Лицензирование
Срок действия лицензий определяется следующим образом:
начало действия лицензий – через год, срок действия лицензий - 10 лет.
Рост количества выданных лицензий определяется, прежде всего, за счет расширения предоставления услуг наиболее широко развивающихся подотраслью – "Электросвязь". В настоящее время около 4/5 всех выданных лицензий приходятся на долю федеральной электросвязи. Таким образом, доля действующих лицензий на услуги электросвязи с 1998г. выросла на 80%, доля услуг теле- и радиосвязи снизилась почти на 1,0%. Внутри самой подотрасли "Электросвязь" число лицензий на услуги телефонной связи также снижается (примерно на 13,0%), несмотря на то, что оно осталось наибольшим в общем числе (около 4000).
Самыми популярными на сегодня оказались лицензии на услуги Интернет, передачи данных и беспроводной связи. Их доля составляет примерно 40%.
Растет суммарная доля лицензий на аренду каналов: в общем числе действующих лицензий на услуги электросвязи она составляет 60%.
В одну лицензию на предоставление услуг местной связи, как правило, включается несколько видов услуг связи, в том числе и дальней связи, поэтому сумма долей всех услуг превышает 100%
В настоящее время в сфере информатизации принят ряд федеральных законов, устанавливающих виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Рассмотрим сферу деятельности, отнесенную к компетенции Минсвязи России.
Закон не предусматривает ограничение деятельности по оказанию информационных услуг или услуг информатизации.
Федеральным Законом "Об участии в международном информационном обмене" (ст.18) установлен лишь один объект лицензирования:
деятельность по международному информационному обмену, когда в результате этой деятельности вывозятся за пределы России информационные ресурсы, либо ввозится документированная информация за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ.
Порядок лицензирования определяется "Положением о лицензировании деятельности по международному информационному обмену", который утвержден постановлением Правительства РФ от 03.06.98г. №564.
Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" определены следующие объекты лицензирования:
- Деятельность государственных организаций, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ на основе договора (ст.7,п.4);
- Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных ст.11п.4).
Однако до сих пор вышеназванные статьи Закона не реализуются, т.к. не установлен порядок лицензирования указанных видов деятельности по следующим причинам: согласно 24-й статье Конституции РФ сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Обеспечить данное право возможно только при условии принятия нормативного правового акта Правительства РФ, регламентирующего порядок и условия ограничения деятельности (лицензирования) негосударственных организаций и частных лиц.
Принципиальным является и то, что информационные базы персональных данных должны соответствовать целям сбора и использоваться исключительно в интересах конкретного лица при оказании ему услуг различного характера.
Пункт 1 статьи 11 вводит ограничение, касающееся необходимости закрепления на уровне Федерального Закона перечня персональных данных, собираемых негосударственными организациями, что не позволяет принять соответствующий нормативно-правовой акт. Однако для этой категории держателей персональных данных ограничение может быть только одно: согласие самого лица. Лицензирующий же орган должен устанавливать минимально необходимые требования по защите информации, ее актуальности и обеспечивать контроль целевого использования информации персонального характера.
Закон “Об информации персонального характера” устанавливает порядок лицензирования этой деятельности.
В соответствии со статьей 49 ГК РФ объектом лицензирования является деятельность юридических лиц, а также частных предпринимателей, независимо от формы собственности.
В отличие от услуг связи, преодоление монополизма при предоставлении которых имеет законодательную основу (Федеральный Закон “О естественных монополиях” и Федеральный Закон “О связи”), лицензирование деятельности, работ, услуг в сфере информатизации может быть регламентировано лишь избирательно.
Лицензированию, как правило, подлежит деятельность, а не услуги, причем ограничения должны носить избирательный характер: для государственных информационных ресурсов и персональных данных, собираемых негосударственными фирмами и предпринимателями.
В соответствии с Классификатором основных продуктов (КОП) к перечню лицензируемых услуг в сфере информатизации предполагается отнести следующие услуги:
консультационные услуги по установке и обслуживанию компьютерной (вычислительной) техники (КОП 841);
услуги по реализации программного обеспечения (КОП 842);
услуги по созданию баз данных (КОП 844).
Целью лицензирования перечисленных услуг является государственный контроль соблюдения добросовестной конкуренции, предотвращениепротивоправной деятельности, а также учет использования государственных информационных ресурсов.
Распределение действующих лицензий по видам услуг:
1. Электросвязь.
- телефония:
электросвязь 1,0%
международная связь 1,5%
междугородная связь 4,0%
зоновая связь 3,5%
местная связь 45,0%
- документальная электросвязь:
аренда каналов 6,0%
телематика 14,0%
передача данных 10,0%
2. Радиосвязь:
спутниковая связь 2,0%
пейджинговая связь 1,0%
сотовая связь 20,0%
другие виды
подвижной связи 16,0%
3. Вещание:
трансляция РВ программ 15,5%
трансляция ТВ программ 19,5%
СКТВ 16,5%