Общественные организации социальных меньшинств США
Специфика общественных организаций этнических групп за рубежом
Значительные миграции XX в. оказывают на культурный облик многих стран колоссальное влияние. Именно поэтому те государства, которые допускают миграционные потоки, получают не только дешевую рабочую силу, но и значительные проблемы этнокультурного порядка. Этот парадокс сочетания перечисленных тенденций этнокультурной ситуации сегодняшнего дня можно найти на всех континентах. Большинство современных государств переходит к широкомасштабному общению в рамках не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества.
Мир «все более диаспоризуется: увеличиваются в размерах и пропорциях старые диаспоры, появляются новые, которые еще несколько лет (или десятков лет) тому назад никто и вообразить себе не мог... этнические диаспоры, как практически любые, в том числе и самые древние - почти всегда следствие неблагополучия народа на своей родине, этнических конфликтов, войн, экономического упадка, голода и прочих бедствий» [3].
Как отмечает А.И. Арнольдов, «глобальная культура - это особая форма человеческого общения, информационного обмена. Она - замечательный сплав, вбирающий в себя все ценное из опыта народов земли. В то же время она - поле диалога культур. Непременное условие ее развития - равноправие культур, содержательное взаимодействие и взаимообогащение различных национальных культур между собой и универсальной культурой» [1,с. 18].
Сфера деятельности общественных организаций стран Запада обширна и разнообразна. Их деятельность по своей сути представляет собой одну из разновидностей социальной работы. Социальная работа — это организация личностной, общественной и государственной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. Авторы учебного пособия «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников определяют цели социальной работы следующим образом:
а) забота социального работника об увеличении самостоятельности своих подопечных, развитии у них способности контролировать свои действия и более эффективно решать возникающие проблемы;
б)поиски индивидуального и по-своему уникального под хода к каждому человеку и к каждой семье в современных условиях, направленного на удовлетворение их экономических, духовных, досуговых интересов и потребностей;
в) создание условий, благоприятной досуговой среды, которая помогла бы каждому человеку - ребенку, подростку, взрос
лому, несмотря на ту или иную экстремальную ситуацию, жиз
ненный кризис, душевный срыв, сохранить равновесие, чувство
собственного достоинства, физические силы, познавательную и
творческую активность [7, с. 6].
В данном подходе четко прослеживается гуманистическая аксиологическая основа современного взгляда на гражданское общество. Что же касается общественных организаций этнических групп, то кроме социальной направленности в их функционировании отчетливо представлен и разнообразный спектр культурно-досуговый деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «музейная педагогика».
2. Расскажите об особенностях использования музейной педагогики в эстетическом воспитании детей и подростков.
3. Поясните основные направления реабилитационной работы музеев.
4. Определите социально-культурный потенциал музеев в развитии технологий арт-терапии.
5. Определите роль информационных технологий в современной работе музеев.
Литература
1. Социально-культурнаяч работа за рубежом// Учебное пособие. Под науч.ред. Григорьевой Е.И. Тамбов, 2008.
Ванелова Е.Г. Музей и школа.М.: Просвещение,1985.
2. Колесникова И.А. О делении музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.
3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.пособие. М., 2004.
4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному ikk
приятию. М., 1998.
5. Георги Р. Глаз и мозг моих зрительных воспоминаний
М.: Прогресс. 1970.
6. Museums and children Paris. UNESCO, 1979.
7. Museums and disabled persons // Museum. 1981. № 3.
8. Museums and Tcachers Paris // COM. 1956. Hs 2.
9. Museums Education: History. Theory and Practice / I «I
N Berry and S. Mayer. Res ton. 1989.