Философия в литературе.

23.05.2013

Рецензия Бергсона

Гуссерлианская феноменология дала колосальный результат и во французской философии и в немецкой. На нее же во многом опирается философия Дерриды.

 

- как ф. переписывается литературно.

 

Набоковские тексты в контексте философии Бергсона (без беспокойства об исторических основаниях этого помещения). Функция контекста - понятность.

Набоков нсколько раз упоминал о своем пристрастии к Бергсону, он обозначил его как одного из любимых авторов. Имя Бергсона фигурирует вместе с именами писателей - Хаусман, Брук (георгианец)- английские поэты, Пруст, Джойс, Пушкин. Это единственные основания для привлечеия бергсонианского контекста.

1926 год - набоков читает додклад в берлинском литературном кружке, кот. называется "об обобщении". Этот доклад обозначил его отрицательную реакцию на историцистские спекуляции (историцизм - история управляется неким общим законами). История для Набокова - счастливая игра случая. Он против общих определений эпохи и против общих абстрактных законов, упр. историческим развитием.

 

Персональное впечатление оказывается несоизмеримо с личным визуальным опытом. Имено эта визуальность окрашивает понимание Набокова что такое современность.

Набоков выстраивает дихотомию между мышлением общим и частным сознанием, внимательным к деталям. Он постулирует превосходство частного над общим, объявляя часть более значимой, чем целое. Эссе On Generalities.

Сочетание антиисторицизма и апологии случая в сочетании с отзвуками политических событий делает набоковский доклад унильным.

Зазор между банальными эстетическими высказываниями и нетривиальной прозы.

Однообразное течение бытья.

Волновавшие темы:

-случайность, закономерность;

-игра, азарт;

- искусство ипреступление - антирепрезентанты обонообразности.

 

Центральная для романа "Король, дама, валет" - тема случайности.

 

Банальная схема небанальные мотивы. Преступные планы, кот. разрушаются непредсказуемой судьбой.

В мире Набокова судьба становится роком, только для тех, кто слеп к ее витьеватой структуре.

Пиковая дама - предтекст.

Метафора азартной игры и маниакальная преступная ставка и вторжеие случая - отразились в тексте Набокова.

Но системы нет, рулетка истории не знает законов.

Историцизм превращается в поэтику.

Идея автомата.

В немецкой традиции - воплощение принципа повтореия. То устройство, корое нацелено на репликацию, повторение и воспроизведение.

Перепетии стандартизации времени - американский историк... в книге...

Стандартизация покончила с темпоральной разнородность, ее результат - появление синхронного времени (на смену линеарному. глобализация). На фоне именно этого явления появляетсяфилософия Бергсона.

Сдвиг от исторического прошлого к персональному прошлому. В таком противопоставлении и рождается антиисторицистский протест. В качетсве отклика этого темпорального развития следует интерпретировать повесть Набокова "..." . К этой проблематике он возвращается в рмане "Король, дама..". - мир заводится вокзальными часами - с этого образа начинается роман. Железнодорожное безличное время и механические часы. Автоматическое сознание, превращает прошлое в образец для повтореия, механизирует прошлое.

Механический мр, управляемый неумолимым законов - мир - метафорой которого является повтор. Память, как чистое дублирование начинает противопоставляться творчески активному творческому воображению.

 

Бергсон в 1927 году получил премю по литературе, не написав ни одного художественного произведения. У Набокова он то же в компании писателей.

 

В Материи и памяти (трактат Бергсона) он приводит пример - урок, когда нужно выучить текст наизусть. Разграничение между выученным уроком, кот, мы легко можем воспроизвести (привычка, повторение) и воспоминания, связанные с воспроизведением (последовательным) этапов, воспроизведением каждого чтения текста, для нас существенно каждое прочтение стихотворения - это второй тип памяти, Каждое последовательное чтение - отдельное воспоминание. Строится этот тип памяти на другом принципе. Сущность в том, что каждое чтение относится к определенному времени и не может повторяться. Первый он соотносит с повторением, другой с творческим мышлением. Комизм возникает тогда, когда органическое и одушевленное начинает функционировать автоматически. Там, где возникает репликация, где возникает повтореия и сходства.

Эта характеристика автомата, как повторения и сходства привлекла Набокова.

Один тип памяти сохраняет сингулярное, особенное (набоковский тип памяти). То выученное воспоминание хранит не сингулярное, а общее (зациклино на сходствах).

Франц - герой романа, показался бы Бергсну анамальным. Странным существом, у которого атрафированы некоторые фрагменты психогического аппарата.

Образ Марты - создается на основе бергсонианских построений. Трактат Бергсона "Творческая эволюция". Биораф Набокова, Бойд, тоже отмечал влияние этой книги на творчесто Набокова. Пролематика с механицизмом яаляется приоритетной для Бергсона. Однако, при этом Бойд не сделал глубоко идущих выводов. ПредвИдение и расчет оказывается возможным, потому основанием механистического разума (тотальность реальности дана целиком) является вечность не знающая непредвиденного. Вечность не знает изменеий. Мезанический разум не оперирует временем, потому что принцип времени заключен в различии.

Поскольку Бергсон отрицает механичность разума - он подразумевает множественность путей развития. Эволюция творится посредством миллионов индивидуувом, каждый из котороых подходит к «перекрестку». Этот браз перекрестка приводит его к развилкам (бифуркация). Набоков — ветвистость и распутие.

Задача искусства заключается именно в фиксации возможностей, которые остаются не использованные в практической жизни (Бергсон).

 

Размышления Бергсона о памяти рпивычки, критика механического мышления - контекст, который позволяет понять движение Набокова от одного романа к другому. Антиисторицистская полемика накладывается на механистическую проблематику Бергсона, хотя история Бергсона не интересовала.

В «Отчаянии» - полемика с историцищмом пиобретает более свободный характер, хотя антиисторицистский и политческий смыслы романа не теряются.

Франц - в английском преводе - намек, что он станет нацистом. Это параллель с Германом - симпатизируюшим большивикам.

В его настоящее встревают и прошлое и будущее, стремящиеся вытеснить любое настоящее. Моделирование сознания, построенного на чистом реплицировании - может увидеть только то, что уже когда-то было увидено- Герман. (напоминание медного всадника, картина Ардалиона и пр. )Новое - только повторение). Это сознание, которое фиксирует только то, что должно обязательно повторяться или свершиться. Набоков путает времена, года - потому, что действительность дана в вечности, а не во времени. Он не видит времени так же ка и не видит различий. Он зациклен на повторении и сходстве. Все, что выпадает из системы механизированной историцистской предсказуемости - в сознании не существует.

Эмблемным обозначением безвременности является темпоральная путаница.

Дудкин (Петербург Белого), герой Двойника (Достоевского) - интертекстуально вписываются в набоковскую прозу.

Противопоставление и зрения. Марионетки, в кот. превращаются герои.

Эстетические притензии Набокова к Достоевскому - он несправимый обощитель. Достоевскому не удается сохранить необходимые различия личного и общего. Набоковская позиция - антиисторицизм - пронизывает его литерутрные описание. Стремление к визуальности - продуманный жест, обладающий идеологическим (или антиидеологическим) значением.

Набоков - энтамолог, стремившийся к детальным описаниям различий и сходств.

Александр Долинин - русский исследователей Набокова.

Пишет, что Герман читал у Паскаля у двойников (два схдных лица, из котрого каждое по отдельности не вызывает смеха, вместе они вызывают смех).

Герман игнорирует комичность двойничества. Говоря об «Отчаянии» этот фрагмет Паскаля следует читать с комментариями Бергсона.

 

Задача рецепции - это механический пренос чего быто ни было - это очень сильная переработка. Леф!