Для записи в конец файла необходимо, чтобы была установлена ситуация Eof (логическая функция Eof возвращала TRUE). Чтение файла возможно при отсутствии ситуации Eof.
Операция Seek совместно с последующей операцией Read или Write позволяет получить прямой доступ к любой записи файла.
Особым видом файлов являются текстовые файлы, описываемые типом Text и состоящие из строк длиной от 0 до 255 символов. Операции Read и Write позволяют читать и писать отдельные символы, операции ReadLn и WriteLn предназначены для работы с целыми строками.
При размещении на диске каждая строка текстового файла отделяется парой символов с шестнадцатиричнами кодами 0D и 0A - конец строки и возврат каретки. Этим достигается экономия дисковой памяти. Вместе с тем для текстовых файлов недоступна операция Seek.
Для иллюстрации работы с текстовыми файлами рассмотрим следующую задачу. Требуется подсчитать число слов в заданном текстовом файле. Слова отделяются пробелами. Возможны переносы слов со строки на строку. Имя файла необходимо задать в командной строке.
Program Word;
Var
F: text; { исходный файл }
S, Name: string;
M, N, I, Kol: integer;
B: boolean;
Procedure Soob(Mess: string);
Begin
WriteLn(Mess);
ReadLn; { пауза }
Halt { конец программы }
End;
Begin { основная программа }
if ParamCount<1 then Soob('Не указан исходный файл')
{ в командной строке нет параметров }
else Assign(F, ParamStr(1));
Name:=ParamStr(1);
{$I-} { отключение прерывания при ошибке ввода }
Reset(F);
{$I+} { восстановление системной реакции на ошибку }
if IoResult<>0 then Soob('Ошибка открытия файла '+Name);
Kol:=0;
While not Eof(F) do
begin
ReadLn(F, S);
M:=Length(S); { длина очередной строки }
N:=1; B:=True;
While B do
Begin
While (S[N]=' ') and (N<=M) do N:=N+1;
{ пропуск пробелов }
While (S[N]<>' ') and (N<=M) do N:=N+1;
{ очередное слово }
if (S[N-1]<>'-') and (S[N-1]<>' ') and (M>0)
{ не пустая строка, нет переноса и пробелов в конце }
then Kol:=Kol+1;
if N>M then B:=False { признак выхода из цикла }
end
end;
WriteLn('Количество слов ', Kol);
ReadLn { заключительная пауза }
End.
Указатель представляет собой ссылку на однотипные данные. Фактически это адрес, где располагаются данные.
Обычные переменные, массивы, записи, рассмотренные выше, являются статическими типами данных. Они имеют один размер и формат во время выполнения блока, где используются. Память для них выделяется на этапе компиляции программы. Статические данные имеют недостатки, проявляющиеся в сложных программах. Во-первых, выделенную под статические переменные память невозможно освободить до выхода из блока. Во-вторых, статические данные не обладают достаточной гибкостью при необходимости изменения их структуры в процессе выполнения программы.
Указатели служат для организации динамических структур данных, не имеющих отмеченных недостатков. Компилятор выделяет память только под указатель на соответствующий тип данных. В процессе выполнения программы происходит инициализация указателя, то есть в свободной области оперативной памяти, называемой кучей (heap), выделяется необходимая область, и указатель связывается с этой областью. После использования память может быть возвращена в кучу, то есть распределением динамической памяти занимается сам программист. Наряду с удобством это налагает дополнительную ответственность и является источником многих ошибок.
Тип указателя в ПАСКАЛе описывается в виде T=^T1, где T1 задает тип данных, с которыми связан указатель. Выделение памяти под переменные типа T выполняется функцией New, а освобождение памяти – функцией Dispose. При обращении к памяти, связанной с указателем, знак ‘^’ ставится после идентификатора переменной. Указатели одного типа могут присваиваться друг другу, проверяться на равенство или неравенство. Имеется специальное значение Nil для пометки пустого указателя. Арифметические действия с указателями в ПАСКАЛе запрещены, но являются типичными в Си.
Рассмотрим простой пример. Пусть требуется ввести значения массива из 10 целых чисел и вывести их на экран в обратном порядке с использованием динамической памяти.
Program Ptr;
Type
m=array[1..10] of integer;
u=^m;
Var
I: integer;
D: u;
Begin
New(D); { инициализация указателя}
For I:=1 to 10 do
begin
Write('Введите очередное целое число ');
ReadLn(D^[I])
end;
For I:=10 downto 1 do WriteLn(D^[I]);
Dispose(D); { освобождение памяти }
ReadLn
End.
Невнимательная работа может привести к ошибкам, связанным с потерянными указателями. Пусть, например, выполняется оператор P1:=P2, где P1 и P2 – указатели одного типа. В результате оба указателя будут связаны с одной и той же областью памяти. Если значение P1 не сохранено, то область памяти, которая была связана с указателем P1, освободить невозможно. При выполнении приведенного оператора в цикле это может привести к нехватке динамической памяти и аварийному завершению программы. Если же после оператора присваивания выполняется оператор Dispose(P2), а через некоторое время происходит обращение к P1^, то вероятна ошибка, так как в промежутке между последними операторами память, которая была связана с P1, может быть распределена для некоторого другого указателя.