Политика

История идеи культурного импорта

Культурные заимствования

Из истории русско-европейских контаков.

 

«Культурный импорт с Запада в Россию»

 

 

Рождественнский день 800 год. Папа Лев 3 возложил императорскую корону на голову Карла Великого - возрождение римской империи. «Реноватио» римской империи. В Европейской истории идея восстановления римской истории оказалась переплетена с другой идеей - "транслатио" империи, т.е, не обновление империи, а ее переноса.

 

Эрнст Роберт Курциус - идея переноса базируется на нескольких источниках, в том числе на истолковании книги Сираха[1] - перенос мирового владычества одного царства в другое

Помимо книги Сираха - книга пророка Даниила, гле упоминаются 4 царства, Вавилон, Персия, Империя Ал. Македонского и Рим. Именно здесь возниет средневнковое истолкование идеи вечного Рима «рома этерно».

Римская империя - это последняя в итории мировая держава, заграждающая путь Антихристу. Рим - это Христьянская империя. Идея переноса педполагала узурпацию одного центра другим, рост идиологического потенциала путем писвоения чужого. Рим пал не ввиду своих пеступлений, а ввиду переноса могущества от Рима к королю ....

Мировое владычество - идея универсальная (в средневнковье), предметом переноса оказывается имперская идея - символический перенос. Для римлян - фундаментальная идея - основание собственного города, для греков, афинян - идея города не имела такого значения, репродуцировать Афины можно где угодно. Идея переноса и создание нового Рима, на мовом месте в дохристьянский период - нереально, пока существует мир, как город - существует Рим. Средние века отрывают Рим от его физического присутствия превращают Рим в идею. С 12 столетия - эта идея становится общим достоянием и она начинает определять историософию вплоть до 18 века.

 

Вместе с преносом империи рождается еще одно странное представление «транслатио штудио» - перенос наук (культуры вообще). т.е, мировой центр мудрости может меняться как и центр государственной власти.

 

В 11 столетии идею переноса, который осуществляет Карл Великий проговаривает Оттон (епископ...). Благоларя непостоянству и империя, и науки оказыются все время в состоянии странствования. Оттон указывает на географический вектор движения с востока на запад.

Намек на Византию. Империя всегда одна, их не бывает 2. Существование Византии - было большим скандалом. У Византии было больше прав быть наследницей Рима, чем у короля франков.

Возникает идея поженить императрицу востока и императора запада, но это не проиозошло. В 902 году на Византицском престоле «сидит» император Никифор и конфликт востока и запада оказывается определяющим для истории Европы на несколько веков.

 

Вначале знанием обладал Вавилон, затем холдеи, египтяне и греки (Афины Сократа и Платона), из Греции в Рим из Рима к оранкам.

 

Идея преноса наук восходят к Античности ( Курциус).....

Оттону принадлежит более систематическая оработк идеи переноса, но ее автором он небыл.

В Париже Оттон учился у …

В 12-13 веке идея переноса становится общим местом, топосом.

Винсент де Бове[2] - говорит о двух преносах наук (римляне перенесли науки из Греции, и Алкуин[3] (ирландец, монах) деятель королинского ренессанса, переносит науки из Рима в Париж).

Херинант(?) - упоминает Алкуина и упоминает еще трех ирландский монахов, которые в средние века разносили знания.

Особое место Парижа в поцессе переноса.

Каритьен де Труа[4] в романе Клижес говорит об особом месте Франции.

 

Идея переноса - науки, культура и университет. Эти идеи были распространены во Франции и были связаны с понятием каролингского ренессанса (те события, что были связаны с именм Карла Великого).

 

Перспектива возникновения новых Афин в .... - письмо....

 

В идеи строительства нового на основе старого, нет идеи темпорального разрыва между прошлым и настоящим, они переплетены. Разнятся имена основателей парижского университета: Алкуин, Карл Великий и Святой Деонисий.

С эпохи Крла Великого начинается и пренос соответственных имен. Столицу именуют новым Римом, а императора кка Нового Августа.

Рядом с Новым Римом начинанется цепочка новых Афин. Например в Росии Афины будут упоминать с академией наук (?), основнной Петром Великим.

Василий Тредьяковский будет говорить .....

 

Париж удерживает статус Новых Афин до седины 14 столетия. Итальянский Ренессанс перехватывает эту идею у Франции и делает ее универсальной. И эта изначально французская идея становится доступной для всех, престает быть связанной с Парижским университетом и Карлом Великим.