Организационно-правовой механизм реализации

Под таким механизмом понимается система органов, осуществляющих правовую и организационную деятельность в целях обеспечения реализации международного права.

Федеральное Собрание Российской Федерации является законодательным органом (ст. 94 Конституции). Его главное полномочие в сфере реализации международного права - это разработка и принятие законодательных актов:

а) специальных, касающихся реализации международно-правовых норм (например, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации») либо отдельных договоров или отдельных норм (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и др.);

б) включающих положения относительно peaлизации норм международного права на территории РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»).

На Федеральное Собрание могут возлагаться функции контроля по его результатам - принятия решения.

Президент Российской Федерации как глава государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции), принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров (п. 1 ст. 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Его решения по вопросам внутренней и внешней политики облекаются в правовую форму - правовые акты. Президент принимает указы и распоряжения (например, Указ от 16 ноября 2001 г. «О продлении с использования контингента Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине» во исполнение вышеназванного постановления «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.» и др.).

Актами Президента создаются органы (например, Межведомственная комиссия по делам Совета Европы) и утверждаются положения о них.

Президент может принимать решения о прекращении международных договоров в соответствии с нормами международного права и Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации (ч. 1 ст. 110 Конституции, ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Оно принимает «меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации», в пределах своих полномочий обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, а также осуществляет контроль за их выполнением другими участниками.

Правительство издает постановления, имеющие нормативный характер, и распоряжения - по оперативным и текущим вопросам.

Правовые акты Правительства предусматривают меры по созданию материальной базы реализации норм международного права (финансирование, техническое, ресурсное обеспечение и т. д.).

Министерство иностранных дел Российской Федерации является органом исполнительной власти. Оно осуществляет управление в сфере отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

МИД России в соответствии с Положением о нем подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращение и приостановлении действия международных договоров (в том числе в случае нарушения) и вносит их на рассмотрение Президента и Правительства, осуществляет наблюдение за выполнением международных договоров РФ, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствии с принятыми Российской Федерацией международным обязательствами, обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, конференций.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение обязательств и прав по договорам, а также наблюдают за выполнением обязательств другими государствами-участниками в пределах своих полномочий (ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Следует отметить, что федеральные органы исполнительно власти имеют право заключать договоры с соответствующим органами других государств - межведомственные договоры. Они являются международными договорами РФ.

В целях обеспечения реализации норм международного права могут создаваться специальные государственные органы. Таковы, например, Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европыы.