Договорная т-я

Патриархальная т-я

Теологическая т-я

Многообразие теорий происх-я гос-ва

Киев.Русь

1. Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлецер; Карамзин, Костомаров, Соловьев). Норманны – немцы, Варяжское (Балт.) море

2. Антинорманнская теория (Ломоносов; Иловайский, Рыбаков, Гедеонов)

3. Центристская теория - все предпосылки для возникновения гос-ва были, приглашение на престол варягов явилось лишь катализатором

 

 

Получила распространенение в средневековье в трудах Ф.Аквинского

Совр.пред-ли – идеологи ислама и катол.церкви (Маритен, Мерсье)

Гос-во – продукт божьей воли, гос.вл. – вечна и незыблема, зависима от религ.орг-й и деятелей. Каждый должен подчиняться государю во всем, отказ – непослушание Всевышнему. Соц.-эк., прав.неравенство опр-ны божьей волей. Придавая гос-ву и государям ореол святости, данная т-я поднимают их престиж, утв-т порядок, согласие и духовность в об-ве

12-13 вв. – Зап.Европа, разв-е теории «двух мечей» - основатель ц. имели 2 меча, один они возложили в ножны и оставили себе, ибо не пристало ц. самой использовать меч, а второй – вручили государям для верщения земных дел. Государь наделяется церкуовью правом повелевать людьми, он слуга церкви. Приоритет дух.орг-ии (ц.) над стветской (гос-во), нет гос-ва и вл. «не от Бога»

Теория недоказуема, основана на вере

Пред-ли:Аристотель, Филмер, Михайловский, Конфуций

Люди – существа коллективные, стремятся к взаимному общению, созданию семьи. Послед. рост семей и их объединение приводят к обр-ю гос-ва. Власть царя - продолжение неогранич. власти отца (патриарха) в семье. Лишь отеч.забота царя способна обеспечить необходимые для ч-ка условия жизни. Как и в семье отце, так и в гос-ву мон-х не выбирается, не назн-ся, не смещается подданными, т.к. они его дети

Филмер (17 в.) – Бог передал вл. Адаму, Адам – сыновьям, сыновья Адама – первые правители гос-в, возник-е гос-в

Упрощение процесса возник-я гос-ва. По свидетельству историков, семья (как соц.институт) возникла параллельно с возник-м гос-ва

Возникла в 17-18 вв. Пред-ли: Гроций, Руссо, Гоббс, Спиноза, Гольбах, Радищев

Гос-во – продукт сознательного творчества, результат дог-ра, в кот. вступают люди, находящиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, обладают прирожденными правами и свободами (Руссо), до гос-ва – состояние «войны всех против всех» (Гоббс). Гос-во - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу кот. они передают часть своей свободы гос-ву

В итоге у правителей и об-ва возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, ответ-ть. Гос-во имеет право принимать з-ны, собирать налоги, наказывать преступников, но обязано защищать теорию, права граждан, их собственность. Гр-не обязаны соблюдать з-ны, платить налоги, поэтому имеют право на защиту св-ды и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью вправе расторгнуть договор, свергнуть правителей

Глубокое демокр.сод-е, естеств.право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания

Схематичное, идеализированное, абстрактное представление о первобытном об-ве, кот. на опр.этапе осознает необх-ть соглашения между народом и правителями. Недооценка объект. (соц.-эк., военно-полит.) факторов и преувеличение субъект.