Для записи в конец файла необходимо, чтобы была установлена ситуация Eof (логическая функция Eof возвращала TRUE). Чтение файла возможно при отсутствии ситуации Eof.

Операция Seek совместно с последующей операцией Read или Write позволяет получить прямой доступ к любой записи файла.

Особым видом файлов являются текстовые файлы, описываемые типом Text и состоящие из строк длиной от 0 до 255 символов. Операции Read и Write позволяют читать и писать отдельные символы, операции ReadLn и WriteLn предназначены для работы с целыми строками.

При размещении на диске каждая строка текстового файла отделяется парой символов с шестнадцатиричнами кодами 0D и 0A - конец строки и возврат каретки. Этим достигается экономия дисковой памяти. Вместе с тем для текстовых файлов недоступна операция Seek.

Для иллюстрации работы с текстовыми файлами рассмотрим следующую задачу. Требуется подсчитать число слов в заданном текстовом файле. Слова отделяются пробелами. Возможны переносы слов со строки на строку. Имя файла необходимо задать в командной строке.

Program Word;

Var

F: text; { исходный файл }

S, Name: string;

M, N, I, Kol: integer;

B: boolean;

Procedure Soob(Mess: string);

Begin

WriteLn(Mess);

ReadLn; { пауза }

Halt { конец программы }

End;

Begin { основная программа }

if ParamCount<1 then Soob('Не указан исходный файл')

{ в командной строке нет параметров }

else Assign(F, ParamStr(1));

Name:=ParamStr(1);

{$I-} { отключение прерывания при ошибке ввода }

Reset(F);

{$I+} { восстановление системной реакции на ошибку }

if IoResult<>0 then Soob('Ошибка открытия файла '+Name);

Kol:=0;

While not Eof(F) do

begin

ReadLn(F, S);

M:=Length(S); { длина очередной строки }

N:=1; B:=True;

While B do

Begin

While (S[N]=' ') and (N<=M) do N:=N+1;

{ пропуск пробелов }

While (S[N]<>' ') and (N<=M) do N:=N+1;

{ очередное слово }

if (S[N-1]<>'-') and (S[N-1]<>' ') and (M>0)

{ не пустая строка, нет переноса и пробелов в конце }

then Kol:=Kol+1;

if N>M then B:=False { признак выхода из цикла }

end

end;

WriteLn('Количество слов ', Kol);

ReadLn { заключительная пауза }

End.

 

Указатель представляет собой ссылку на однотипные данные. Фактически это адрес, где располагаются данные.

Обычные переменные, массивы, записи, рассмотренные выше, являются статическими типами данных. Они имеют один размер и формат во время выполнения блока, где используются. Память для них выделяется на этапе компиляции программы. Статические данные имеют недостатки, проявляющиеся в сложных программах. Во-первых, выделенную под статические переменные память невозможно освободить до выхода из блока. Во-вторых, статические данные не обладают достаточной гибкостью при необходимости изменения их структуры в процессе выполнения программы.

Указатели служат для организации динамических структур данных, не имеющих отмеченных недостатков. Компилятор выделяет память только под указатель на соответствующий тип данных. В процессе выполнения программы происходит инициализация указателя, то есть в свободной области оперативной памяти, называемой кучей (heap), выделяется необходимая область, и указатель связывается с этой областью. После использования память может быть возвращена в кучу, то есть распределением динамической памяти занимается сам программист. Наряду с удобством это налагает дополнительную ответственность и является источником многих ошибок.

Тип указателя в ПАСКАЛе описывается в виде T=^T1, где T1 задает тип данных, с которыми связан указатель. Выделение памяти под переменные типа T выполняется функцией New, а освобождение памяти – функцией Dispose. При обращении к памяти, связанной с указателем, знак ‘^’ ставится после идентификатора переменной. Указатели одного типа могут присваиваться друг другу, проверяться на равенство или неравенство. Имеется специальное значение Nil для пометки пустого указателя. Арифметические действия с указателями в ПАСКАЛе запрещены, но являются типичными в Си.

Рассмотрим простой пример. Пусть требуется ввести значения массива из 10 целых чисел и вывести их на экран в обратном порядке с использованием динамической памяти.

Program Ptr;

Type

m=array[1..10] of integer;

u=^m;

Var

I: integer;

D: u;

Begin

New(D); { инициализация указателя}

For I:=1 to 10 do

begin

Write('Введите очередное целое число ');

ReadLn(D^[I])

end;

For I:=10 downto 1 do WriteLn(D^[I]);

Dispose(D); { освобождение памяти }

ReadLn

End.

Невнимательная работа может привести к ошибкам, связанным с потерянными указателями. Пусть, например, выполняется оператор P1:=P2, где P1 и P2 – указатели одного типа. В результате оба указателя будут связаны с одной и той же областью памяти. Если значение P1 не сохранено, то область памяти, которая была связана с указателем P1, освободить невозможно. При выполнении приведенного оператора в цикле это может привести к нехватке динамической памяти и аварийному завершению программы. Если же после оператора присваивания выполняется оператор Dispose(P2), а через некоторое время происходит обращение к P1^, то вероятна ошибка, так как в промежутке между последними операторами память, которая была связана с P1, может быть распределена для некоторого другого указателя.