Развитие речи и появление 2-й сигнальной системы.

1.

Сознание и бессознательное.

Развитие речи и появление 2-й сигнальной системы.

Происхождение и развитие сознания.

Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условнорефлекторных механизмов поведения в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Появляются процессы поведения.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который обладает способностью не только реагировать на изменения среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) поведение. Это обусловлено наличием у человека сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Похожая психическая деятельность присуща и высшим животным (лошади, собаки, дельфины), но от них человека отличает то, что он выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о себе, окружающей действительности. Всю информацию о мире человек преломляет через свою систему ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Животное является элементом природы, а человек стремиться подчинить себе природу, создавая для этого орудия труда. Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от животных. Благодаря труду человек стал активно совершенствоваться в трех основных направлениях: поведении, деятельности и общении.

Общение и элементарные формы речи присущи и животным. У человека же имеют место специфические формы речевых сигналов, которые связаны с функционированием не только 1-й, но 2-й сигнальной системы.

Разница между 1-й и 2-й сигнальными системами: ответы на раздражители непосредственно имеющие место во внешней среде, вызывают реакции на уровне 1-й сигнальной системы (опасность-издаваемый звук-слух другого животного-поведение, соответствующее ситуации опасности).

Человек видя или мысленно представляя перед собой предмет или явление обозначает его словом, т.е. таким звукосочетанием, которое для других людей обозначает тоже самое, в результате у другого человека появляется представление или мысль о данном предмете или явлении. (у человека опасность-речь-слух-понятие о том, какая опасность-поведение в соответствии с понятием об этой опасности).

Речь человека в отличие от голосовых реакций животных позволяет не только запускать ту или иную рефлекторную реакцию, но и обмениваться мыслями.

Речь человека возникла в условиях совместного труда из-за необходимости объединять свои действия и направлять их на решение общей задачи. По мере совершенствования трудовой деятельности совершенствовалась и речь. Так как и в труде в речи стали закрепляться накопленный опыт, который передавался из поколения в поколение.

Развиваясь в процессе взаимодействия между людьми в деятельности и общении язык в тоже время стал явлением, существующим не зависимо от людей, стал существовать в виде устной и письменной речи.