – это метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция – это способ рассуждения, посредствам которого из общих посылок следует заключение частного характера. Аналогия – приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают о сходстве их других признаков. Аналогия делится на ассоциативную и логическую аналогию. Ассоциативная аналогия носит образный характер, в ходе её объединяются весьма далёкие по своей природе явления и предметы. Логическая аналогия – суждение о сходстве тех или иных явлений на основе их параллельного изучения. Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии, т.е. модели, замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание. Модели подразделяются на материальные и идеальные.

 

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение и описание

Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений объективного мира. Оно опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов). Наблюдение включает три элемента: наблюдатель, технические средства наблюдения, изучаемый объект. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством субъекта в исследуемый процесс. Эксперимент, как и опыт, является основой познания, критерием истинности. Особенными видами эксперимента является мысленный эксперимент, космический, ядерный. Измерение – это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых вещей. Эмпирическое описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении, с использованием схем и графиков. Эмпирические методы приводят к возникновению знания, содержание которого в основном получено из опыта и выражено определённым языком. Эмпирические методы основываются на чувственном познании.

 

Методы теоретического познания: исторический и логический методы,

метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализация

Теоретические же методы приводят к возникновению знания, отображающего предмет со стороны закономерных, существенных связей посредствам абстрактного мышления. Примером теоретического метода является исторический и логический, позволяющие реконструировать сложившиеся процессы и вывести общие закономерности. Исторический – это метод исследования конкретного процесса развития в его исторически протекающей форме и обобщения эмпирического материала до уровня исторической закономерности. Логический метод исследования – это метод исследования развития явления, отвлекающийся от случайных и побочных явлений и основывающийся на закономерных тенденциях сущности развития явления. Метод восхождения от абстрактного к конкретному характеризует начало, протекание и конец отдельного этапа в процессе познания. Процесс познания начинается с чувственного созерцания, изучения конкретных предметов действительности. Однако чувственно-конкретное знание не вскрывает сущности предмета, поэтому познание переходит к следующему этапу – образованию отдельных абстракций. И третий этап состоит в переходе от абстрактного к конкретному в теоретически обобщённом виде. Формализация – это метод теоретического исследования, при котором форма явления выделяется в качестве особого предмета исследования и изучается независимо от содержания. Формализация тесно связана с математизацией, с проникновением математических, количественных способов изучения в описании объективной реальности.

 

Формы научного познания

Формы научного познания:

· идея;

· проблема;

· гипотеза;

· концепция;

· теория.

Идея – форма отражения в мысли явлений объективной действительности. Идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея обобщает опыт предшествующего развития знания и служит в качестве принципов объяснения явления.

Проблема (преграда, трудность) – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный интерес. Весь путь развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решениям, а затем к постановке новых проблем. Проблема в науке – противоречивая ситуация, выступающая из противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теорией для её разрешения.

Гипотеза – предположение о решении некоторой проблемы или задачи. Важнейшее требование к гипотезе - её проверяемость, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, измерений и наблюдений. Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией.

Концепция (понимание, система) – определённый способ понимания трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на предмет явления, руководящая идея для их системного освящения.

Теория (рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания, это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития теории – практика.

Знание методов и форм научного познания способствует их осознанному применению в науке и любой формы деятельности.