Концепция дохода от инвестирования в ценные бумаги

1 2 3 4 5, 6

 

Рис. 3.15. План и поперечный разрез дома ремесленника в Дейр-эль-Медине:

1 – пилон (защитная стена-экран перед главным входом); 2 – прихожая; 3 – жилая комната (гостиная); 4 – спальня; 5 – кухня, очаг; 6 – кладовые; лестница, ведущая на плоскую кровлю дома.

 

7. В эпоху Среднего царства египтяне стали перевозить своих покойников на западный берег Нила, в страну Дуат (Ростау).

Эта страна включала двенадцать провинций, разделенных железными вратами (ночными часами). Однако мы располагаем достоверной информацией лишь о некоторых из них.

Свой путь Ра начинает с восхождения на Западную гору, где он получает царский венец. Первые врата («Вход в тайный зал») охраняет Страж Пустыни. Он отворяет их после заклинания: «Отверзни свое загробное царство для Ра, открой свое царство обитающему на горизонте!…».

Вторые врата именуются «Навстречу тому, кто живет после смерти». Здесь навстречу солнечной ладье выходит бог урожая Непри и его жена Непит, перевитые пшеничными колосьями.

Третьи врата – «Вход с животворящим светом». Здесь обитают мумии. Ра посылает им свой животворящий свет. Мертвые выходят из гробниц, приветствуя Солнце и наслаждаясь его сиянием: «Ваши души не будут погублены, ваши подношения не будут уничтожены!». Солнце иногда называют «Ладьей миллионов лет». Крылатые души, оправданные на суде Осириса, стремились забраться на неё. В случае удачи их ожидало «вечное счастье»: «Они жили пищей, которая давала жизнь богам, и этой пищей был свет. Они были облечены в свет и пребывали в объятиях света…» [Wallis-Budge, E.A. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary, Vol. 2. – Dover Publications Inc., New York, 1978 ed. - P. 333-334].

О четвертых вратах «Навстречу рождению рас» известно лишь то, что здесь Ра дает имена четырем человеческим расам, устанавливает их иерархию на земле: «Из слов, родившихся в его сердце, он дает (на четвертом участке пути) имена … «люди» (египтяне), «техенну» (ливийцы), «аму» (азиаты) и «нехсу» (негры, нубийцы). В соответствии с цветом кожи этих народов появился первый в истории вариант мандалы: центр – красный, восток – желтый, юг – черный, север и запад – белые (рис. 3.16).

 

а б

 

Рис. 3.16. Суд Осириса (а). Сцены путешествия в Страну Дуат (б)

 

Близ пятых врат («Владыка времени») расположен Тайный Зал (Великий Чертог Двух Истин) Осириса. Эти врата охраняет страж «Правдивый сердцем» и два урея, именуемые «Те, кто светит для Ра». Здесь вершится суд над душами в присутствии 42 богов-судей (рис. 3.18-а). Это число, кстати, равно числу древнеегипетских номов (областей), что вряд ли было случайным совпадением. Здесь происходила еженощная битва солнечного бога со змеем Апопом, которая обычно завершалась полной победой Ра. Впрочем, их дуэль вершилась не только под землей, но и в небесах: «…В такие дни небо заволакивалось тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею все же удается поглотить Ладью, наступает солнечное затмение. Но даже и тогда Ра в конце концов одерживает победу над Апопом и плывет дальше по небесной реке…» [23, С. 51].

За шестыми вратами стоит саркофаг бога-скарабея Хепри, который при появлении Ра оживает и садится в солнечную ладью. По выходе на земную поверхность скарабей помогает толкать ладью Ра наверх, к небесному зениту. Назначение остальных шести ворот, а также имена их стражей нам не известны. Первоисточники свидетельствуют, что в конце пути, в 12-й провинции, ладья Месктет проплывала сквозь утробу гигантского змея длиной в 1300 локтей и выходила к подножию восточных гор. Распахиваются «Двери горизонта», Ра умывается в Озере Лилий и пересаживается в «дневную» ладью Манджет. Таков в общих чертах путь солнечного бога в Стране Дуат.

Согласны ли Вы с подобным сценарием ночного путешествия солнечного бога Ра по Подземному Нилу?

8. Прочтите краткую информацию об одной из священных птиц Древнего Египта, внимательно рассмотрите иллюстрации.

 

«Ибис священный (Threskiornis aethiopicus) по общему складу напоминает каравайку, но крупнее ее. Преобладающая окраска оперения взрослой птицы белая, только концы маховых перьев черные. Третьестепенные маховые длинные и слегка рассученные, пепельно-серого цвета, к концу постепенно темнеют, становясь почти черными с фиолетово-пурпурным отливом. Концы этих перьев свешиваются, прикрывая хвост птицы. Голова и шея священных ибисов голые, черного цвета. У молодых птиц голова и шея покрыты беловатыми перышками. Клюв и ноги черные. Клюв, как у всех ибисов, длинный, изогнутый книзу. Длина крыла 33-39 см. Священный ибис распространен в Африке, южнее Сахары, и на Мадагаскаре, изредка встречается также в долине Нила, в ОАЭ. Кроме того, он населяет юго-запад Аравии. Священный ибис – оседлая птица, гнезда строит на деревьях или на земле. Кормится лягушками и разными водными животными. В Южной Африке он получил своеобразное название – трубочист (Chimney sweep), там он ест падаль и, в частности, очищает местность, поедая отбросы, например внутренности птиц…» (рис. 3.17).

 

а б

в г

 

Рис. 3.17. а, б – священный ибис (Threskiornis aethiopicus); в – храм Ибиса в оазисе Харга западнее Фив; г – скульптурная группа (священный ибис, перед ним – статуэтка Маат, богини истины)

 

Эта птица символизировала Тота – бога Луны и письменности, покровителя всех наук и искусств. В Древнем Египте эта птица считалась ипостасью зодчего Имхотепа (создателя пирамиды Джосера в Саккара, III тыс. до н. э.). Священный ибис в Египте появляется во время разлива Нила, а улетает, когда вода спадает. Река оставляет на берегах плодородный ил, и люди связали появление ибисов с благотворным влиянием наводнений: считалось, что именно ибис заставляет Нил выходить из берегов.

В честь ибиса египтяне возводили храмы, а после смерти его труп мумифицировали.

За какие достоинства почитался этот «трубочист»? Приведите примеры его изображений в монументально-декоративном искусстве Египта.

9. На рис. 3.18 показаны фрески из погребальной камеры Нефертари – любимой жены фараона Рамзеса II (XIX династия).

 

 

Рис. 3.18. Фрески из погребальной камеры Нефертари в Абу-Симбеле

 

Что здесь изображено? Кто держит за руку Нефертари? Найдите Исиду и Нефтиду. Что символизирует баранья голова на плечах у покойной?

 

 

10. В конце XVIII в. до н.э. Египет был захвачен азиатскими кочевниками – гиксосами. Это стало возможным благодаря технической новинке, которая до их появления была не известна египтянам. После изгнания гиксосов эта новинка была взята египтянами на вооружение и во многом способствовала их победам на полях сражений.

О какой новинке здесь идет речь? Для правильного ответа на вопрос внимательно изучите иллюстрации, приведенные ниже (рис. 3.19).

а б

в

 

Рис. 3.19. Изображение Тутанхамона на крышке ларца (а); кочевники-гиксосы (б); египетские пехотинцы из армии Тутмоса III (в)

 

11.Эту симпатичнуюбогиню с коровьими ушами можно увидеть в одном из святилищ заупокойного храма Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри).

 

 

Она пользовалась огромной популярностью у египетских земледельцев и виноделов, имела персональные храмы и статуи. Ее именем названа одна из древнеегипетских капителей. Кто это?

 

12. Этот бог играл очень важную роль в погребальных обрядах древних египтян. Ему посвящали храмы, картины и статуи.

 

 

 

Его святилища включались в состав многих заупокойных храмов. Как звали этого бога? Какое животное его олицетворяло?