Лицензирование

Срок действия лицензий определяется следующим образом:

начало действия лицензий – через год, срок действия лицензий - 10 лет.

Рост количества выданных лицензий определяется, прежде всего, за счет расширения предоставления услуг наиболее широко развивающихся подотраслью – "Электросвязь". В настоящее время около 4/5 всех выданных лицензий приходятся на долю федеральной электросвязи. Таким образом, доля действующих лицензий на услуги электросвязи с 1998г. выросла на 80%, доля услуг теле- и радиосвязи снизилась почти на 1,0%. Внутри самой подотрасли "Электросвязь" число лицензий на услуги телефонной связи также снижается (примерно на 13,0%), несмотря на то, что оно осталось наибольшим в общем числе (около 4000).

Самыми популярными на сегодня оказались лицензии на услуги Интернет, передачи данных и беспроводной связи. Их доля составляет примерно 40%.

Растет суммарная доля лицензий на аренду каналов: в общем числе действующих лицензий на услуги электросвязи она составляет 60%.

В одну лицензию на предоставление услуг местной связи, как правило, включается несколько видов услуг связи, в том числе и дальней связи, поэтому сумма долей всех услуг превышает 100%

В настоящее время в сфере информатизации принят ряд федеральных законов, устанавливающих виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Рассмотрим сферу деятельности, отнесенную к компетенции Минсвязи России.

Закон не предусматривает ограничение деятельности по оказанию информационных услуг или услуг информатизации.

Федеральным Законом "Об участии в международном информационном обмене" (ст.18) установлен лишь один объект лицензирования:

деятельность по международному информационному обмену, когда в результате этой деятельности вывозятся за пределы России информационные ресурсы, либо ввозится документированная информация за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ.

Порядок лицензирования определяется "Положением о лицензировании деятельности по международному информационному обмену", который утвержден постановлением Правительства РФ от 03.06.98г. №564.

Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" определены следующие объекты лицензирования:

- Деятельность государственных организаций, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ на основе договора (ст.7,п.4);

- Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных ст.11п.4).

Однако до сих пор вышеназванные статьи Закона не реализуются, т.к. не установлен порядок лицензирования указанных видов деятельности по следующим причинам: согласно 24-й статье Конституции РФ сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Обеспечить данное право возможно только при условии принятия нормативного правового акта Правительства РФ, регламентирующего порядок и условия ограничения деятельности (лицензирования) негосударственных организаций и частных лиц.

Принципиальным является и то, что информационные базы персональных данных должны соответствовать целям сбора и использоваться исключительно в интересах конкретного лица при оказании ему услуг различного характера.

Пункт 1 статьи 11 вводит ограничение, касающееся необходимости закрепления на уровне Федерального Закона перечня персональных данных, собираемых негосударственными организациями, что не позволяет принять соответствующий нормативно-правовой акт. Однако для этой категории держателей персональных данных ограничение может быть только одно: согласие самого лица. Лицензирующий же орган должен устанавливать минимально необходимые требования по защите информации, ее актуальности и обеспечивать контроль целевого использования информации персонального характера.

Закон “Об информации персонального характера” устанавливает порядок лицензирования этой деятельности.

В соответствии со статьей 49 ГК РФ объектом лицензирования является деятельность юридических лиц, а также частных предпринимателей, независимо от формы собственности.

В отличие от услуг связи, преодоление монополизма при предоставлении которых имеет законодательную основу (Федеральный Закон “О естественных монополиях” и Федеральный Закон “О связи”), лицензирование деятельности, работ, услуг в сфере информатизации может быть регламентировано лишь избирательно.

Лицензированию, как правило, подлежит деятельность, а не услуги, причем ограничения должны носить избирательный характер: для государственных информационных ресурсов и персональных данных, собираемых негосударственными фирмами и предпринимателями.

В соответствии с Классификатором основных продуктов (КОП) к перечню лицензируемых услуг в сфере информатизации предполагается отнести следующие услуги:

консультационные услуги по установке и обслуживанию компьютерной (вычислительной) техники (КОП 841);

услуги по реализации программного обеспечения (КОП 842);

услуги по созданию баз данных (КОП 844).

Целью лицензирования перечисленных услуг является государственный контроль соблюдения добросовестной конкуренции, предотвращениепротивоправной деятельности, а также учет использования государственных информационных ресурсов.

 

Распределение действующих лицензий по видам услуг:

1. Электросвязь.

- телефония:

электросвязь 1,0%

международная связь 1,5%

междугородная связь 4,0%

зоновая связь 3,5%

местная связь 45,0%

- документальная электросвязь:

аренда каналов 6,0%

телематика 14,0%

передача данных 10,0%

2. Радиосвязь:

спутниковая связь 2,0%

пейджинговая связь 1,0%

сотовая связь 20,0%

другие виды

подвижной связи 16,0%

 

3. Вещание:

трансляция РВ программ 15,5%

трансляция ТВ программ 19,5%

СКТВ 16,5%