Билет №11

Классическая немецкая философия (Кант, Гегель, Фейербах).

Социально-экономические и духовные предпосылки.

1.Несмотря на то, что во многих регионах Германии феодальные порядки и крепостное право сохранялись до Наполеона, Германи; была достаточно развитой и урбанизированной страной. В ней, так же как и в других странах Западной Европы «третье сословие» - городска; буржуазия была самостоятельным классом, со своими собственными ценностями и собственными потребностями в объяснении и оправдание этих ценностей. Но вместе с тем, в отличие от Франции или Англии революции в Германии не произошло и буржуазия так и не получила в свои руки реальной политической власти, но вместе с тем немецкие мыслители могли со стороны оценить английскую и французскую революции. Кроме того, во время зарождения немецкой классической философии Германия ещё только начинала объединяться под властью Пруссии, и этот мощный объединительный импульс, несомненно, оставил свой отпечаток на мышлении немецких интеллектуалов тоге времени. Таким образом, немецкая классическая философия рождалась во времена, когда у немецких мыслителей появилась реальна? возможность перейти от слов к действиям, и, причём действиям не только революционным, но и созидательным.

2.Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономического застоя. «Все было скверно, и во всей стране господствовал с общее недовольство... Народ был проникнут низким, раболепным, жалким торгашеским духом». Если во Франции революция была подготовлена под «черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мыслителя, пройдя незамеченной для обывателя Место иррациональных общественных отношений заняли философские концепции, где торжествовал принцип рационализма.

3.В то время в Европейской философии доминировали две основные тенденции, с одной стороны это сенсуализм и эмпиризм берущие своё начало в философии Бэкона. У эмпиризма и механицизма было немало последователей в Англии и во Франции. Популярное™ этого философского направления была обусловлена, с одной стороны бурным развитием естественных наук, а с другой стороны открывшимися возможностями для критики церковной картины мира. А с другой стороны, это рационализм, берущий своё начало и: философии Декарта. В основу познания, Декарт положил не чувства и ощущения, которые могут обманывать человека, а разум, который является проводником божественной воли (то есть у Декарта, как и эмпиристов, человек не обладал свободой воли, различались лини источники этой несвободы). В дальнейшем идеи Декарта получили своё развитие, как в метафизике Лейбница, так и у субъективного идеалиста Джорджа Беркли, который полностью отрицал чувственное познание как иллюзию, и рассматривал мир как наши представления Дэвид Юм был не столь радикален, он всего лишь утверждал, что на основе наших ощущений мы не можем сделать вывода о существование реальности и её свойствах. То есть субъективный идеализм Беркли перешёл в агностицизм Юма. Немецкая классическая философа явилась творческим синтезом этих двух направлений философии нового времени.

4.Важнейшую роль в подготовке появления немецкой классической философии сыграли деятели национального просвещения Патриотически-настроенная интеллигенция взялась за дело пробуждения национального самосознания и патриотизма немецкого народа, его просвещения. Свои усилия немецкая патриотическая интеллигенция объединила. Они выступили за повсеместное утверждение в культуре народного немецкого языка вместо непонятной простым массам латыни; прославление прошлого немецкой нации и утверждение культ; героев; за всеобщее просвещение народа и прославление науки, разума вместо мистики. Деятели немецкого просвещения конца 18 столетия; наряду с призывами к народу и интеллигенции сами плодотворного действовали в этом направлении, создавая высочайшие образцы немецкой культуры. Итогом и вершиной просветительского движения в Германии стало творчество гениального Иоганна Вольфганга Гете. Е мировом масштабе он был и навеки останется непревзойденным гениальным художником В области теории познания Гете стоял на позициях сенсуализма.

5.Источником немецкой классической философии был несомненный талант и огромное трудолюбие самих философов. Все они е совершенстве и творчески усвоили достижения всей предшествующей им европейской философской мысли, двигались в русле богатого отечественного наследия философов Нового времени: Лейбница, Христиана Вольфа. Будучи немцами, будучи классиками немецкое классической философии, они и творили на высочайшем уровне европейской мировой философии и полностью принадлежали ей.