Тема: Информационные системы в управлении проектами

ЛЕКЦИИ 18-19

Проект – уникальный комплекс взаимосвязанных мероп­риятий для достижения заранее поставленных це­лей при определенных требованиях к срокам, бюд­жету и характеристикам ожидаемых результатов. Целенаправленная деятельность временного ха­рактера, предназначенная для создания уникаль­ного продукта или услуги.

Пакеты управления проектами предназначены для планирования проектов и контроля за их выполнением. С их помощью можно рас­считывать варианты планов всех уровней детальности и выбирать из них наилучшие, оптимизировать использование ресурсов, определять резервы работ, формировать графики потребности в ресурсах и финансировании, вести наглядное отслеживание текущего состояния про­екта в соотношении с плановым, выполнять стоимостной анализ хода работ, прогнозировать результаты имеющихся отклонений от плана, анализировать варианты корректировок планов.

Планирование включает в себя составление расписания выполне­ния работ (назначение сроков выполнения работ проекта), назначение ресурсов на выполнение работ проекта, определение необходимых зат­рат и их распределение во времени. Опишем подробнее процесс пла­нирования и составляющие его субпроцессы.

Планирование. Планирование имеет основное значение для про­екта, поскольку проект означает выполнение того, что до сих пор не выполнялось. Поэтому этот процесс включает в себя относительно много взаимозависимых субпроцессов. Эти зависимые субпроцессы состоят из:

─ планирования целей — разработки постановки задачи (проект­ное обоснование, основные этапы и цели проекта). Этот этап пла­нирования осуществляется до применения пакетов управления проектами;

─ декомпозиции целей — декомпозиции этапов проекта на более мелкие и управляемые компоненты для обеспечения действен­ного контроля. Такая декомпозиция осуществляется посредством составления иерархической структуры работ (ИСР) — разбиения проекта на этапы, субпроекты, фазы и т. д. до того уровня, на котором осуществляется учет и контроль выполнения;

─ определения состава работ (операций) проекта — составления перечня операций, которые входят в выполнение различных эта­пов проекта;

─ определения взаимосвязей операций — составления и докумен­тирования технологических взаимосвязей между операциями;

─ оценки длительностей (объемов) работ — оценки количества рабочих временных интервалов (необходимых объемов работ), не­обходимых для завершения отдельных операций;

─ определения ресурсов (людей, оборудования, материалов) про­екта — определения общего количества ресурсов всех видов, ко­торые могут быть использованы на работах проекта (ресурсов организации);

─ назначения ресурсов — определения ресурсов, необходимых для выполнения отдельных работ проекта;

─ оценки стоимости — оценки стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта, и фиксированных затрат на отдельные операции;

─ составления расписания выполнения работ — определения пос­ледовательности выполнения работ проекта, длительности опе­раций и распределения во времени потребностей в ресурсах и затрат;

─ оценки бюджета — приложения оценок стоимости к отдельным компонентам проекта (определение стоимости отдельных эле­ментов ИСР) и определения распределения необходимых затрат во времени;

─ разработки плана выполнения проекта — интеграции результатов остальных субпроцессов для составления полного документа.

Корректировка. Составленный план приходится неоднократно кор­ректировать в процессе выполнения проекта. Процесс корректировки заключается в повторном выполнении субпроцессов планирования на основании информации о ходе выполнения проекта. Во всех пикетах управления проектами предусмотрена возможность ввода информации о выполненных объемах и произведенных затратах для автоматизации подсчета оставшихся объемов, длительности и затрат. Эта информа­ция необходима для составления планов выполнения оставшихся ра­бот проекта, т. е. для корректировки плана с учетом состояния проекта. Кроме того, учет выполненных объемов нужен для принятия решения о проведении корректировки. Корректировка необходима, если нару­шены сроки выполнения критических операций либо изменились цели и состав работ проекта. Если же задержка выполнения отдельных опе­раций не превышает резервов времени выполнения этих операций, то корректировка составленного плана не является необходимой, поскольку сроки выполнения проекта и директивные сроки выполнения от­дельных его этапов могут быть соблюдены.

Таким образом, важной функцией пакетов управления проектами является определение резервов времени выполнения операций, знание которых требуется для принятия решения о необходимости корректи­ровки плана работ.

Финансовое моделирование. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Таким об­разом, представление возможных будущих стратегий может рассмат­риваться как моделирование будущего. Развитие моделирования в фи­нансах идет по пути создания моделей, способных все более адекватно описывать реальность. Бурное развитие информационных технологий и вычислительной техники предоставляет специалистам широкие воз­можности в создании все более эффективных финансовых моделей.

Необходимость учета влияния множества динамически изменяемых во времени факторов ограничивает применение статистических мето­дов, которые могут быть рекомендованы только для проведения гру­бых, предварительных расчетов с целью ориентировочной оценки эффективности проекта. Более эффективными, позволяющими рассчитать проект с учетом множества указанных факторов, являются динами­ческие методы, основанные на имитационном моделировании. Имита­ционная финансовая модель предприятия обеспечивает генерацию стандартных бухгалтерских процедур и отчетных финансовых докумен­тов как следствие реализуемых во времени бизнес-операций. Под биз­нес-операциями понимаются конкретные действия, осуществляемые предприятием в процессе экономической деятельности, следствием ко­торых являются изменения в объемах и направлениях движения пото­ков денежных средств. Эти модели отражают реальную деятельность предприятия через описание денежных потоков (поступлений и вып­лат) как событий, происходящих в различные периоды времени.

Принимая во внимание то, что в процессе расчетов используются такие труднопрогнозируемые факторы, как показатели инфляции, пла­нируемые объемы сбыта и многие другие, для разработки стратегичес­кого плана и анализа эффективности проекта применяется сценарный подход. Сценарный подход подразумевает проведение альтернативных расчетов с данными, соответствующими различным вариантам разви­тия проекта. Использование имитационных финансовых моделей в процессе планирования и анализа эффективности деятельности пред­приятия или реализуемого инвестиционного проекта является очень сильным и действенным средством, позволяющим «проиграть» различ­ные варианты стратегий и принять обоснованное управленческое ре­шение, направленное на достижение целей предприятия.