Основы профессионального самовоспитания и саморазвития
Самовоспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность личности, ориентированная на формирование и совершенствование ее позитивных качеств.
Самовоспитание начинается с самосознания – самовосприятия себя как личности, своего места в общественной и профессиональной деятельности.
Структурно самовоспитание включает единство в таких видах деятельности:
- познавательной - самопознание – изучение собственных особенностей: характера, мотивов, интересов, идеалов, темперамента, способностей, чувств.
- эмоционально-оценивающей – самооценка - результат сравнения себя с идеалом, эталоном.
- деятельностно-регулятивной – саморегуляция – контроль своей деятельности.
Профессиональное развитие и саморазвитие определяется как процесс формирования и совершенствования профессиональных ЗУН и профессионально-важных качеств личности. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание включает элементы:
- самоактуализацию (постановка целей);
- самоорганизацию (планирование);
- самодетерминацию (отбор приемов и методов);
- самореализацию (реализация задуманного);
- самоанализ и самооценку (анализ результатов саморазвития).
Структура готовности учащегося к профессиональному самовоспитанию и саморазвития включает компоненты:
- мотивационный – устойчивая профессиональная направленность, интерес к профессии, ориентация на достижение высоких результатов в работе);
- содержательный – (личностно присвоенные знания фундаментальных и предметных дисциплин, знания по основам самоорганизации, самоуправления, самосовершенствования личности в профессиональной деятельности);
- операционный – (умения по саморегуляции и самоконтролю)
- интеграционный (умения создать картину собственной профессиональной индивидуальности и определить пути и способы дальнейшего профессионального саморазвития)
Условия, которые необходимо создать для профессионального самовоспитания и саморазвития личности в учебном учреждении:
1. ориентация учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию в будущей профессиональной деятельности (использование активных методов и методик обучения и воспитания – проблемных, игровых, контекстных, индивидуальныхх заданий научно-исследовательского характера и т.д.);
2. информирование учащихся о методах, способах и приемах самовоспитания (воспитание воли и характера, работа на перспективу, самопоощрение и самонаказание, самоуважение, самообязательства, самовнушение, самопринуждение, самоотчет);
3. насыщение содержания образования концепциями, которые ориентируют на рефлексию, самопроектирование, самообучение, самоорганизацию, саморазвитие в сфере профессионально-важных качеств личности;
4. применение методик и технологий обучения, которые благоприятствуют приобретению опыта деятельности, который саморазвивает в личностно-профессиональном плане;
5. формирование умений составления собственной программы профессионального саморазвития и самовоспитания (составление собственного автопортрета, собственной личностно-профессиональной модели, выполнение научно-исследовательских заданий, творческих проектов).