Вопрос 2.

В нормативно-правовом акте специфическим способом и в надлежащей форме закреплена государственная воля, направленная на установление определенного правила поведения. Нормативные акты являются результатом правотворческой деятельности.

Нормативно-правовой акт выступает в виде государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, постановление), а также наименование органа, принявшего акт (юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям). Следует иметь в виду, что нормы права не тождественны статье

нормативного акта. Статья нормативно-правового акта — это форма воплощения, способ изложения правовой нормы. В статье закона может содержаться вся норма целиком, части нормы или даже часть ее элемента. Поэтому норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты классифицируются на различные виды. Основным критерием отнесения нормативного акта к тому или иному виду служит егоюридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчи­ненность. Она зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его полномочий и компетенции, которыми он наде­лен по действующему законодательству.

В правовых системах любых государств прежде всего осуществляется деление на законы и подзаконные акты. Важнейшее значение в системе нормативно-правовых актов принадлежит закону.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти или непосредственно народом в ходе референдума и они обладают высшей юридической силой.

Это означает:

- во-первых, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует закон;

- во-вторых, законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;

- в-третьих, никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал,

 

Законы подразделяются на три вида: Конституция, конституционный закон, обычный (текущий) закон.

1) Конституция — это основополагающий учредительный политический и юридический акт страны — Основной закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и т. д. Ст. 15 Основного закона России гласит, что Конституция Российской Федерацииимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция как Основной закон страны характеризуется стабильностью.

2) В соответствии с Конституцией могут издаваться другие конституционные (органические) законы, которые конкретизируют определенные положения Конституции, вносят изменения и дополнения в действующую Конституцию. Например, Закон о правительстве, Закон об основах местного самоуправления и т. д.

3)Обыкновенные законы — это нормативно-правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной и духовной жизни общества.

Характеристика законов как правовых актов высшей юридической силы, из которой вытекает принцип «верховенства» законов означает, что все другие нормативные акты являются актами более низкого, подчиненного качества. Все они находятся «под» законами и поэтому называются «подзаконными».

Подзаконный акт — это нормативный правовой акт, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на общие, местные и ведомственные.

К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти (президентские указы, постановления правительства), действие которых распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства.

Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т. д. В отличие от общих подзаконных актов их действие ограничено подвластной этим органам территорией.

Ведомственные подзаконные акты представляют собой разновидности правовых актов общего действия, которые распространяются лишь на ограниченную (специальную) сферу общественных отношений (правоохранительную, оборонную, банковскую, образования и т. д.). Они издаются министерствами и ведомствами.

Разновидностью ведомственных подзаконных актов являются внутриорганизационные акты: уставы, положения, правила внутреннего распорядка, действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.

 

 

Заключение.

В данной лекции рассмотрены вопросы происхождения и сущности права, его отличия от социальных норм. Дано понятие закона и его соотношения с другими подзаконными актами. А также рассмотрено правовое положение личности в государстве, в частности права и свободы человека и гражданина, их гарантии и соотношении с гражданскими обязанностями.