Основные составляющие электронной коммерции

ТЕМА 6. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

 

6.1 Основные составляющие электронной коммерции

6.2 Принципы функционирования Интернет-экономики

6.3 Организация бизнес-процессов

6.4 Типы систем электронной коммерции и электронного ведения бизнеса

6.5 Инфраструктура системы электронной коммерции

6.6 Информационные технологии, применяемые в электронной коммерции

6.7 Тенденции и перспективы развития электронной коммерции

6.8 CRM системы

6.8.1 Концепция CRM: основные составляющие; тенденции развития

6.8.2 Преимущества применения CRM-концепции

6.8.3 Основные участники рынка CRM-решений

6.8.4 Стоимость внедрения CRM-решений и экономический эффект

6.9 Системы класса ERP

Опр.1: Электронная коммерция – это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным образом.

Опр.2: Электронная коммерция представляет собой любой процесс, который деловая организация производит посредством сети, связанных между собой компьютеров.

На самом деле, этим термином обозначаются любые формы бизнес-деятельности, использующие возможности информационных сетей, – маркетинг, продажи товаров, аренда приложений, предоставление услуг, информации и т.д. Здесь также необходимо выделить Интернет-коммерцию, как часть коммерции электронной, её особенность состоит в том, что все транзакции осуществляются посредством сети Интернет.

Опр.3: Электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совершенную посредством сети, связанных между собой компьютеров, по завершению которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.

Опр. 4: Электронный бизнес – это преобразования основных бизнес-процессов компании путём внедрения Интернет-технологий, нацеленное на повышение эффективности деятельности. Т.е. электронным бизнесом является всякая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании.

Определения 2 и 3 даны в первом в мире официальном документе правительственного уровня, касающийся вопросов регулирования Электронная Коммерция и Электронный Бизнес. В этом специальном документе администрации Клинтона объявляется мораторий на дополнительное налогообложение сделок, заключенных через Интернет.

Сам термин «Электронная Коммерция» возник практически сразу вслед за появлением ЭВМ в 50-е, 60-е годы. Это была эпоха «Mainframe-based» приложений. Одними из первых таких приложений были программы для транспорта – заказ билетов, а также обмен данными между различными службами для подготовки рейсов.

 

Как видно из определения, электронная коммерция, по сути, состоит из трёх тесно связанных компонент: бизнес-субъектов (участников), процессов, и сетей (посредством которых связываются участники и обеспечиваются процессы).

Рис. 6.1. Составляющие электронной коммерции

 

Рассмотрим подробнее участников (субъектов) электронной коммерции. Между кем происходит взаимодействие? На рис. 2.2 выделено три класса таких субъектов.

 

Рис.6.2. Субъекты электронной коммерции

 

Финансовые институты – организации, оказывающие услуги, связанные с финансами, в первую очередь это банки, т.к. именно в них все остальные субъекты электронной коммерции имеют счета, по которым производится реальное движение средств, соглашение о котором тем или иным способом декларируется в одной из платежных схем для Интернет-коммерции.

Бизнес-организации – любые организации, взаимодействующие через Интернет. В более узком смысле это организации, что-либо продающие или приобретающие через Интернет, т.е. осуществляющие торговые операции.

Клиенты – покупатели или потребители услуг. Раньше этого третьего класса не было в числе субъектов электронной коммерции.

Все стандарты EDI рассчитаны на взаимодействие между бизнес-организациями (на рисунке это показано дугообразной стрелкой) и только это и называлось электронной коммерцией. Сейчас это только один из секторов рынка электронной коммерции, представляющий связи «бизнес-бизнес» (business-to-business, B2B).

В этом секторе возможен очень широкий спектр взаимоотношений между организациями: производитель товара пытается его продать через своих поставщиков (suppliers) или через дистрибьюторов (distributors), которые в свою очередь работают через дилеров (dealers) и реселлеров (resellers).

К таким системам B2B относятся решения, включающие все уровни электронного взаимодействия на уровне компаний с использованием специальных технологий и стандартов электронного обмена данными.

В Интернет такие системы представлены торговыми площадками, биржами, аукционами и порталами. Основная цель всех Интернет-решений B2B – максимально упростить поиск партнёра и обеспечить заключение и выполнение сделки.

Когда конечный покупатель-клиент покупает что-либо для себя, т.е. реализуются взаимоотношения показанные стрелкой, направленной снизу - вправо, то такой сектор рынка называется розничным сектором Электронной Коммерции (retail sector), что олицетворяет связи «бизнес-потребитель» (business-to-consumer, B2C). Торговые компании, работающие на этом секторе рынка, предлагают на продажу широкий спектр товаров от разных поставщиков для широкой массы населения (merchants).

К системам B2C на сегодняшний день относят:

· Web-витрины, – размещённые в Сети каталоги продукции или товаров компании, имеющие минимальные средства оформления заказа.

· Интернет-магазины, – содержат кроме витрины всю необходимую бизнес-инфраструктуру для управления процессом электронной торговли через Интернет – т.н. back-office.

· Торговые Интернет-системы (ТИС), – представляющие собой Интернет-магазины, back-office которых полностью интегрирован с торговыми бизнес-процессами компаний

Финансовый сектор Электронной Коммерции состоит из:

· Сектора «Клиент-Банк» – предоставление банковских услуг организациям.

· Сектора «Home banking» – предоставление услуг по обслуживанию частных лиц.

Есть также межбанковский сектор, для него есть несколько подходов в рамках стандарта FinancialEDI, но банки обычно используют уже традиционные стандарты SWIFT или прибегают к решениям каких-то клиринговых компаний.