Кодирование информации

Формирование представления информации называется ее кодированием.

Часто термин "кодирование" употребляется в более узком смысле, как переход от исходного представления к представлению, удобному для хранений, передачи или обработки. В этом случае обратный переход к исходному представлению называется декодированием.

При кодировании могут ставиться разные цели и соответственно применяться разные методы. Наиболее распространенные цели кодирования – это экономность, т. е. уменьшение избыточности сообщения; повышение скорости передачи или обработки; надежность, т. е. защита от случайных искажений; сохранность, т. е. защита от нежелательного доступа к информации; удобство физической реализации (например, двоичное кодирование информации в ЭВМ), удобство восприятия. Эти цели часто противоречат друг другу. Экономные сообщения могут оказаться ненадежными, так как они не содержат лишних символов, и искажение любого символа может изменить смысл сообщения.

Например, обычная запись чисел цифрами гораздо экономнее и удобнее для вычислений, чем запись словами. Однако искажение или удаление любой цифры изменяет величину числа. Поэтому в финансовых документах, где надежность крайне важна, цифровые представления чисел в некоторых местах заменяются или дублируются словесными представлениями. (Сумму иногда пишут прописью.) Теория кодирования подробно исследует проблемы разумного сочетания экономности и надежности при передаче информации. Экономное сообщение может повысить скорость обработки (более короткое сообщение будет быстрее передано или прочтено), но может и уменьшить ее. Например, очень экономно использовать вместо фамилий и имен учеников школы коды типа 9Б17 ("девятый класс Б, семнадцатый по порядку в журнале"). Но тогда надо либо помнить все соответствия между фамилиями и кодами, либо каждый раз обращаться к журналу. Защита информации от нежелательного доступа требует специальных способов обеспечения секретности (паролей, ключей и т.д.). Это увеличивает объем хранимой информации, но и замедляет работу с ней.

На разных этапах сложного информационного процесса достигаются разные цели, и поэтому информация неоднократно перекодируется, т. е. изменяет свое представление. Такая перекодировка происходит при передаче телеграмм, при программировании на ЭВМ (превращение алгоритма в программу на языке программирования – ввод – трансляция – работа программы), при заказе авиабилетов в автоматизированной системе и т. д.