Основы физиологии
Обслуживание детей дошкольного возраста
Проблемы детей младшего возраста
Медицинские проблемы.
В этом возрасте относительно часто встречаются:
· расстройства пищеварения и питания,
· проявления диатеза,
· рахит,
· пневмонии,
особенно при неблагоприятных условиях проживания, питания и ухода.
Остается высокой частота ОРЗ. Расширение контактов с другими детьми увеличивает угрозу заболевания острыми детскими инфекциями. В этом же периоде формируется и большая часть аллергических болезней, в том числе и бронхиальная астма.
Социальные проблемы. Двигательная активность детей преддошкольного возраста огромна, а контроль за адекватностью движений и поступков минимальный, отсюда возникает опасность травматизма. Дети раннего возраста получают в основном бытовые травмы. Из них наибольший процент составляют ожоги. Маленькие дети часто получают травмы в результате падения из коляски, кроватки, с дивана, стула.
В этом возрастном периоде в познании окружающего мира ребенком участвуют всевозможные анализаторы, в том числе и рецепторный аппарат ротовой полости (мелкие предметы ребенок часто берет в рот), поэтому высока частота аспирации инородных тел (монеты, пуговицы, кнопки) и случайных отравлений.
Преддошкольный возраст – это также период первого упрямства, когда желания ребенка и родителей уже могут не совпадать. В этом возрасте воспитание становится главным элементом ухода за детьми, так как в игре идет обучение навыкам трудовой деятельности.
К 3 годам у ребенка появляется потребность общаться со сверстниками, поэтому чаще всего с этого возраста дети посещают детское дошкольное учреждение. Ребенка необходимо заранее и постепенно подготовить к перемене обстановки.
Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) характерно:
· первое физиологическое вытяжение;
· замедление нарастания массы тела;
· увеличение длины конечностей;
· углубление рельефа лица;
· нарастание массы крупных мышц, увеличение объема активных движений в крупных суставах.
В дошкольном возрасте продолжается дифференциация нервных клеток, активно совершенствуются функции анализа-синтеза головного мозга.
В дошкольном возрасте:
· интенсивно развиваются интеллектуальные способности;
· формируются суждения;
· дети овладевают моторной речью;
· в речи появляются многословные длинные фразы, предложения (словарный запас составляет 3000-4000 слов);
· совершенствуются процессы запоминания;
· развивается словесно-логическая память;
· дети начинают читать, иногда писать, знают много стихов, могут пересказать или рассказывать сказки;
· ребенок становится более внимательным, способным длительное время выполнять конкретные задания;
· продолжается совершенствование и созревание иммунной системы;
· появляются тонкие координированные движения;
· приобретают навыки рисования карандашом и кистью;
· приобретают навыки лепки, конструирования.