Русская философия XX столетия

Русская философия 2-й половины XIX столетия

Русская философия 1-й половины XIX столетия

Философия в России XVIII в.

Тема 24. Русская философия

Е) Социальная философия

Вопрос об истине

По Марксу, знание человека о мире объективно, что выражается в объективной истине. Относительная истина – неполное знание, получаемое в процессе познания. Абсолютная истина – исчерпывающее знание об объекте. Истина всегда конкретна. Общественная практика – основа и цель познания, критерий истины.

 

Д) Антропология марксизма – довольно приземленна.

Человек в марксизме предстает – не как уникальная личность, а как элемент социума. Материально-производственный компонент является фундаментальным в понимании личностного. Человек мыслится как субъект производства материальных благ, их распределения и потребления. Им движет материальный интерес. Человек как субъект духовной культуры – в марксизме вторичный момент. По сути, происходит нивелирование человека. Человек – представитель класса, субъект классовой борьбы, цель которой – материальные блага.

 

Материальная основа развития общества – производственно-экономические отношения, по Марксу, определяют все остальные отношения (политические, правовые, идеологические). Общество – устойчивый организм, представленный общественно-экономической формацией:

Становление и развитие формации происходит на основе материально-производственных взаимоотношений классов – это основа общественного бытия, на фундаменте которого зреет общественное сознание. Принцип истории – закономерное развитие и смена общественных формаций. На этой основе марксизм развивает революционную теорию классовой борьбы.

Вопросы:

1. Философская мысль Древней и Средневековой Руси (XI – XVII вв.)

Философская мысль Древней и Средневековой Руси (XI – XVII вв.)

Философская мысль в древнерусской культуре XI – XIII вв.Одна из серьезных проблем – понимание философии в Древней Руси. Существуют различные трактовки философии: в кирилло-мефодьевской традиции (XI в. – «Житие Кирилла»; «Изборник 1073 г.», сочинения Владимира Мономаха, Кирика Новгородца, митрополита Никифора); в трактовке, восходящей к «Диалектике» Иоанна Дамаскина (творения Феодосия Печерского, Нестора, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Сергия Радонежского). Разнятся и древнерусские трактовки философа. Характерны: образ последователя Св. Кирилла Климента Смолятича; последователи традиции Иоанна Дамаскина митрополит Никифор, Кирик Новгородец; философ – Максим Грек; философ-аскет Феодосий Печерский.

Философское содержание древнерусской книжности заключается в стремлении к всеобъемлющему охвату действительности. Заслуживает внимания философская проблематика в переводных текстах: «Шестоднев», «Изборник 1073 г.», «Источник знания», «Диоптра», сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. Глубока и интересна онтологическая картина мира в мистико-аскетической древнерусской традиции. Человек понимается как связующее звено материального и духовного начал. Литературу этого пласта также отличает мистико-христианская трактовка познания. Для данного периода характерно соперничество философской и антифилософской ориентации, отрицание «внешней мудрости»; христианская историософия; элементы языческих представлений в древнерусских текстах; этические и эстетические моменты. Социальная философия проявилась, прежде всего, в оригинальных суждениях о природе власти.

Изучение мировоззренческих идей славяно-русского язычества сопряжено с определенными трудностями. Тем не менее, можно выделить специфические черты данного пласта книжности: мифологический взгляд на Вселенную, богов, человека; почитание рождающего начала; пантеизм славян как тип природоцентристского мировоззрения; циклизм миропонимания.

Огромную роль в развитии древнерусского общества сыграло крещение Руси. Оно явилось утверждением принципиально иного – христианского мировоззрения, характерной чертой которого стало нравственное восприятие жизни. Христианское мировоззрение изложено в «Изборнике 1073 г.». Следует отметить ключевое значение «Шестоднева» Иоанна Экзарха Болгарского, древнейших отечественных памятников: «Изборник 1076 г.», «Палея Толковая». Яркий образец древнерусской историософии – «Слово о Законе и Благодати» митр. Киевского Илариона: противопоставление Ветхого иудейского закона и христианкой Благодати. Смешение христианского и дохристианского мировоззрений обнаруживается в «Слове о полку Игореве» – здесь проявилось органическое соединение христианских и языческих понятий.

В древнерусской книжности нашли отражение богословский рационализм и аллегоризм. Представителями теолого-рационалистического направления выступили: Митрополит Никифор («Послание Мономаху о посте и о воздержании чувств»); Кирик Новгородец («Учение о числах»); Климент Смолятич («Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме пресвитеру» и поучение «В субботу сыропустную»); Кирилл Туровский как создатель познавательной концепции («Повесть о белоризце и мнишестве», «Слово о премудрости»).

В полной мере представлена и этическая проблематика, проявленная в нравственно-деятельном типе мудрости Древней Руси. Показательны здесь агиография Нестора; «Поучение» Владимира Мономаха как религиозное обоснование нравственных основ государственной политики. В «Теории князей Божиих» даны нравственные критерии исторических событий.

Философские идеи в культуре Московской Руси.Развитие философии данного периода предопределило возрождение страны после татаро-монгольского нашествия, становление автокефалии Русской церкви и централизованного государства. Для данного периода характерно: постепенное преодоление двоеверия, рост числа монастырей, выполнявших роль духовных школ, повышение интереса к культурам иных стран. Существует непосредственная связь между социальной ориентированностью русской мысли и постепенным возвышением Москвы. В данном контексте проявились: социальный оптимизм в творчестве, тема освобождения от иноземного гнета («Легенда о граде Китеже», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), утверждение провиденциального взгляда на историю.

Следует отметить и внешние идейные влияния на русскую мысль этого периода: «Ареопагитики»; «Диоптра» Филиппа Пустынника; теория и практика исихазма Григория Паламы; западное культурное влияние (трактат «Луцидариус»); арабо-еврейское влияние («Тайная тайных», «Шестокрыл»).

Значительным событием в развитии философии Московской Руси стал спор иосифлян и нестяжателей. Характерные черты идеологии нестяжательства – принижение материи, приоритет духовного; христианский антропологизм (очищение разума от греховных влияний чувственного мира), иррационализм, идея мистического озарения (Нил Сорский: «Устав», «Предание»). Иосифлянство отличалось идеологией «стяжания», идеей сближения Церкви и государства, централизации государства; рационализмом (разумное толкование Священного Писания); реабилитацией материи, борьбой с еретиками (Иосиф Волоцкий: «Просветитель или обличение ереси жидовствующих»). Нестяжательство и иосифлянство – это два полюса богословско-философских ориентаций.

В XV – XVI вв. происходит становление концепции «Москва – третий Рим». Появлению знаменитых Посланий псково-печерского старца Филофея предшествовали: успехи государственного строительства в XV – XVI вв., новое осмысление роли Руси в мировой истории («Сказание о Вавилонском царстве», «Сказание о князьях Владимирских»), формирование идеи Святой Руси, высшего религиозного призвания Русского царства в символической форме в XV в. («Голубиная книга», «Повесть о белом новгородском клобуке»). Послания старца Филофея представляют собой: абсолютизацию православных ценностей, прочтение истории в духе христианского провиденциализма, эсхатологизма. В них нашли отражение также: политическая задача – достижение суверенитета Русского государства, независимости Русской православной церкви; теократическая идея симфонии священства и царства; трактовка будущего человечества в духе апокалипсиса; идея падения всех царств, утверждение мессианского призвания Руси по утверждению и хранению христианства во всем мире.

Значительной вехой в развитии мысли стали проекты государственных реформ (творчество Ивана Пересветова, свящ. Ермолая (Еразма), философия Федора Карпова).

XVII в. – завершение процесса развития русской средневековой культуры. В философской мысли XVII в. нашли отражение следующие черты: подмена религиозно-эсхатологической трактовки концепции «Москва – третий Рим» политической официальными светскими и духовными властями (понимание России как «Константинопольской вотчины»); начало профессионального философского образования в первых академиях (Киево-Могилянская, Славяно-греко-латинская); книжная справа как стимул развития духовной жизни. В XVII в. происходит формирование грекофильской партии (Епифаний Славинецкий, Иоанникий и Софроний Лихуды), активное распространение западного влияния (латинская партия – Симеон Полоцкий («Рифмологион», «Обед душевный»), Сильвестр Медведев). Особое место в философии данного периода занимает Юрий Крижанич. В его творчестве интересны: оригинальная трактовка философии, классификация видов знания, политические сочинения («Политика», «Толкование исторических пророчеств»).

Во 2-й половине XVII в. происходит раскол Русской православной церкви, мировоззренческими причинами которого стали: кризис древнерусского христианства, кризис концепции «Москва – третий Рим», негативное влияние активного вторжения на Русь западной культуры, абсолютизация обрядовой стороны православия. В мировоззрении раннего старообрядчества нашли специфическое преломление уникальные черты русской ментальности. В данном контексте показательны следующие старообрядческие произведения: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Послания и челобитные» Аввакума Петрова; «Послание из Пустозерска к сыну Максиму» Федора Иванова; «Сказка попа Лазаря» и др. В XVII в. происходит большой скачок в развитии национального самосознания. Старообрядчество явило собой яркий образец православного народного национального мировоззрения. Вклад старообрядчества в развитие национального самосознания – в защите самобытной формы религиозности, самобытных духовных начал (приоритет духовных ценностей, внутренняя свобода, духовный разум, духовная эстетика, соборное миропонимание) в переломный период развития национальной культуры, Русского государства. Одна из ярчайших черт – антиномизм старообрядчества, зарождающегося на стыке эпох Средневековой Руси и России Нового времени. В нем проявились следующие антиномии: смирение, проповедь христианской любви и абсолютизация собственного духовного авторитета; абсолютизация Евангельского учения, отрицание внешней мудрости и интерес к внешним знаниям; соборное мировосприятие, демократизм, антииндивидуализм и антропоцентристские тенденции, феномен старообрядческого апостольства; онтологизм и рационализм; апологетика духовной эстетики и восприимчивость к чувственной красоте. Мировоззрение раннего староверия обусловлено, главным образом, идеей падения третьего Рима и утверждения в эмпирии антихриста. Специфично провиденциальное мировосприятие раннего раскола – здесь характерны: идея прекращения истории, пессимистический эсхатологизм, «апокалиптический испуг», попытки покинуть мир, вплоть до самоистребления. Очевиден ярко выраженный антиисторизм ранних старообрядцев, ретроспективность их миросозерцания. Взгляды староверов на взаимоотношение русской культуры с иными культурами детерминированы резкой поляризацией мира по принципу «свои / чужие». В творчестве старообрядцев впервые отчетливо звучит тема «Запад – Восток»; само старообрядчество явилось, во многом, реакцией на активное проникновение во 2-й половине XVII в. европейской культуры. Раскольники явились проводниками идеологии изоляционизма; их значительный вклад в развитие национального самосознания в XVII в. – формулирование чуждых русской православной культуре европейских духовных начал: «ложное» вероучение, приоритет материальных ценностей, внешняя мудрость, чувственная эстетика.