Функции маркетинга
Маркетинг как управление спросом или рынком.
Маркетинг как управление функцией предприятия.
Маркетинг как управление деятельностью предприятия.
Подходы к пониманию маркетинга как глобальной проблемы
Поскольку маркетинг – это очень многогранное социально-экономическое явление, поэтому его функции можно рассматривать в нескольких аспектах.
Если маркетинг рассматривать как управленческую концепцию, то можно выделить его троякое предназначение:
1. Маркетинг как управление деятельностью предприятия.
2. Маркетинг как управление функцией предприятия.
3. Маркетинг как управление спросом или рынком.
Маркетинговое мышление учредителей и менеджмента компании приводит к существенным изменениям в подходе к принятию практически всех управленческих решений. Проявлениямаркетингового мышления:
· понимание необходимости сформулировать видение и миссию компании, исходя из потребностей рынка и из условий внешней среды в целом;
· в производстве: внимание не только к техническим характеристикам производимых товаров, но и к потребительской ценности продукта;
· в ценообразовании: необходим учет не только собственных издержек и целевой прибыли, но и покупательского спроса и цен конкурентов;
· в области упаковки: в маркетинге упаковка рассматривается не только как средство защиты товара, но и как средство продвижения, а также с точки зрения удобства использования потребителем.
Любое предприятие выполняет ряд стратегических функций:
Маркетинг рассматривается как одна из важнейших функций предприятия, наряду с другими остальными, и что очень важно, маркетинг связан со всеми этими остальными функциями.
Маркетинг означает деятельность на рынке, а под рынком понимаются покупатели (потребители). Управлять спросом значит, с одной стороны, создавать максимальную потребительскую ценность для покупателей, носителем которой являются производимые продукты, с другой стороны – необходимость формировать спрос (в первую очередь на новые (пионерные) товары и услуги).
Таким образом, маркетинг – это своего рода технология взаимоотношений рыночных субъектов и людей.
Спрос,с точки зрения теории управления, – это частично управляемый фактор, на который можно воздействовать с помощью рекламы, стимулирования сбыта, через качества самого товара, а также через позицию компании на рынке и другие средства продвижения.
1. Разработка видения и миссии компании.
Видение компании – это представление учредителей, менеджеров компании о её состоянии в долгосрочной перспективе (к примеру, «через 10 лет компания будет техническим и технологическим лидером в отрасли»).
В миссию входят:
- те неудовлетворённые или слабо удовлетворенные потребности рынка, на которые компания нацеливает свою деятельность;
- портрет потребителя (пол, возраст, социальное положение, денежные доходы);
- на какие конкурентные преимущества компания намерена опираться в своей деятельности (в области цены, в области качества продукции и другие).
2. Организация маркетинговой деятельности на предприятии (создание службы маркетинга, её структуры и управление деятельностью).
3. Разработка концепции маркетинга для данной компании.
4. Планирование маркетинга на предприятии (разрабатывается целая система планов).
5. Разработка маркетинговых стратегий и тактических решений.
6. Исследования и разработки.
7. Разработка комплекса маркетинга (маркетинга микс). Микс разрабатывается по каждому товару, каждой продуктовой линии.
8. Товарная (продуктовая) политика.
9. Ассортиментная политика.
10. Ценовая политика и ценообразование.
11. Формирование каналов распределения.
12. Формирование комплекса продвижения.
13. Разработка бюджетов маркетинга.
14. Контроль маркетинга предприятием.