Основные направления социально-культурной политики в борьбе с наркоманией

 

Основные направления социально-культурной политики
в борьбе с наркоманией.

Политика различных стран в отношении наркотических средств и профилактики наркомании в целом соответствует тенденциям, прослеживаемым в международных соглашениях. Что касается мер по сокращению нелегального рынка наркотических средств, то основным курсом политики во многих странах избрано решительное противостояние этому рынку с применением различных репрессивных средств. В последние годы даже терминология, употребляющаяся в текстах правительственных
программ, заимствуется из словаря военного времени: «воина с
наркобизнесом», «антинаркотический фронт» и т.п. Тем не менее. отличительной особенностью предлагаемых концептуальных решений задач но предупреждению распространения наркотиков во многих странах является стремление к разработке и реализации политики равновесия между репрессивными методами и профилактическими. При этом подчеркивается, что репрессии должны распространяться только в отношении незаконного оборота наркотических средств и лиц. в нем участвующих, а в отношении страдающих наркоманиями или Групп риска приоритетны профилактические мероприятия. В отношении трупп риска главной целью национальных программ является увеличение объема профилактических мероприятии.

В настоящее время основные направления политики в отношении наркотических средств отражаются не только в законодательстве, но и в национальных программах по предупреждению злоупотребления наркотиками и их распространения, при этом названия программ в различных государствах могут значительно отличаться. Значение таких программ заключается в концептуальном осмыслении проблемы, методов и возможностей се решения, а также в разработке и комплексном проведении мероприятий но решению двух общих задач: снижения предложения наркотиков и снижения потребности в них.

Проведенный Т.Н. Беркалиевым анализ политики различных стран в отношении наркотиков дает основание для ее условного разделения на три типа: либеральную, репрессивную и рестриктивную.

Либеральная - политика разрешения торговли и потребления некоторых видов наркотиков в Голландии и Дании.

Репрессивная политика характеризуется преследованием индивидуумов за потребление наркотиков. Такая политика проводится в Пакистане, Сингапуре и некоторых других странах, где за употребление наркотиков предполагается тюремное заключение, а за торговлю ими - казнь. Так как на этих странах
уровень потребления наркотиков чрезвычайно низкий, нельзя говорить о неудаче репрессивной политики, но в европейской культуре, более гуманной, такая политика неприемлема.

Рестриктияная («сдерживающая») политика характеризуется тем, что государство за употребление наркотиков не применяет уголовное наказание, а старается оказать помощь больным наркоманией. В то же время, оборот наркотиков строго контролируется. Важным элементом рестриктивной политики является интенсивная профилактическая работа по разъяснению
вреда наркотиков. Эта модель более распространена в США, Швеции и других странах, где характерно в течение 80-х и начала 90-х гг. устойчивое снижение потребления наркотиков. Однако в настоящее время наблюдается незначительный рост потребления. его связывают с ослаблением контрпропаганды наркотиков и некоторым «успокоением» общества.

Можно отметим, тенденцию - в европейских странах и США центр внимания в национальных программах все больше переносится на разработку систем профилактических мероприятий, направленных на работу с потребителями наркотиков и группами риска.

Еще одной отличительной чертой политики в отношении предупреждения наркомании в разных странах является стремление общества воздействовать на всю совокупность факторов риска заболевания.

Наркоманию все чаше относят к «социальным заболеваниям», и в этой связи прорабатывают возможности се предупреждения не только на биологическом, но и психологическом, педагогическом. социальном уровнях. В этом плане самыми общими профилактическими мероприятиями можно СЧИТАТЬ разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к здоровому образу жизни. Идея о том, что здоровье человека является
ценностью и для него, и для общества занимает все больше места в общественном сознании развитых стран. Ее можно считать важной психологической предпосылкой к организации профилактической работы с различными возрастными группами населения и, прежде всего, молодежью.

Считается, чго именно изменение отношения к своему здоровью облегчает реализацию других профилактических и лечебных программ. Одновременно в политике государств большое внимание уделяется широкому информированию населения о вреде наркотиков. Основным источником необходимых знаний яв)тяются средства массовой информации и специально разработанные образовательные программы для детей и подростков. на них в этом титане возлагается ответственность и надежда.

Комплексный подход к работе с населением строится по различным принципам: возрастному, социальному, территориальному. При этом особое внимание уделяется «зонам риска».
Например, в США ставится задача - сделать свободными от наркотиков школы, рабочие места и улицы. В Германии планируется разработка и внедрение комплекса мероприятий но профилактике наркомании среди молодежи. Специальной информацией охвачены школьные работники и так называемые советники. посредники и консультанты, то есть те, кто работает с молодежью вне школы. Работа этих специалистов направляется
Германским центром против злоупотребления наркотиками и финансируется правительством.

В большинстве программ европейских стран школа выделена как «зона риска», поэтому работе со школьниками уделяется особое внимание, при этом отмечается, что достижение цели, рати которой разрабатываются и реализуются программы, зависит от взаимодействия всех участников профилактической работы. В этой связи особенно отмечается необходимость координации работы различных специалистов и организаций.

Можно выделить два основных принципа построения профилактической деятельности в отдельных странах.

1. Централизованная увязка всех программ (региональных,
общественных, отдельных организаций и т.д.).

2. Партнерство всех организаций, участвующих в работе но
улучшению наркологической ситуации.

Отличительной особенностью современных профилактических мер является повышение роли общественных инициатив, что отражает особую обеспокоенность общества этой проблемой. Все более часто такие инициативы получают официальное признание и включаются в общую систему предупредительных мер. Таким примером могут служить профилактические программы ЕСЛО, Европейские города против наркотиков. Все большее распространение приобретает и практика объединения различных специалистов (врачей, психологов, педагогов и т.д.) в небольшие группы с целью реализации программ. Их объединяют общие взгляды на проблему и се решение, прежде всего, к работе с группами риска. По мнению участников международных объединений и движений, общим направлением профилактики должно стать расширение мероприятий по укреплению здоровья населения, усиление внимания к социальной работе и
пропаганде здорового стиля жизни. Благоприятный психологический климат, доброжелательность, атмосфера заботы счита-
ются факторами успеха в предупреждении -заболевания нарко-
маниями. Это четко прослеживается в документах таких движе-
ний. как «Северные страны против наркотиков» и «Европа про-
тив наркотиков», общества «Родители против наркотиков», ко-
торое зародилось в Финляндии и стало основоположником этих
движений.

В целом, анализ развития международной политики в отношении наркотиков показывает, что объявленная в 60-х гг. «война» наркотикам, которая велась с применением жестких репрессивных мер и требовала больших финансовых расходов, не дала тех результатов, которые оправдали бы все эти затраты. Этот факт был положен в основу аргументов в пользу принципиального пересмотра концепции антинаркотической политики.

Можно отмстить, что в настоящее время политика в отношении предупреждения распространения наркотических средств и заболеваемости наркоманиями имеет несколько общих направлений в различных странах.

Традиционное направление нетерпимая борьба с нелегальным распространением наркотических средств. Здесь используются различные репрессивные меры, широко применяются оперативные акции, формы международною сотрудничества. Данное направление политики обеспечивается вложением крупных материальных средств и закрепляется уголовным законодательством, которое предусматривает широкий перечень запретов операций с наркотиками со строгим наказанием за их нарушение.

Новое направление - существенное изменение в отношениях к лицам, страдающих наркоманиями, и к проведению профилактических мер. Данное направление получает финансовую поддержку со стороны государства и закрепляется социальным законодательством, законодательством в образовании и здравоохранении. В рамках этою направления можно отметить деятельность различных общественных групп и движений. В последние годы в этом направлении активизировалось внимание к предупредительной работе среди трупп риска (школьников, молодежи). Особое значение придается информированию о вреде наркотических средств, принимаются меры, стимулирующие ведение здорового образа жизни. Основными ориентирами является полное воздержание от наркотиков и сокращение использования средств, способных вызвать зависимость организма от них (табак, алкоголь, лекарственные препараты). Это направление политики реализуется на основе целевых правительственных программ.

Общая идеология выражена в Послании Генерального Секретаря ООН по случаю международного Дня борьбы со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков от 26 июня 2002 г. К. Аннан отмстил, что работа Международной Программы ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП) является важной составляющей обшей стратегии борьбы с употреблением наркотиков и направлена также на разъяснение людям о преимуществах здоровою обрата жизни
человека, свободного от наркотической -зависимости. Профилактика и прекращение злоупотребления наркотиками и незаконного оборота наркотических средств - это нечто большее, чем забота о здоровье общества. Проблема затрагивает все слон
общества. Что самое главное, она затрагивает большое число молодых людей, нанося ущерб квалифицированной и образованной части населения, находящейся в самом расцвете сил, что ведет к трагическим последствиям во всех странах и регионах.
Для профилактики требуется политическая воля, проведение кампаний по информированию об опасности этой проблемы в школах и на рабочих местах, мобилизация и вовлечение в эту работу всех слоев общества, включая политических, религиозных и общественных лидеров.

Зарубежный опыт разработки профилактических программ насчитывает не одно десятилетие. Это позволяет увидеть их во временной ретроспективе и оценить их эффективность. Поэтому неудивительно, что в основе многих отечественных программ лежат адаптированные (а иногда и не вполне актированные)
зарубежные прототипы.

Современное антинаркотическое обучение за рубежом основывается на следующих концептуальных положениях. Дети в каждом возрасте получают в определенной последовательности строго определенную информацию о психоактивных веществах.
У них формируется отрицательный образ человека, употребляющего психоактивные вещества. Проводится целенаправленная работа по развитию навыков общения, принятию решений, формированию позитивных взаимоотношений с окружающими,
воспитанию самоуважения, развитию Я-концепции. Предлагаются альтернативы употреблению психоактивных веществ. Детей учат управлять своим состоянием, справляться со стрессом.
Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффективные, поведенческие, альтернативные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.

Программы когнитивного обучения получили большую популярность в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Америки. Они рассчитаны, прежде всею, на подростков в возрасте or двенадцати до шестнадцати лет и отличаются повышенной
эффективностью. Основная цель программ заключается в том, чтобы учит ь детей брать на себя ответственность за собственное поведение, осознавать свои действия.

Программы эффективного обучения и их модификации. Это программы первичной и вторичной профилактики. Получили распространение во Франции, в Германии. Англии и Голландии. В их основе лежит представление о том, что в подростковом
возрасте происходит кризис идентичности. В связи с гормональным дисбалансом и происходящими в организме изменениями. подросток находится в состоянии дополнительною стресса и должен адаптироваться к жизни в новых условиях.
У него изменяется система эмоционального регулирования. Он становится очень ранимым, болезненно воспринимает окружающую действительность. Цель данных программ - учить детей и подростков регулировать эмоции, осознавать и контролировать их, переводить из одной модальности в другую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

Программы поведенческою обучения или поведенческой модификации широко распространены в Соединенных Штатах Америки. Они основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения у подростков устойчивости к употреб-
лению табака, алкоголя, наркотиков, к включению в антисоциальные компании. Человек, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей осознанно и даже неосознанно отказываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми. Создатели поведенческих профилактических программ обобщают достижения различных обучающих методик и пользуются эклектичными моделями.

Одна НЗ таких моделей - основа программ формирования жизненных навыков (ФЖН). Программы ФЖП - это всесторонние современные программы, имеющие широкую методологическую основу, позволяющую детям сформировать здоровый
стиль жизни и сопротивляться вредным влияниям, в том числе и приобщению к употреблению психоактивных веществ.

Программы формирования социальных альтернатов базируются на идее о том, что позитивная деятельность, альтернативная наркотизации, способствует переориентации подростков. Эти программы распространены в Бельгии, во Франции и представляют собой создание действительности, альтернативной наркотической. Сюда могут быть отнесены всевозможные формы занятости молодежи: рискованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др.
Программы обладают высокой эффективностью.

Общественные программы подразумевают воздействие через средства массовой информации - радио, телевидение, газеты. журналы, плакаты, открытки, лекции, конференции, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ - увеличение
обьема информации о последствиях употребления наркотиков. Они призваны действовать на установки, касающиеся употребление психоактивных веществ, а также социальные и средовые факторы, поддерживающие установки в отношении изменения поведения.

Программы, ориентированные на школу, включаются в национальную политику образования и проводятся в форме школьных уроков, посвященных обучению здоровому поведению, предупреждению употребления наркотиков и алкоголя.

Программы создания групп социальной поддержки. Если у ребенка отсутствует социальная среда, способная поддержать его, такую среду необходимо создавать искусственно: формировать группы само- и взаимопомощи (среди родителей, сверстников, учителей).

Достаточно широкое распространение получают программы копинг-превенции. базирующиеся на основах теории стресса и копинга Р. Лазауруса. Эти предегаиления заключаются в том. что при взаимодействии со средой у человека формируются определенные стратегии поведения, направленные на совладение со стрессом и являющиеся результатом ею личного опыта. Копинг - это преодоление стресса, совладение с ним. С целью профилактики употребления наркотиков необходимо развитие навыков преодоления стресса.

Большинство зарубежных программ включает обучение сопротивлению давления сверстников и взрослых, средств массовой информации, подталкивающих подростков к употреблению. Значительное внимание уделяется распознаванию невербальных
механизмов коммуникации, т.к. выражение лица, жесты, позы,
меняют смысл высказываний.

Мультикомпонентные программы учитывают индивидуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикомпонентный подход является наиболее перспективным, поскольку установлено, что эффективность программы прямо пропорциональна количеству включенных в нес компонентов: чем больше компонентов входит в программу, тем она более надежна и универсальна.

Общеизвестными условиями эффективности программ являются следующие: профилактическая работа наиболее эффективна среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей. Они относятся к группе
меньшего риска.

Менее способные и неблагополучные в поведении ученики принадлежат к труппе повышенного риска.

Наличие специальных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений поведения. Поэтому программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Это позволит всем учащимся освоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать поведенческие модели и схемы.

Все исследователи солидарны в убеждении, что хорошо подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обучение, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники.

При использовании профилактических программ, основанных на информационном подходе к антинаркотическому обучению. необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающую действительность и вызывают сомнения в достоверности источника.

Предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобокая информация. Особенно, если в дальнейшем лети столкнутся с альтернативными или противоречивыми фактами.

Доказана эффективность активного участия детей в различных моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное присутствие при сообщении информации неэффективно.

В рамках многочисленных исследований в США показано,что в отношении эффективности профилактики наркомании наблюдаются различия, связанные с разновидностью наркотика. Большая Эффективность достигнута в отношении табака. Более спорные результаты наблюдаются в отношении алкоголя и ма-
рихуаны. это связывается с тем. что американское общество к табаку настроено более единодушно негативно, чем к алкоголю и марихуане.

Вообще, результаты практической реализации профилактических программ большинство зарубежных авторов оценивают неоднозначно: не всегда эффект сопоставим с затратами, иногда отмечались негативные эффекты, после завершения занятий происходит Эффект затухания.

Перспективен подход к профилактике наркомании с позиции укрепления здоровья. Эта концепция включает в себя формирование компетентности здорового жизненного стиля. Данное направление разрабатывается с 1994 г.. уже включает в себя 10 стран Европы и получает постепенное распространение в России. Несомненно, что формированию здорового стиля поведения будет способствовать увеличение школ здоровье сберегающего типа.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите особенности превентивного образования за
рубежом.

2. Раскройте принципы организации профилактической
деятельности.

3. Охарактеризуйте целевые установки обучающих про-
грамм, указанных в параграфе. Обоснуйте необходимость вне-
дрения мультикомианентных программ.

4. Выделите условия эффективности профилактических
программ.

Литература

1. Бсркалиев Т.Н. Профилактика наркомании в территори-
альной системе общего образования: Дис. ... канд. пед. наук
СПб.. 2003.

2. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом:
Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.

3. Ерохина И.А. Здоровье сберегающие технологии в про-
филактике наркозависимости подростков: Monoip. Тамбов:
Першнна, 2005.

4. Калачей Б.Ф.. Сергеев А.Н. Развитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России и в мире // 11ротиводейст-
вне незаконному обороту наркотических средств и психотроп-
ных веществ. М., 2000. С. 52-68.

5.Колесникова Э.А. Наркотики и наркомания // Профилактика девиантного поведения молоде жи. М.. 1998.

 

 

 


[1] Аристотель. Метафизика. М., 1951. – 306 с.

[2] Эпикур. Письмо к Геродоту. М., 1946. – С. 44.

[3] Ольденбург С.Ф. К осмыслению истории культуры. М., 1937. – С. 159.

[4] Сорокин П. Бюджет свободного времени. М., 1988. – 88с.

[5] Новикова И.А. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах. 2-е допол. издание. М., 1999.