Сознание, его происхождение и сущность

Ключевые понятия:

Отражение, изоморфизм, гомоморфизм, информация, эволюция отражения, психика животных и психика человека, учение З. Фрейда о бессознательном, общественно-историческая сущность сознания, мышление и язык, материальное и идеальное

 

Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция отражения

Вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Отражение – результат взаимодействия материальных систем, заключающийся в воспроизведении особенностей одной систем в особенностях другой системы. Одна из них выступает в роли отражаемой, а другая – в роли отражающей. Отражение носит универсальный характер. Для объяснения сущности отражения как сходства используют понятия изоморфизм и гомоморфизм.

Изоморфизм – тождество строения, структурное соответствие (зеркальное отражение, след на снегу).

Гомоморфизм – неполное сходство, т.е. когда одному элементу одного множества соответствует несколько элементов другого (топографическая карта и местность).

Понятие «информации» уже, чем понятие «отражение», т.к. применимо только для самоуправляемых систем (животное, человек, общество и т.д.).

Информация – совокупность сигналов, поступающих в самоуправляемую систему.

Эволюция отражения

1) Неживая природа обладает элементарными формами отражения, такими как изменение скорости или направления движения. Форма отражения в неживой природе зависит от формы движения материи (механическое отражение, физическое отражение, химическое отражение).

2) На уровне живой материи отражение проходит следующие этапы:

· Раздражимость

· Чувствительность

· Психика

Раздражимость – это способность избирательным образом реагировать на воздействие внешней среды. Появляется на уровне одноклеточных организмов и проявляется в движении к источнику раздражения, либо от него.

Чувствительность – допсихическая форма отражения, проявляющаяся в реакции растений на свет, тепло, влагу. Проявляется в форме тропизмов и настий. Настии связаны с периодическими движениями, обусловленными изменением внешних воздействий. Примером «сейсмонастии» является поведение насекомоядного растения – росянки. Тропизм – это движение роста.

На уровне высших животных появляется психика.

Психика – продукт специфического взаимодействия высокоорганизованного существа с материальным миром, в ходе которого в мозгу животного и человека формируются системы нервных связей. Психика появляется с возникновением нервной системы и представляет собой субъективный образ объективного мира. Понятие «психика» шире понятия «сознание», т.к. включает в себя также бессознательные движения души.

 

Психика животных и психика человека. Учение З. Фрейда о бессознательном

Отличие психики человека от психики животных (В.С. Степин):

 

Психика животных Психика человека
1. Приспособление к среде 1. Преобразование среды
2. Первая сигнальная система 2. Вторая сигнальная система (язык).
  3. Целеполагание
  4. Самосознание

Психика человека – совокупность явлений его внутреннего, субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей.

Основные составляющие человеческой психики:

· внешние чувства (ощущение, восприятие, представление),

· внутренние чувства, или эмоции (горе, радость, страх и т.д.),

· разум, или абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений,

· воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевое поведение включает в себя принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию.

Психическая жизнь включает в себя сознательные и бессознательные движение души.

Бессознательное – совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека. Например: сон, гипнотическое состояние и т. д. З.Фрейд: «Бессознательное – это могущественная сила, антагонистическая силе сознания».

Психическая структура личности, по Фрейду:

· Сверх-Я (Супер-Эго),

· Я, или Эго,

· Оно (Ид) – область инстинктов и, прежде всего, инстинкта либидо.

Под «Ид» понималась наиболее примитивная часть человеческой личности, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия, и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Эта инстанция изначально иррациональна и аморальна.

«Эго» – это область предсознательного, подчиненная принципу реальности и вырабатывающая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. К функциям Эго относятся: самосохранение организма, избегание угрожающих влияний, контроль над требованием инстинктов.

Супер-Эго – это область сознательного, она служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид вырастает из наследственного опыта, Эго – это индивидуальность, то Супер-Эго – продукт влияний, исходящих от других людей (родителей, условий социальной среды). Супер-Эго возникает в раннем детстве и связано с Эдиповым комплексом. Если Эго принимает решение в угоду Ид, но в противовес Супер-Эго, то испытывает наказание в виде укоров совести и чувства вины.

Основные защитные механизмы, регулирующие воздействие различных инстанций на человека:

1. вытеснение,

2. регрессия,

3. сублимация.

Вытеснение – активное, но не осознаваемое самим индивидом, устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, что проявляется в так называемых «ошибочных действиях»: оговорках, описках и др.

Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень мышления и поведения.

Сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

 

Общественно-историческая сущность сознания. Мышление и язык

Общественно-историческая сущность сознания состоит в том, что только в человеческом обществе формируется разум человека, его способность активно, деятельно участвовать в преобразовании мира и самого себя.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животного и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание как функция высокоорганизованного мозга формируется под влиянием труда и речи. Зачатки труда уже характерны для австралопитеков (объем мозга 600 см3), живших более 2-х млн. лет назад. Труд становится отличительным признаком у их преемников питекантропов и синантропов – первых людей на Земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандерталец увеличил ассортимент орудий труда, использовал новый природный материал, например, костяные иглы, а 40 тыс. лет назад появляется современный человек – Homo sapiens – кроманьонец (объем мозга 1400 см3). С ростом мозгового вещества увеличивается и площадь поверхности мозга, за счет увеличения лобных и височных долей. Мозг, как орган сознания, развивается с развитием руки, как орудия труда. Именно рука, как воспринимающий орган, давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазам. Активно действующая рука заставляла голову думать, прежде чем сама стала орудием его воли. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

Человек в онтогенезе повторяет филогенез. Онтогенез – индивидуальное развитие человека от младенческого состояния до зрелого. Филогенез – развитие человечества от первобытного состояния до цивилизованного, поэтому при воспитании ребенка необходимо учитывать факторы, развивающие у него мышление и речь (развитие руки).

С возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагал сотрудничество людей, элементарное разделение трудовых операций: одни поддерживали огонь, другие охотились. Разделение труда – результат осмысления связи своих действий с действиями других членов коллектива, с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине. Человек стремился не только к удовлетворению своих природных потребностей, но и понять мир. Развитие труда способствовало тесному сплочению общества, у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи условно-рефлекторный, звуки и жесты сочетаются с соответствующими предметами и действиями, а затем и с идеальными явлениями. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения предметов, их свойств и отношений.

Язык – система содержательных знаковых форм, хранящая в себе социокультурный опыт человечества и выполняющая роль механизма социальной наследственности, это средство общения и орудие мышления. Речь – это сам процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка.

 

Материальное и идеальное

Форма существования сознания – это идеальное. Оно характеризует сущность сознания по отношению к материи, содержанием идеального является материальный мир. Идеальное – это субъективный образ объективного мира.

 

Материальное Идеальное
1. Является причиной самого себя. 1. Не имеет самостоятельного, независимого от материального мира, существования.
2. Всегда существует в конкретных формах (вещество и поле). 2. Всегда бестелесно и бесплотно, это предмет, отчужденный от самого себя.

 

Мысль не имеет существования в физическом и физиологическом смысле, вместе с тем мысли, идеи – реальны, они существуют. Однако их реальность не материальна, а идеальна, это наш внутренний, субъективный мир. Сознание – субъективная реальность. Сознание принадлежит человеку, т.е. субъекту, а не объективному миру.

Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Нарушение структуры организации мозга влечет за собой и разрушение структур сознания. Отравление мозга алкоголем и наркотиками ведет к деградации личности и ее сознания.

Таким образом, сознание:

· высшая форма отражения действительности;

· свойство высокоорганизованной материи;

· функция мозга;

· продукт общественно-исторического развития;

· субъективный образ объективного мира;

· субъективная реальность;

· идеальное.

Понимание общественно-исторической природы сознания, соотношения сознательного и бессознательного, материального и идеального способствует развитию интеллекта молодых людей, их способности к рефлексии (самопознанию).