Искусство

Субъективный Дух; 2) Объективный Дух; 3) Абсолютный Дух.

Бытие; 2) сущность; 3) понятие.

Философская система Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831)

Это вершина немецкой классики, объективный идеалист, утверждавший тождество разума и действительности («Все действительное разумно, все разумное действительно»). Он выступил как создатель системы диалектики.

Основы философской системызаложены в ранней работе«Феноменология Духа» (1807). Культура всего человечества рассматривается как постепенное выявление творческой силы Мирового Разума. Воплощаясь в стадиях мировой культуры, Мировой Дух познает себя как их творца. Духовное развитие человека, общества от наименования чувственных вещей до «абсолютного знания» (законов развития, науки, нравственности, религии, искусства) – стадии самопознания Мирового Духа.

Позже будет написана«Энциклопедия философских наук»:фундаментальный труд.

3 части в соответствии с этапами самопознания Духа (здесь действует общий принцип триад).

1. «Наука логики» (1812)

Предмет – развитие Абсолютной Идеи (Мирового Духа) до возникновения природы, человека, т.е. процесс мышления сам по себе. Бог-Идея посредством логики познает себя и Таким образом, развивается (до человека – как закономерная необходимость).

Абсолютная идея последовательно раскрывается во всеобщих категориях от самых общих (бытие, небытие, качество, количество) до конкретных (действительность, механизм …).

Проходит в своем развитии три стадии:

Итог данного этапа – образование понятий. Развитие Абсолютной идеи происходит диалектически:

– Противоречие – мотор, импульс развития Духа;

– Движение поступательное – от абстрактного знания к более конкретному и полному;

– Движение посредством отрицания противоречий и зарождения новых (и снова отрицание);

– Развитие скачкообразно: количественные изменения переходят в качественные и обратно;

– Схема диалектики понятий:

Тезис – антитезис – синтез

Достигнув полноты развития в сфере чистого мышления, Дух переходит в свое инобытие – природу.

2. «Философия природы»

По Гегелю, природа пассивна, лишена самостоятельного развития. Ей противопоставляется активный Мировой Дух. На этом этапе Он проходит также три стадии развития:

1) механика 2) физика 3) органическая физика.

1) В «механике» содержится гениальная идея единства материи и движения;

2) В «физике» рассмотрены физические и химические свойства тел;

3) «Органическая физика» рассматривает жизнь как непосредственное существование Идеи.

В рамках философии природы Гегель подверг критике механистические воззрения науки 18 в.

Однако, Дух на этом этапе развития, по Гегелю, не может обрести полноту и единство, ибо природные явления разрозненны и конечны. Мировой Дух, таким образом, снова возвращается к себе, обогащенный пребыванием в сфере инобытия –

Зарождается человеческое общество.

3. «Философия Духа»

Предмет работы – личная и общественная жизнь людей (Дух, возвратившийся к себе). Дух просыпается в человеке к самопознанию. Слово, речь, орудия труда, материальная культура, цивилизация – этапы творческой силы Духа.

ИсторияпоГегелю:

Ему принадлежит идея закономерности исторического процесса. Прошлое – диалектический момент развития Духа. Поэтому настоящее (действительное) разумно.

Дух проявляется через различные связи и отношения людей. История – прогресс Духа в сознании свободы, развивается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии.

В работе «Философия истории» гениальный немецкий философ утверждает принципы диалектического развития исторического процесса. Развитие общего (ход истории), по Гегелю, происходит через столкновение и диалектическое снятие частных моментов – страстей и индивидуальных интересов отдельных личностей. Этот принцип мыслитель назвал «хитростью Мирового Разума».

Прежде всего, Гегель предлагает свою версию образования общества, государства, прибегая к следующей аналогии. При постройке дома человек использует различные стихии: воздухом раздувает огонь, огнем плавит железо, водой вращает колеса и распиливает дерево. Выстроенный дом призван защищать человека от этих же стихий – огня, дождя, холодного воздуха. «Таким образом, стихиями пользуются сообразно с их природой, и благодаря их совместному действию образуется продукт, которым они ограничиваются. Подобным же образом удовлетворяются страсти: они разыгрываются и осуществляют свои цели… и создают человеческое общество, в котором они дают праву и порядку власть над собой»[1].

Развивая идею «хитрости Мирового Разума», Гегель утверждает: «… во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся… они добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, что… не осознавалось ими и не входило в их намерения». В качестве примера, мыслитель приводит следующую ситуацию. Человек поджигает дом своего обидчика с целью отомстить ему. В результате вышедший из-под контроля огонь уничтожает много домов и становится причиной гибели невинных людей, чего не предполагал поджигатель. Кроме того, его действие обращается и против него самого – он становится преступником: «самое действие… обращается против того, кто совершил его; оно становится по отношению к нему обратным ударом, который сокрушает его».

Реализуя свои цели в ходе мировой истории, люди обыкновенно руководствуются понятиями права, добра, обязанности, уверен философ, «ведь простое желание, дикость и грубость хотения лежат вне арены и сферы всемирной истории». В определении критериев добра Гегель проявляет себя как апологет государства, права: «Если хотят действовать, следует не только желать добра, но и знать, является ли то или иное добром. А то… определяется для обыкновенных случаев частной жизни в законах и нравах государства».

По мнению Гегеля, в развитии истории большую роль играют великие личности. «Они являются великими… именно потому, что… хотели и осуществили великое и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое». Не правы те, пишет мыслитель, кто считает, будто все великое эти люди совершили, руководствуясь своими страстями (жаждой славы, завоевания и т.д.). «Какой школьный учитель не доказывал, что Александр Великий и Юлий Цезарь руководствовались страстями и поэтому были безнравственными людьми? Отсюда прямо вытекает, что он, школьный учитель, лучше их, потому что у него нет таких страстей, и он подтверждает это тем, что… не завоевывает Азии. … но, конечно, сам хорошо живет и дает жить другим». Тех, кто так рассуждает, Гегель навал «камердинерами истории»: «Для камердинера не существует героя, но не потому, что последний не герой, а потому что первый – камердинер».

Конечно же, историческая личность небесстрастна – ей «не свойственна трезвенность... она не принимает многого в расчет, но всецело отдается одной цели... такая великая личность бывает вынуждена растоптать иной невинный цветок, сокрушить многое на своем пути». Но в том и заключается хитрость Мирового Разума, что, умело сталкивая частные моменты – личные страсти, интересы, Он при этом умело реализует Свою всеобщую цель, проявляющуюся в развитии исторического процесса. «Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания. Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются… несостоятельными». При этом «всеобщая идея… остается недосягаемою и невредимою на заднем плане. Можно назвать хитростью Разума то, что Он заставляет действовать для себя страсти, при чем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред… Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов».

На последнем – третьем этапе своего развития Дух проходит тоже три стадии:

1) Субъективный Дух проявляется во внутреннем мире человека.

Отражается в антропологии, социологии.

2) Объективный Дух – дальнейшее Его движение.

Проявляется в праве, морали, нравственности.

Право: «Все действительное разумно». Осуществление свободы в праве осуществляется в частной собственности и формальном юридическом договоре.

3) Абсолютный Дух – завершение развития Духа в искусстве, религии, философии.

Дух проявляется в образе. Прекрасное – чувственное бытие Духа, в его единстве с внешним бытием. Отсюда – ступени развития идеала (соответствуют формам искусства). Критерий – соотношение идеи и ее внешнего образа:

– архитектура (внешние образы лишь намекают на идею);

– классическое (античное) искусство – идея и образ гармонируют;

– Средневековое христианское и новоевропейское искусство – идея превалирует над формой (образом).