Элементы финансовой отчетности и объекты бухгалтерского учета

Финансовые отчетности отражают финансовые результаты сделок и других событий, формируя их в обширные классы в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти обширные классы называются элементами финансовых отчетов. Активы, собственный капитал и обязательства являются элементами, непосредственно связанными с определением финансового положения субъекта в бухгалтерском балансе. Доходы и расходы являются элементами, непосредственно связанными с измерением показателей субъекта в отчете о результатах деятельности.

Активы – это имущество, имущественные и личные неимущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, вложения в активе, это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта.

Обязательства - это обязанность лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, выплатить деньги и др, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Собственный капитал– это активы субъекта после вычета его обязательства.

Элементы, непосредственно связанными с измерением финансовых показателей, являются:

Доходы – это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде.

Расходы – это уменьшение активов, либо увеличение обязательств в отчетном периоде.

Далее остановимся на характеристику каждого элемента финансовой отчетности.

Активы хозяйствующих субъектов делятся

на долгосрочные

и текущие активы. Текущие активы включают:

1) Товарно-материальные запасы

2) Готовая продукция

3) Расходы будущих периодов и незавершенное производство

4) Денежные средства

5) Краткосрочные финансовые инвестиции

6) Дебиторская задолженность.

Товарно-материальные запасы предназначены для обеспечения производства продукции или выполнения работ. К ним относится сырье и материалы, запасные части, топливо и т.д. Они в процессе производств участвуют однократно и свою стоимость полностью переносят на себестоимость готовой продукции или выполненных работ.

Готовая продукция – это часть продукции предназначенные для реализации и находящиеся на складах предприятия или в пути к покупателю.

В группу расходов будущих периодов и незавершенного производства входят затраты, связанные с изготовлением изделий или выпущенной продукции, переходящие на следующий отчетный период.

Денежные средства, получаемые за реализованную продукцию или выполненные работы, могут находится на расчетном счете или в других счетах банка или в виде наличных денег в кассе предприятия.

Краткосрочные финансовые инвестиции – это вложения средств сроком до одного года в виде акций, облигаций и кредитов.

Своеобразной формой текущего актива является задолженность покупателей за продукцию, когда они продукцию предприятия получили, но деньги еще не заплатили. Такая задолженность может возникать и в других случаях, в результате чего средства одного предприятия оказываются у других предприятий или лиц. В бухгалтерском учете такую задолженность у предприятия называют дебиторской, а должников, не возвративших средства – дебиторами.

Долгосрочные активы включают:

Основные средства

Нематериальные активы

Долгосрочные инвестиции

Основные средства - активы материальные и с относительно долгим сроком полезной службы. Например, здания, земля, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, мебель и другие.

Нематериальные активы отличаются от материальных только тем, что они не связаны с неким физически существующим предметом. В состав нематериальных активов входят торговые марки, патенты, авторские права, монопольные права и привилегии.

Долгосрочные инвестиции – это ценные бумаги одной организации, приобретенные другим хозяйствующим субъектом либо для контроля, либо для получения долгосрочного дохода от инвестиций.

 

В собственный капитал входят:

уставный капитал,

дополнительно оплаченный капитал,

дополнительно неоплаченный капитал,

резервный капитал

и нераспределенный доход.

Уставный капитал – это сумма средств изначально переданных предприятию его создателями, учредителями (государством, юридическими или физическими лицами) для осуществления деятельности в соответствии с уставом. Эта сумма средств записывается в уставе предприятия, утверждается и регистрируется в государственных органах.

По договоренности между учредителями взноса в уставный капитал могут осуществляться в денежной или натуральной форме – объектами основных средств, материалами и т.п.

Используя полученные от учредителей средства, предприятие в своей работе должно не только сохранить их общую сумму, но и увеличить, т.е. получить прибыль (доход).

В соответствии с действующим законодательством часть прибыли изымается государством в виде налогов, остальная ее часть может быть направлена на формирование резервного капитала, остаток прибыли (дохода), как нераспределенный доход может использоваться на выплаты дивидендов, на пополнение уставного капитала и т.д.

Резервный капитал, нераспределенный доход тоже является собственным источником (капиталом).

Дополнительно оплаченный капитал связано с реализацией собственных акций (акционерное общество) по ценам, превышающим их номинальную стоимость.

Дополнительно неоплаченный капитал связан с переоценкой долгосрочных активов в связи с инфляцией, увеличением справедливой (рыночной) стоимости, которая не приводит к получению реальных денежных средств, но увеличивает собственный капитал.

Нераспределенный доход – это результат деятельности предприятия, сумма прибыли, остающаяся на предприятии.

В процессе работы предприятия может временно по какой-либо причине возникнуть потребность о дополнительных денежных или материальных средствах. В этом случае оно может их занять, у других предприятий или лиц, возникает обязательство.

 

Обязательства предприятия делятся на

Долгосрочные,

и краткосрочные обязательства,

кредиторская задолженность

Долгосрочные обязательства- на срок больше одного года и относятся долгосрочные кредиты банка и внебанковских учреждений.

Краткосрочные обязательства – срок до одного года. К краткосрочным обязательства относятся краткосрочные кредиты банка и внебанковских учреждений.

Кредиторская задолженность – это задолженность предприятия другим предприятиям и лицам. К ним относятся задолженность предприятия работникам по оплате труда, задолженность предприятия перед госбюджетом по налогам, задолженность предприятия перед поставщиками и подрядчиками за отгруженные товарно-материальные запасы и выполненные работы и т.д.

Понятие дохода и методы его признания.

Доход – важнейший фактор финансового результата, составляющий основу увеличения прибыли и соответственно капитала собственника. В стандарте бухгалтерского учета № 5 доходом признается и увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала, этой организации (субъекта), за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Существуют несколько классификаций доходов. Но одной из распространенных в бухгалтерской литературе (Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета – М., 1997) доходы организации могут возникать в результате реализационной деятельности и внереализационных операций.

Реализационные доходы, или, как их называют, операционные доходы, подразделяются на основные и неосновные. Под основным доходами понимается доходы, полученные от реализации продукции, работ и услуг в результате основной деятельности предприятия. Неосновные доходы – это доходы, полученные от реализации прочего имущества: ценных бумаг, валютных ценностей, основных средств, материалов и т.д.

Для полного исследования понятия реализационного дохода следует выяснить его сущность и момент признания.

В западном учете, уделяющем большое внимание теоретическому обоснованию любого понятия, в определении сущности дохода существуют три концепции:

концепция продукта,

концепция выбытия;

концепция прироста.

Концепция продукта определяет доход как продукт деятельности предприятия иными словами, доход – динамический процесс создания товаров, работ, услуг за определенный промежуточный времени. Отметим, что такое определение не характеризует ни момент признания дохода, ни величину дохода.

Концепция выбытия основывается на том, что произведенные товары или услуги должны быть переданы своим покупателям. Но подобный подход не включает доходы, получаемые до передачи продукции покупателю (например, при выполнении строительных работ и учета дохода по методу процентного завершения).

Концепция прироста признает доходом приток активов хозяйственной единицы или погашение ее кредиторской задолженности в результате поставки или производства товаров, оказания услуг или других операций. Концепция прироста также не безупречна. Здесь смешиваются оценка и временная привязка дохода с собственно процессом образования дохода.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки концепции прироста, именно она признана в международной (МСФО) и Казахстанской учетной методологии и практике.

Для доходов характерны приток активов и (или) уменьшение пассивов.

Признание дохода неразрывно связано с понятием перехода права собственности на продукцию, товаров, услуги к покупателю. Доходы могут признаваться на момент поставки товаров или услуги покупателю, до или после него. По критериям последствий для организации, обусловленных признанием доходов, различают кассовый метод признания дохода и метод начислений. Кассовый (или материальный) метод признания дохода предполагает обязательное выполнение условий: доход заработан и право на продукцию, товары или услуги перешло к покупателю или пользователю; покупатель продукции, работ или услуг денежными средствами или товарным эквивалентом, которые поступили в кассу, на денежные счета в банке.

При методе начислений, который также именуют правовым методом признания дохода, достаточно одного свершившегося факта: права собственности на продукцию, товары и услуги перешло к покупателю (пользователю) и он принял обязательство погасить образовавшуюся в результате сделки дебиторскую задолженность в установленный договором срок. Налицо начисление дохода в виде роста экономических требований (дебиторской задолженности).

Следует заметить, что методы признания дохода в финансовом бухгалтерском учете и налогообложении далеко неодназначны.

В Республике Казахстан в бухгалтерском учете для всех хозяйствующих субъектов обязателен к применению метод начисления дохода.

Такой подход направлен на объективное исчисление финансового результата в интересах собственников: отражение прибыли в максимальной величине.

Казахстанская методика учета доходов придерживается несколько иной классификации доходов: Доходы предприятия в зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доход от реализации товаров, доход от оказания услуг, доходы в виде процентов, дивидендов.

В экономической литературе термины «затраты», «издержки», «себестоимость» и «расходы» воспринимаются как синонимы. В бухгалтерском учете рыночной экономики правильная интерпретация понятие направлена на достоверное формирование финансового результата (прибыли или убытка).

Понятие «Расход» в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и в стандарте бухгалтерского учета Республики Казахстан связано с формированием отчета о прибылях и убытках и направлено на выявление финансового результата.

Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги.

Затраты имеют место на различных стадиях создания продукта: заготовлении (приобретения), производстве, распределении (продаже). Они подразделяются на индивидуальные, накопленные и агрегированные. Индивидуальные затраты – стоимостная оценка потребленных ресурсов на одной отдельной операций. Затраты, накопленные в пределах одного изделия на нескольких технологических операциях составляют себестоимость изделия. Агрегированные затраты – себестоимость, исчисленная по всей выпускаемой продукции.

Затраты могут быть отнесены в активы или списаны в расходы отчетного периода. Их можно подразделить на активообразующие, увеличивающие стоимость активов, списываемые непосредственно в расходы отчетного периода, не относящиеся к расходам вообще.

Затраты активообразующие – это затраты, обещающие выгоду в будущем и стоимость которых капитализирована в активы, представленные в виде реальных активов (сырье, материалы и т.п.)

Затраты, увеличивающие стоимость активов, - капитализируемые затраты, не списываемые в расходы отчетного периода и не создающие самостоятельного объекта актива, а увеличивающие себестоимость ранее образованных активов (услуги сторонних организаций, заработная плата, социальный налог).

Совокупность затрат овеществленного (себестоимость производственных запасов, потребленных в отчетном периоде, амортизация долгосрочных активов) и живого труда образует затраты в активы производства:

1) Затраты (себестоимость) производства готовой продукции;

2) Затраты (себестоимость) выполнения работ и оказания услуг;

3) Затраты (себестоимость) незавершенного производства.

Затраты на производство, обещающие будущие выгоды, в конце отчетного периода капитализируются в активы «Готовая продукция» и «Незавершенное производство».

Готовая продукция в бухгалтерском учете отражается по фактической себестоимости, равной сумме всех затрат на изготовление изделия.

Незавершенное производство (в бухгалтерском понимании) - это затраты на поддержание производственных заделов на конец отчетного периода или стоимостное выражение (себестоимость) продукции, не пришедшей всех стадий обработки и не признаний готовой продукцией, а также незаконченных работ, не принятых заказчиком. Незавершенное производство не принесет доходов в отчетном периоде. В отчетном периоде незавершенное производство признается активом.

В тех случаях, когда предприятие отгружает продукцию и товары, а право собственности на них еще не перешло к покупателю, целесообразно организовать особой учет по их себестоимости. По мере перехода права собственности к покупателю себестоимость отгруженных товаров и готовой продукции списывается в расходы отчетного периода.

Затраты по управлению предприятием и затраты на реализации продукции относятся к расходам периода и в конце года списываются за счет итогового дохода.

Себестоимость готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг и товаров, включенная в расходы отчетного периода, плюс накладные расходы (затраты на организации производства), отнесенные к этому периоду образуют производственную себестоимость.

По мнению американских ученых Р.Энтони и Дж.Риса «расходы представляют собой ресурсы для зарабатывания доходов в течение текущего периода». Они приводят к сокращению нераспределенной прибыли отчетного периода и соответственно капитала.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, приводящие к уменьшению капиталам этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Согласно концепции расходы подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

операционные расходы;

внереализационные расходы.

 

Объектами бухгалтерского учета являются:

ü Хозяйственные средства – средства в сфере производства; средства непроизводственной сферы; средства в сфере обращения.

ü Источники хозяйственных средств – источники собственных средств; источники привлеченных средств; нераспределенный доход.

Хозяйственные процессы –обеспечение; производство; реализация.

 
 

 

Схема 1. Классификация средств предприятия по видам и размещению.

 

 
 

 

Схема 2. Классификация источников хозяйственных средств.

 

Представленная классификация средств предприятия по видам и размещению и по источникам образования позволяет полнее понять состав объектов бухгалтерского учета