К какому обществу обращается Буало и Сумароков, с кем и как они разговаривают.

Возникновеие идеи светского общества. Honnete homme - самоназвание светского человека. Благопристойный человек. Это идеал. Этот тип поведения возникает в 17 столетии. Возникает новый этос светского разговора, общения, что оказывается ключевым. Сдерживание собственных аффектов. Конфликт переносится в сферу речи. Это идеал человека могущего быть приятным - plaire, управляющего своими страстями. Именно для такого общества и пишет Буало, чтение должно быть не столь полезным, сколько приятным. Это светская непринужденная беседа, он не хочет казаться ученым педантом, хотя он был ученый человек, знающий древние языки. Его речь должна быть занимательной.

Попытки внести светскую заниательность в культуру в России предпринимались. Кантемир сделал превод книги.... о вселенной (новейшие астрономические открытия в занимательной форме), в форме диалога с дамой. Дама - центральная игура светсткого общества. Дама мыслится как член бщества, кот. смягчает нравы. Светская культура крутится вокруг разговора с женщинами. Тексты ориентировались на женское потреблеие (Ньютанианство для дам). Нечто подобное пытается сделать и Тредиаковский в 17.. году.

Попытки внести эти коммуникативные формы светского французского общества предпринимаются в России. В конце 40-х годов в России еще нет светского общества, нет салона нет навыков «социабельности». Насильственные попытки разрешить конфликты между аристократами - норма. Общество этого периода - молчащее общество. Кантемир переводит текст о Копернике, хочет не только о нем рассказать но и приучить общество к языку.

У Сумарокова нет ориентации на светскую общительность. Его установка заключается в том чтобы учить и просвещать.

Фигура философа во франции - в оппозиции к обществу, погруженному в ложь и конвенции. Невозможно быть все время приятным и искренним. Появление фигуры философа - протест против тирании светского общества, которое пораждается французским двором. Философ - это тот, кто отказывается от социальных обязанностей. Однако в 18 столетии эта критческая позиция проникает и в среду франц. буржуазии. И здесь начинается мутация этой фигуры. Соединеие, наравленное на критику власти и религии - фигуры высокого просвещения - Вольтер, Дидро, Дюмарсе (трактат Философ). Философ принимает на себя социальную роль и начинает общаться с обществом. Начинается конфликт общества и государства и философ говорит от имени общества и его позиция - позиция критики всех институтов. Он не стоит в полодении учителя. Аманда Девингтон - автор диссертации, посвященной Вольтеру и Сумарокову.

Критика власти или религии - не пересекается с той соц. реальностью в которой существует Сумароков. Его задача — научить «правильному», а не быть приятным. Позиция Сумарокова напоминает о петровской эпохе. Главный акцент не на одаренности писателя, а на правилах, кот. необходимо следовать. Он далек от конфликта с властью кот. характерна для французского просвещения. До появления книги Радищева конфлита общества и государства не было. Считали, что разум очистит Россию от религиозных предрассудков (к 1790-м годам). Но перенести в 1740-х,50-х годах фигуру франц. философа в Россию было невозможно.

Стратегия Буалло - вписать античность в современость, вписание античной программы нового времени. Противопоставление педантизма и honnete homme. Именно поэтому франц. писатели оказываются близко связанными с социальными конвенциями общества. Они считаются с коммуникативными особенностями светского общества. То что они печатают оказывается значимо для франц. общества. В отличае от Германии, где писателю не возможно попасть в мир светский. Поэтому немецкие философы - люди университета, педантичные, со спец. речью. Тексты франц. просвещения открыты для всех, они не для специалистов. Античность Буало - салонная. «Эпос Гомера - богатая сокровищница приятного». Гомер начинает приобретать у него черты галантного автора 17 века. Поэтическое искусство Буало 1687 год. Позже начинается спор во Франции старых и новых. Буало говорит, что античность по прежнему остается тем объектом и тем набором авторов кот. необхолимо подражать, а Шарль.. говорит, что век Людовика превзошел античность.

Роберт Дарнтон (Darnton) - обследовал такой материал, как докуметы франц. полиции, посвященным франц. писателям. Полиция контролировала лит. мр за 25 лет до революции. И это человек 500 только в Париже. Как происходит инфильтрация идей просвещения в массы. Он обнаружил подвал с памфлетами, кот. печатались за пределами Франции продавлись в Париже — мало читали Вольрета и др., это сложная литература. Сложная дифференцированная литературная система. Полупорнаграфические памфлеты назывались Ле Ливр философик.