LV. Сохранялись и простонародные, сельского происхож­дения праздники. Скромные по сюжету, нередко представлен­ные в карнавале, они составляли важную часть досуга селян.

Сюжет карнавала. За исключением шествия у карнавала нет сюжета. Он, как ртуть, малыми брызгами рассыпается (рас­текается) по городу, ибо карнавал - не разовое действие, а образ жизни на определенный срок, жизни диковинной, вывернутой наизнанку, перевернутой вниз головой.

Организация карнавала. Дата главного карнавала года из­вестна - за две недели в канун Великого поста. Бывали периоды, когда атмосфера карнавала с его вольностями господствовала с конца декабря до начала марта. Церковь и власти добивались ограничения вольностей по возможности короткими и конкрет­ными по времени периодами.

Истоки карнавала - в вечерне-ночной неофициальной части древнегреческого праздника Великих Дионисий. Не обла­дая той концентрацией ума и свободы духа, что были в Афинах, римский мир воспроизводил греческую культуру праздника в отдельных ее компонентах. Питейные и эротические элементы праздника в Риме были такими, что власти запрещали вакхиче­ские (дионисийские) увеселения. Западноевропейский карнавал XV-XVII вв. использовал, кроме того, и традиции римских са­турналий (всеобщее равенство), марсалий (скачки, конные со­стязания). Карнавал как истинно народный праздник не был обреме­нен обязательными обрядами или ограничениями. Он вбирал в себя все занимательное и смешное из буден и праздников.

Наконец, о главном празднике эпохи - о Карнавале. Отме­тим, что церковники и аристократы не почитали этот праздник. Как хорошо сказал российский славист Всеволод Миллер: «Карнавал - это праздник для слуг». Конечно, не совсем для слуг, но для ремесленников и простого народа это был главный праздник.

На юге Германии и в Австрии центрами культурной жизни городов и городков становились мейстерзингерские школы-объединения любителей музицирования и пения, возглавляемые учителями музыки. Надо полагать, они играли не только для се­бя, а их приглашали в дома и на общественные мероприятия.

Развитие светской образованности привело в ХV-ХVI вв. к возникновению в городах литературно-художественных объе­динений, кружков, салонов.

П. Аристократы той поры, в мирное время в большинстве своем вполне досужие люди, устраивали праздники и зрелища во дворцах.

Осознавая, что господствовать лишь с помощью окрика и проклятий становится все труднее, церковь ринулась завоевывать такой важный плацдарм человеческой души, как праздники.

Можно назвать четыре группы праздников и до­суговых действ: церковные, дворянские, городские и сельские народные.

III. Это время формирования раннебуржуазных отношений, и город все более отчетливо желал заявить о себе и о своей идеологии жизни. Одним из распространенных способов пока­зать себя стали городские процессии - шествия. Они устраива­лись по поводу приезда в город знатных гостей и в связи с яр­марками. В них активно включалась церковь. Этот жанр дейст­вия развивался в XV-XVI вв. на севере Европы. Утверждение протестантизма (кальвинизм, лютеранство) привело к снижению или отказу церкви от участия в них. К середине ХУН в. данный жанр окончательно изжил себя.

Карнавальное шествие. Оно занимало весь день и могло по­вторяться. Основа и эпицентр шествия - корабль дураков: лодка на повозке с мачтой и оснасткой; колесо или вертушка на мачте были местом шута-остроумца, а на веревочных лестницах снастей располагались другие Шуты и ряженые, так что стрелы задиристых шуток и юмора летели во все стороны. Публика (тоже в масках), отложив на время свои заготовки в области ду­рачества, толпилась и следовала за кораблем дураков.