Тема 1.6. Отечественная философия 6 страница

 

Подумайте, могут ли быть критериями истинности:

 

1. Общепризнанность знания (конвенция, голосование, консенсус)?

 

2. Общепринятость (догма, Священное Писание, Коран)?

 

3. Ясность и отчетливость, понятное, а не смутное знание?

 

4. Польза, которую приносит знание (прагматизм)?

 

 

3. Чувственное и рациональное

 

Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все человеческие знания когда-то и кем-то были добыты впервые посредством самостоятельной познавательной деятельности. Анализируя познавательную деятельность человека, философы стали издавна различать две основные формы, в которых результаты познания выражаются в сознании:

 

1) наглядные образы (картинка);

 

2) абстрактные мысли (конструктивная функциональная схема).

 

Содержание наглядного образа фиксирует конкретные, индивидуальные признаки предметов, доступные чувственному содержанию; в пространстве-времени образ подобен самому предмету.

 

Содержание абстрактной мысли выражает общие признаки предмета, взятые в отвлечении от его индивидуальных, чувственно созерцаемых признаков; никакого пространственно-временного сходства.

 

Этим двум формам выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности:

 

1. Чувственное познание – процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими.

 

2. Рациональное познание – процесс формирования и развития абстрактных мыслей.

 

Роль и значение чувственного и рационального в познании, их соотношение в философии оценивались по-разному. Сторонники сенсуализма, эмпиризма (Гоббс, Локк, Беркли) утверждали, что главный источник знаний – чувственный опыт. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) полагали, что решающая роль в познании – разум. И.Кант в ХVIII в. доказывал, что чувственное и рациональное в равной мере являются необходимыми элементами познания, так как знание возникает в результате соединения данных чувственного опыта с формами рационального мышления (которые уже имеются в сознании до опыта).

 

Накопленные к настоящему времени результаты гносеологических и психологических исследований позволяют преодолеть крайности сенсуализма и рационализма, сохранив их позитивное содержание. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступеней познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью, ведь мышление – качественно самостоятельное целое со своей особенной структурой, отличной от структуры чувственного познания.

 

Познание явлений, вещей начинается с наблюдения конкретных явлений, то есть с непосредственного восприятия человеком мира с помощью органов чувств. Чтобы познать неизвестный предмет, нужно сначала осмотреть его, определить присущие ему свойства. Полученный в результате этого исследования эмпирический материал служит основой для дальнейшей мыслительной его обработки. (От живого содержания – к абстрактному мышлению – к практике). Мы ничего не узнаем иначе, как с помощью органов чувств. Даже о тех знаниях, которые уже являются достоянием человечества, мы узнаем посредством письменной или устной речи, воспринимаемой зрением или слухом. Лишенный сразу всех органов чувств, человек теряет вообще возможность воспринимать, а значит и познавать окружающий мир, так как кроме этих органов чувств у нас нет других средств и возможностей контакта с внешним миром, а без такого общения невозможно и само познание.

 

Ощущение – простейший чувственный образ отдельных свойств, предметов, явлений. Ощущение – отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Психологи насчитывают до 20 видов внешних и внутренних ощущений: зрительные, вкусовые, слуховые, чувство голода, жажды). Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. С помощью приборов человек расширяет свои природные возможности, которые расширены у сенситивов, экстрасенсов. Но ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов. Цельный же образ их возникает в сознании через более высокую форму чувственного познания – восприятие.

 

Восприятие – целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств. Все ощущения воспринимаются не изолированно друг от друга, а как свойства единого предмета. Восприятие сводится к простой механической сумме ощущений. Оно – результат сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в единое целое. Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются интересы, настроения, чувства, желания, опыт.

 

Третья форма чувственного отражения материального мира в сознании человека – представление – наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Это воспроизведение в сознании тех предметов, явлений, которые воздействовали на органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в памяти. Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления опираются не только на воспоминания, но и на воображение. Сила воображения позволяет человеку создавать в уме новые образы, способные значительно отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых образов неизменно служат чувственные данные, взятые из прошлых восприятий (Пегас, Кентавр).

 

Представления отличаются от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости, но они не есть только бледные, ослабленные копии впечатлений. Они содержат элементы обобщения, что делает их более высокой формой чувственного отражения материального мира, чем ощущения и восприятия. В формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, осмысления и истолкования их содержания. Свидетели преступления зачастую могут расходиться в показаниях, их представления зависят от их личного понимания и осмысления. Люди доосмысливают неясности, забывают подробности, опираются на свое воображение.

 

 

Из опыта каждый знает, что одно представление вызывает другое и т.д. Образуются целые комбинации образов, связанных друг с другом, называемые ассоциациями. Ассоциация – связь между образами, при которой возникновение одних из них влечет за собой появление других. Существуют определенные психологические закономерности, обуславливающие ассоциативный переход от одних образов к другим. Ассоциация складывается:

 

– по смежности (если объекты постоянно воспринимаются вместе, то и представления сходству (объекты с аналогичными признаками);

 

– по контрасту (несходные признаки).

 

Ощущения, восприятия, представления – первая и необходимая ступень познания – чувственное живое созерцание. Хотя представление находится уже на перепутье между чувственным и рациональным познанием. Оно и конкретно, наглядно, и в то же время не является непосредственным отражением, как ощущения и восприятия. Но с помощью только чувственного познания невозможно раскрыть внутреннюю сущность предметов, закономерности, присущие вещам, явлениям объективного мира. Человек не довольствуется познанием внешних сторон явлений, а стремится проникнуть в сущность реального мира, познать закономерности развития природы, общества, мышления, что невозможно без теоретического, научно-абстрактного мышления.

 

Далеко не все явления материального мира можно воспринять чувственно даже с помощью самых совершенных приборов. При изучении законов истории, экономических форм мы не можем пользоваться микроскопом, химическими реактивами, их должна заменить сила абстракции, сила человеческого разума. Поэтому абстрактное, рациональное мышление играет исключительно важную роль в познании, являясь высшей ступенью познавательного процесса. Рациональное (абстрактное, логичное) познание (мышление) – опосредствованное (через множество промежуточных операций переработки информации) и обобщенное отражение действительности.

 

Его основные черты:

 

– определенность;

 

– непротиворечивость;

 

– последовательность;

 

– обоснованность.

 

С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает возможность познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и представить (бесконечность, многомерное пространство – "ненаглядные понятия", их можно лишь обозначить условными символами).

 

Первая форма логического мышления – понятие – мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки. Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия – признаки, которые в нем мыслятся. Давая определения понятия, надо указать существенные признаки, необходимые и достаточные для отличения предмета от всех других. Объем понятия – совокупность предметов, обладающих этими признаками.

 

Различают понятия единичные (объем – один предмет) и общие (два и более). (Понятие "Москва" тождественно по объему понятию "столица России", может быть меньше или больше). Любое мышление – простое, самое сложное, элементарное, формально-логическое, научно-теоретическое, диалектическое – всегда осуществляется при помощи понятий.

 

Таким образом, понятие – материал, основа любого мыслительного акта; элементарная клеточка логического мышления. Но отдельными понятиями, изолированными друг от друга, люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия всегда употребляются в составе суждений (как слово в предложении). Мы мыслим суждениями, оперируя понятиями.

 

Суждение – мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Всякая мысль, содержащая в себе утверждение или отрицание чего-либо, выражается в виде суждения. В отличие от понятий, которые отображают совокупность существенных свойств предметов, суждения отражают связи и отношения между вещами и внутри самих вещей, между вещами и их свойствами. Мыслить – это прежде всего выражать (устно, письменно, в уме) суждения, то есть судить о вещах, явлениях и их свойствах. Суждение теснейшим образом связано с понятием:

 

 

1) в состав каждого суждения непременно входит понятие;

 

2) ни одно понятие нельзя сформировать без помощи суждений;

 

3) содержание понятия можно раскрыть только при помощи суждений, так как раскрыть содержание = определить это понятие, то есть перечислить существенные признаки предметов, отраженных в данном понятии, что можно сделать только при помощи суждений.

 

Суждения могут быть простые (S – P) и сложные. Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственного наблюдения над действительностью (роза красная). Но значительная часть суждений (в науке) выводится по определенным правилам (логики) из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.

 

Умозаключение – логическое рассуждение, с помощью которого из одних суждений выводятся другие суждения.

 

Например: Ртуть – жидкость (м-р)

 

Ртуть – металл (м-s)

 

Некоторые металлы – жидкости (s-р).

 

Суждения над чертой – посылки, под чертой – вывод (заключение).

Вывод вытекает из посылок с логической необходимостью. Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным. Если посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем посылки. Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее – индуктивное. Индукция позволяет обобщить имеющиеся знания, однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными. В мышлении дедукция и индукция взаимодополняют друг друга. Существует множество видов умозаключений, различных по своей логической структуре. Умозаключение – мощное средство научного познания. На них построено все здание науки.

 

 

Таким образом, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает нам возможность более полно и глубоко познать объективность мира, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи, закономерности действительности. Поэтому оно – высшая степень познания.

 

Чувственное и абстрактное познание органически связаны между собой. Каждая из этих сторон познания, взятая отдельно, не может существовать без другой, никакое абстрактное мышление не может осуществляться без чувственного опыта, без непосредственно живого созерцания предметов мысли. Непосредственное общение человека с миром, живое чувственное познание – необходимая основа логического, теоретического мышления. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы.

 

Процесс познания не всегда осуществляется в развернутом и логически доказательном виде. Опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях недостаточна для решения проблем; порой процесс творчества не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению.

 

 

Тема 4.1. Философия и история

 

1. Смысл человеческой истории

2. Направленность исторического процесса

3. Возможности предвидения будущего

4.Пути социально-экономического прогресса

5. Информатизация общества и перспективы НТП

 

 

1. Смысл человеческой истории

 

Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира, нравственного и культурного развития человечества – в любой из них отражаются противоречия социального и духовного кризиса нашей эпохи. Философская мысль современности озабочена вопросами сущности, характера и направленности истории, связанной с будущей судьбой человечества, которая ставится в такой форме:

 

1. Окажется ли в состоянии будущее совместить в себе общие и специфические элементы своеобразных исторических и национальных культур?

 

2. Что предпринимает человечество уже теперь для создания основ своего будущего?

 

Эти и другие вопросы являются, по существу, конкретизациями глобального вопроса: Есть ли смысл и цель в исторической деятельности человечества и если есть, то каковы они?

 

I. Пытаясь объяснить исторический процесс развития общества, многие мыслители выдвигали идею о том, что человечество движется к какой-то цели. В неустанном продвижении к этой цели человечество обретает смысл своей истории, состоящий в выполнении предназначения.

 

1. а) в средневековой христианской философии господствовала концепция провиденциализма (Августин Блаженный): ход истории определяется волей Бога, который ведет человека к спасению, к возрождению из "града земного" (куда люди попали после грехопадения Адама) в "град божий";

 

б) русская религиозная философия (Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.) утверждает, что Бог не хочет от человека пассивного слепого следования божественной воле, человек сам должен понять свое предназначение и свободно осуществлять его; предназначение человека – преодолеть в процессе исторического развития распри между людьми и разрыв с природой, достичь слияния мира с Богом, всеединства, богочеловечества.

 

 

2. Нерелигиозную идею космического предназначения человечества развивали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден и другие. Они видели всемирно-историческую задачу человечества в антиэнтропийной деятельности и одухотворении природы вплоть до полного слияния с ней.

 

3. Об истории как процессе выполнения своего предназначения писал Г.В.Ф. Гегель. В его философии смысл истории определяется тем, что развитие человечества выступает формой самопознания Мирового Духа. На каждой ступени этого саморазвития временным носителем Мирового Духа становится какой-то народ, культура (Китай, Индия, Греция, Рим, Германия), который после исполнения своей исторической миссии уступает место другому. Историческая роль отдельной личности тоже обусловлена тем, насколько она в своей деятельности реализует волю Мирового Духа. Конечная цель всемирной истории – познание Мировым Духом самого себя; история – игра Мирового Духа.

 

II. Но если рассматривать развитие человечества как естественноисторический процесс, то в нем нет ни цели, ни смысла, как и в развитии природы. Никто природу не создавал и не поставил перед ней никакой цели, никто не создавал человечество и не ставил никакой цели перед ней. Человечество существует не ради того, чтобы выполнять какие-то ему предназначенные задания, а потому, что возникло на определенном этапе эволюции материи на Земле и развивается в соответствии с объективными законами до тех пор, пока имеются условия, в которых оно может существовать (если только само себя не уничтожит в ядерной или экологической катастрофе).

 

Существуют объективные и субъективные аспекты смысла бытия. Прежде чем обращаться к их анализу на уровне человечества, рассмотрим их на уровне отдельного индивида: преследуя собственные субъективные интересы, любой человек как член самого общества, семьи, гражданин государства вносит вклад в продолжение и развитие человеческого рода, субъективно этого и не сознавая. Работая даже ради денег, мы объективно способствуем или препятствуем экономическому развитию общества.

 

Общество в целом может иметь объективный смысл своей истории только в том случае, если служит какому-то замыслу, выполняет чей-то план (Бога, Природы, Мирового Разума). Если бы человечество было не одиноко во Вселенной, тогда правомерно было бы говорить об объективном смысле истории в служении космической сверхцивилизации. Но пока это неизвестно, неправомерно говорить об объективном смысле. У человечества нет другой цели, кроме саморазвития и самосовершенствования. Человечество само ставит перед собой цель и придает смысл своей исторической деятельности. Но чтобы сделать это, оно должно прежде всего осознать свое единство и организоваться во всемирном масштабе – таково непременное условие осуществления объединенной целенаправленной общечеловеческой деятельности.

 

Как и всякий материальный процесс в мире, процесс существования человечества имеет конец. Человечество смертно, во всяком случае гипотеза о бессмертии закономерно уводит в мистику. Многие считают, что утверждение о будущем конце пессимистично и лишает людей всякой надежды и перспективы. Однако мы знаем, что каждый из нас смертен, и тем не менее не становимся от этого законченными пессимистами. Человечество умрет, но умереть оно должно своей смертью, а не от самоубийства.

 

2. Направленность исторического процесса

 

Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному.

 

1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше настоящего. Веками людей не покидает мысль, что счастье потеряно в далеком прошлом. Мифологические сказания о древних временах, когда люди были бедны, но равны, художественно выразил Гесиод (YIII-YII вв. до н.э.) в поэме "Труды и дни": человечество пережило пять стадий, спускаясь от "золотого века", когда "люди жили, как боги", до железного, когда дни свои они проводят в трудах, заботах и печалях. Идеализация прошлого и пессимистический взгляд на будущее – очень характерное настроение эпохи перехода от родовых отношений к классовому насилию и рабскому труду. Это настроение отразилось также в иудейском, а затем и христианском учении об утраченном рае.

 

Недовольство существующими порядками впоследствии не раз заставляло людей вспоминать о будто бы существовавшей в прошлом счастливой жизни человечества. Идеализировалась не только первобытность, античность в эпоху Возрождения рассматривалась как вершина исторического прогресса, а многие романтики XIX в. преклонялись перед рыцарским духом средневековья. Призыв возвратиться от пороков цивилизации назад и сегодня повторяют некоторые философы, напуганные властью техники над человеком, обостряющимися экономическими проблемами, социальными конфликтами, угрозой гибели человечества в ядерной войне.

 

2. При всем драматизме политических, военных, религиозных конфликтов условия общественной жизни изменяются медленно, потому история представлялась многим в виде круга событий в одних и тех же неизменных формах человеческой деятельности: из века в век люди рождаются, живут, занимаются хозяйством, путешествуют, воюют, умирают, меняются поколения, и все остается по-прежнему. У многих философов складывается представление об истории, как о сумме циклического повторения: рождения, взросления, умирания (Аристотель, Полибий, Макиавелли, Вико, Данилевский). В XX век идея исторического круговорота развивается О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. В их теориях история рассматривается не как единый процесс, а как сосуществование или последовательность различных культур или цивилизаций, каждая из которых проходит свой цикл возникновения, развития и распада, после чего ей на смену приходит другая, совершающая такой же цикл

 

 

Конечно, в истории можно выделить различные типы культур (античная, средневековая, индийская и т.п.), в развитии которых наблюдается определенная цикличность. Но можно ли полностью отрицать существование какой-то общей направленности всемирно-исторического процесса? Огромный путь прошло человечество от каменного топора до компьютера, от костра до нейтронной бомбы, от наскальных рисунков до информатики. Можно спорить, стали ли люди от этого счастливее, но нельзя отвергать очевидное: человечество не топчется на месте, оно движется вперед.

 

3. Оптимистическая идея исторического прогресса связана с эпохой Возрождения, с реальными достижениями науки, ремесел, искусства, всем оживлением общественной жизни. Мир ощутил, что он идет навстречу разумному справедливому будущему и полон сил для его достижения. Это выразил французский философ А. Тюрго (1750): вся масса человеческого рода переживает попеременно спокойствие и волнения, счастливые времена и годы бедствий, всегда шествует, хотя и медленными шагами, ко все большему совершенству.

 

Передовые мыслители XYIII в. были уверены в том, что освобождение человеческого разума от религиозного догматизма и ломка феодальных устоев приведут в конце концов к созданию нового рационального общества – "царства Разума", где будут господствовать просвещение и наука, равенство и справедливость, свобода и гуманизм. На этой основе развивались разнообразные учения утопического социализма о разумно устроенном обществе будущего, грядущем "золотом веке".

 

Прогрессизм – самая популярная идея XYIII-XIX в.: о прогрессе с энтузиазмом говорили философы, ученые, поэты, политики. Однако реальный ход истории плохо оправдывал надежды на приближение "светлого будущего" – революции, которые начинались под лозунгами свободы, равенства и братства и заканчивались кровавым террором и деспотизмом. Уничтожение феодальных сословий не ослабило социальной напряженности, а лишь породило новые конфликты и классовые битвы. Развитие индустриального производства и науки принесло с собой не всеобщее благоденствие, а еще больший разрыв между богатством и нищетой (в середине XX века соотношение доходов между I и III миром 26:1, теперь 40:1), угрозу уничтожения всему человечеству.

 

 

В XX веке наступает разочарование в идее прямолинейного исторического процесса, многие возвращаются к концепции круговорота и регресса. Отдавая должное этим концепциям, которые помогают глубже уяснить реальности мирового развития, нельзя все же не заметить общеисторического прогрессивного движения. Но в чем сущность этого прогрессивного развития?

 

Исторический процесс развития человеческого общества и общественный прогресс – разные понятия. Общий ход исторического процесса определяется объективными закономерностями – рост производительных сил общества и смена способов производства изменяют и все остальные, непроизводственные, отношения, причем эти изменения воспринимаются людьми по-разному: кому-то нравятся, кому-то нет. Одни считают, что в результате этих изменений человечество совершенствуется и приближается к своим лучшим идеалам, другие, напротив, печалятся, что лучшие идеалы рушатся, а люди становятся все хуже. Поэтому одни говорят о прогрессе общества, другие – о регрессе. Ведь представления об идеалах общественной жизни различны зависят от особенностей культуры, от эпохи, в которой живут люди, от их социального положения, от их индивидуального опыта и т.п.

 

Понятие "общественный прогресс" – это субъективная оценка, которую люди дают объективно проходящим изменениям в жизни общества. Основой оценки являются их представления об идеалах, к которым должно стремиться человеческое общество. Эти идеалы выполняют роль критериев (греч. – "признак, мерило") оценки изменений общества, совершающихся в процессе его развития. Когда изменения происходят в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, и наоборот.

 

Если бы не было никаких общечеловеческих ценностей и идеалов, то суждения людей об общественном прогрессе были бы чисто субъективными, и было бы невозможно однозначно определить, в чем состоит общественный прогресс (от стрелы – к ядерной ракете). Однако в истории общества постепенно познаются и признаются общечеловеческие ценности и идеалы: добро, справедливость, свобода, гуманизм и т.д. Стремление к ним становится нормой общественной жизни, хотя и эти идеалы понимаются неодинаково, но тем не менее они образуют основу для определения того, что в процессе общественного развития считать прогрессивным.

 

 

1. Как бы ни расходились люди в понимании тех или иных ценностей и идеалов, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно – само существование человечества. Отсюда и вытекает предельно общий критерий общественного прогресса: прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Человеконенавистничество несовместимо с прогрессом. Всякая деятельность, угрожающая существованию человечества, реакционна.

 

2. Но человечество должно не просто существовать, оно должно жить по-человечески. Невозможно раз и навсегда установить, каков должен быть образ жизни, достойный человека. Но хотя идеалы жизни, о которой мечтают люди, неодинаковы и исторически изменчивы, в них есть некоторое непреходящее содержание. Надежды на лучшее будущее всегда связывают с ростом богатства общества и улучшением благосостояния всех его членов, преодолением социальной несправедливости, развитием культуры, духовным совершенствованием людей, то есть с созданием условий для свободного развития каждой человеческой личности.

 

Чем больше каждый человек в обществе освобожден от власти господствующих над ним природных и социальных сил, тем больше он приобретает свободы для беспрепятственного выбора такого образа жизни, который соответствует его идеалам. И. Кант: "В ряду целей человека есть цель сама по себе, то есть никогда никем (даже богом) не может быть использована только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью". Этот кантовский принцип означает, что ни одна человеческая личность не может быть превращена в простое средство выполнения каких-то (пусть прогрессивных!) задач. Любой человек как разумное существо имеет право сам распоряжаться собой, действовать свободно – с условием, что он никого другого не может использовать в качестве лишь средства для достижения своих целей. Отсюда и отношение к каждой человеческой личности как высшей ценности общества. (А. Вознесенский: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек").

 

Итак, общественный прогресс – такое развитие общества, которое направлено на создание условий для 1) дальнейшего существования человечества и 2) свободного развития каждого человека.

 

1) исходный необходимый критерий общественного прогресса;

 

2) высший и достаточный критерий.

 

Постепенно, в ходе самого прогресса он становится необходимым, но в истории общества до сих пор создание условий для свободно развития одних людей достигалось в значительной мере за счет угнетения, порабощения и истребления других. Пути прогресса нередко были залиты слезами, потом и кровью, что делало его подобным "тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых" (К. Маркс).

 

Поэтому исторический процесс в целом не может однозначно оцениваться только как прогресс или только как регресс. Развитие общества, как и всякое развитие, не прямолинейно, оно противоречиво и предполагает единство прогресса и регресса: прогресс в одних отношениях сочетается с регрессом в других.