Необходимость и сущность маркетинга в условиях рыночной экономики
Отчуждение товара от производителя к потребителю
Формы: кража, грабеж, передача (подарок, гуманитарная помощь), обмен (основная категория маркетинга).
Обмен – это акт получения от кого-то желаемого объекта взамен другого объекта.
Виды обмена:
· товар или услуга обмениваются на деньги;
· товар или услуга обмениваются на другие товар или услугу (бартерный обмен);
· идея, концепция, программа, закон обмениваются на ответную реакцию потребителя (некоммерческий обмен, рассматривается некоммерческим маркетингом).
Сделка (трансакция) – единичный акт обмена; торговая операция, осуществляемая как минимум двумя сторонами.
Элементы сделки:
· минимум два товара или услуги, обладающих потребительской ценностью;
· время соглашения;
· место соглашения.
Рынок:
1) экономическая трактовка: это система экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг;
2) маркетинговая трактовка: это совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров и услуг.
Элементы рынка с точки зрения экономической теории:
· спрос;
· предложение;
· цена.
Характеристики рынка:
· ёмкость;
· структура рынка;
· конъюнктура рынка;
· конкуренция.
Ёмкость рынка – это возможный объем продаж товаров либо услуг за определенный период при сложившемся среднем уровне цен (исчисляется как в денежных, так и в физических единицах).
Рыночный потенциал(маркетинговое понятие) – это предел, к которому стремится рыночный спрос, при приближении средних затрат на маркетинг к такой величине, после которой их дальнейшее увеличение уже не приводит к росту спроса при данных условиях маркетинговой среды компании.
Структура рынка:
1) экономический подход: это процентное соотношение между товарными группами отдельных категорий товаров(к примеру, в Москве на рынке обуви 60% приходится на женскую обувь, 30% – на мужскую и 10% – на детскую);
2) маркетинговый подход: это процентное соотношение сегментов данного товарного рынка, приобретающих один и тот же товар различных компаний различных марок.
Конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения на данный товар при определённых среднерыночных ценах на конкретный товар либо услугу.
Высокая конъюнктура = спрос > предложения
Конкуренция – это соревновательный, состязательный процесс между продавцами на рынке, а именно это борьба за потребителей и за сферы приложения капитала.
Понимание необходимости маркетинга появляется уже при восприятии основополагающих идей классической экономической теории конца XVII века (идей А. Смита).
4 центральные идеи, лежащие в основе рыночной экономики и маркетинга:
1. Все люди стремятся получать вознаграждение от жизни (занять определенное место в обществе, иметь семью, иметь доступ к власти и т.д.). Преследование такого личного, корыстного интереса в конечном счете определяет благосостояние общества в целом;
2. Характер этого вознаграждения определяется индивидуальными предпочтениями людей, которые зависят от их вкусов, общей культуры, системы ценностей и т.д. Рыночная экономика призвана уважать всё разнообразие этих предпочтений при условии, что они не выходят за рамки принятых в обществе юридических, этических и моральных норм;
3. Именно с помощью свободного и конкурентного обмена люди и организации, с которыми они взаимодействуют, достигают своих целей наилучшим образом. Если обмен свободен, то он произойдет только тогда, когда он создает полезность для обеих сторон, а если он конкурентен, то риск злоупотребления своей рыночной позицией у производителя ограничен;
4. Механизм рыночной экономики основан на принципах индивидуальной свободы и приоритета потребителя. Это исходит из того факта, что люди в принципе ответственны за собственные действия и знают, что для них хорошо, а что – нет.
Маркетинг как философия бизнеса.
На рынке сталкиваются противоречивые интересы продавца и покупателя. Продавец хочет больше товара и дороже продать, а покупатель хочет покачественнее и подешевле купить. Именно маркетинг приводит в соответствие эти противоречивые интересы, поскольку главная идея маркетинга – производить и продавать те товары и услуги, которые пользуются безусловным спросом, и не пытаться навязать покупателю то, что компания в состоянии произвести, исходя из своих внутренних возможностей.
Маркетинг как методология предпринимательской деятельности.
В этом смысле маркетинг трактуется как совокупность методов, процедур и инструментов, позволяющих эффективно управлять компанией, действующей на конкурентном рынке.
В широком смысле, с общественной точки зрения, маркетинг – это социально-управленческий процесс, посредством которого индивиды и группы людей, путем создания продуктов и их обмена, получают то, в чем они нуждаются.