Общественные организации социальных меньшинств США

Специфика общественных организаций этнических групп за рубежом

Значительные миграции XX в. оказывают на культурный об­лик многих стран колоссальное влияние. Именно поэтому те го­сударства, которые допускают миграционные потоки, получают не только дешевую рабочую силу, но и значительные проблемы этнокультурного порядка. Этот парадокс сочетания перечислен­ных тенденций этнокультурной ситуации сегодняшнего дня мож­но найти на всех континентах. Большинство современных госу­дарств переходит к широкомасштабному общению в рамках не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества.

Мир «все более диаспоризуется: увеличиваются в размерах и пропорциях старые диаспоры, появляются новые, которые еще несколько лет (или десятков лет) тому назад никто и вообразить себе не мог... этнические диаспоры, как практически любые, в том числе и самые древние - почти всегда следствие неблагопо­лучия народа на своей родине, этнических конфликтов, войн, экономического упадка, голода и прочих бедствий» [3].

Как отмечает А.И. Арнольдов, «глобальная культура - это особая форма человеческого общения, информационного обме­на. Она - замечательный сплав, вбирающий в себя все ценное из опыта народов земли. В то же время она - поле диалога культур. Непременное условие ее развития - равноправие культур, содержательное взаимодействие и взаимообогащение различных национальных культур между собой и универсальной культу­рой» [1,с. 18].

Сфера деятельности общественных организаций стран За­пада обширна и разнообразна. Их деятельность по своей сути представляет собой одну из разновидностей социальной работы. Социальная работа — это организация личностной, обществен­ной и государственной помощи людям. Она основана на альтру­изме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или час­тичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безрабо­тицей, принятием жизненно важных решений. Авторы учебно­го пособия «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников определяют цели социаль­ной работы следующим образом:

а) забота социального работника об увеличении самостоя­тельности своих подопечных, развитии у них способности кон­тролировать свои действия и более эффективно решать возни­кающие проблемы;

б)поиски индивидуального и по-своему уникального под­ хода к каждому человеку и к каждой семье в современных усло­виях, направленного на удовлетворение их экономических, ду­ховных, досуговых интересов и потребностей;

в) создание условий, благоприятной досуговой среды, кото­рая помогла бы каждому человеку - ребенку, подростку, взрос­
лому, несмотря на ту или иную экстремальную ситуацию, жиз­
ненный кризис, душевный срыв, сохранить равновесие, чувство
собственного достоинства, физические силы, познавательную и
творческую активность [7, с. 6].

В данном подходе четко прослеживается гуманистическая аксиологическая основа современного взгляда на гражданское общество. Что же касается общественных организаций этниче­ских групп, то кроме социальной направленности в их функцио­нировании отчетливо представлен и разнообразный спектр культурно-досуговый деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «музейная педагогика».

2. Расскажите об особенностях использования музейной педагогики в эстетическом воспитании детей и подростков.

3. Поясните основные направления реабилитационной работы музеев.

4. Определите социально-культурный потенциал музеев в развитии технологий арт-терапии.

5. Определите роль информационных технологий в современной работе музеев.

Литература

1. Социально-культурнаяч работа за рубежом// Учебное пособие. Под науч.ред. Григорьевой Е.И. Тамбов, 2008.

Ванелова Е.Г. Музей и школа.М.: Просвещение,1985.

2. Колесникова И.А. О делении музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.пособие. М., 2004.

4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному ikk
приятию. М., 1998.

5. Георги Р. Глаз и мозг моих зрительных воспоминаний
М.: Прогресс. 1970.

6. Museums and children Paris. UNESCO, 1979.

7. Museums and disabled persons // Museum. 1981. № 3.

8. Museums and Tcachers Paris // COM. 1956. Hs 2.

9. Museums Education: History. Theory and Practice / I «I
N Berry and S. Mayer. Res ton. 1989.