Вводная лекция

Первый семестр

Курс. История Средних веков

Преподаватель: Ермаченко Игорь Олегович, к.и.н., доцент кафедры Всеобщей истории.

 

1. Проблема содержания и хронологических рамок Истории западноевропейского Средневековья;

2. Организация учебного курса;

 

История цивилизаций Средних веков. Цивилизация представляет собой единство этноса культуры и других параметров. Цивилизации развиваются независимо друг от друга.

В XV веке Флавио Бьондо в работе своей упомянул medium aevum – «средние века». Отсюда и наука – медиевистика. Гуманисты понимали Средние века как период между Античностью и Новым временем. Постепенно появляется разделение эпох в сознании. Средние века – время отсутствия того, что ценили гуманисты – racio («разум»), поэтому «Средние века» имеет негативную оценку. Гуманисты пытались возродить античную классическую латынь, вместо «кухонной», современной им. На латынь оказывали влияние церковь, варвары и другие факторы. Гуманисты предъявляли «претензии» средним векам из-за испорченной латыни в частности. Во многом не нравились так же готические направления в искусстве.

В XIX веке европейская наука вышла вперёд во всём мире. Развивается и распространяется европоцентризм. Люсьен Февр считал, что у каждой эпохи свои Греция, Рим, Средневековье и Новое время. Гуманисты породили теорию, которую позже развивали просветители XVIII века. Считалось, что разум затмило влияние церкви. До XVI века атеистов не было. Вольтер о церкви: «Задавите гадину!». Прочных власти и законов не было на протяжении средневековья.

«Старый порядок» во Франции кончился в 1789 году. Реакционные монархии идут на Францию, прежде всего Австрия, т.е. старые порядки против новых. Идеализировали средневековье в основном аристократы и другие недовольные революционным правительством. Дальше возникает романтизм, когда герой идёт против толпы. Образы берутся из Средневековья. Эпоха начинает идеализироваться. Начинается борьба между положительными и отрицательными оценками периода, что оказало влияние на медиевистику.

Огюстен Тьерри и Франсуа Гизо начинают изучение средневековья как прошлое, а не «нечто современное, но хуже». Это было общество сословное. Сословие – группа (социальная), которая занимает специфическое место со своими правилами и обязанностями. Сословия: духовенство (молящиеся), знать (воющие; позже – рыцари), пашущие (крестьяне; позже добавились горожане). В XIX веке снова занялись сословиями. Средние века – борьба пашущего сословия за свободу. Вскоре на первое место выделилось «феодализм». Латинский – феод, немецкий – лен, французский – фьеф – всё синонимично. Концепция феодализма: монарх, король – графы, князья – бароны. Крестьяне не входят. Феодализмиерархия, основанная на вассально-ленных отношениях. Вассал приносил сеньору оммаж - клятва, которая подчиняла одного феодала другому. Взамен он получал феод (землю). Вассал служил сеньору за землю 40 дней в год, выступал в защиту сеньора, участвовал в выкупе при пленении, преподносил дар по особым случаям, о могли потребовать от сеньора: защиту при нападении, правило «совет и помощь» (при принятии решения сеньором участвовали вассалы). На празднества приглашались вассалы. Сеньор – гарант прав вассала, судья. Крестьяне также приносили сеньору оммаж, но они не имели прав на землю и получали наделы от сеньора. Сеньоры этих же крестьян и судили. Крестьяне составляли в разных странах от 20 до 90% населения. Крестьяне во главе с бюргерами добивались своих целей. В результате, на волне развития возникла марксистская идеологическая система. Была предложена новая система понимания: вначале человечество не имеет собственности, при этом производительная сила (орудия труда, люди, формы организации) на таком уровне, что люди выживали. Эксплуатации не было, ибо нечего присваивать. С развитием производительной силы растёт производство и появляется то, что можно присвоить. Возникает рабовладельческий строй. Классы делятся по собственности, а не по занятиям, как сословия. Главное – экономика. Классы развиваются. Возникает государство для удерживания рабов. Производственные отношенияотношения в сфере собственности. Рабы – производительная сила. Постепенно происходит переход на новый уровень – феодальный строй, т.к. для рабства стала отсутствовать мотивация. Появляются крестьяне: у них есть орудия труда, часть земли. Однако не имеют полных прав собственности. Крестьяне могут сами прокормиться, отчего возникает сила внеэкономического угнетения – рыцари. Вырастают горожане – будущая буржуазия, которая производит революцию. Начинаются новые капиталистические отношения, когда появляются рабочие. Таким образом - экономическая эксплуатация. Таким образом: первобытный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – социализм – коммунизм.

Зависимые крестьяне на западе и крепостные – разные типы – крепостных на Западе не было. Свободных в обществе не было, т.к. все свободы были кем-либо дарованы. История не терпит сослагательного наклонения. Часть исследователей считает, что феодализма не было.

Хронология. Начало Средневековья – 476 год (классическая версия). Восточная Римская империя до 1453 года не называлась Византией.

· В 476 году на троне оказался Ромул АвгустАвгустишка»). Был посажен на престол. Произошёл мятеж корпуса преторианцев. Престол занял Одоакр, германский вождь. Он отсылал пурпурный плащ, державу, скипетр и диадему восточному римскому императору. Рим был потрясён от разгромов вандалов и Алариха. Многие считают, что Средние века начались во время появления христианства.

· V – середина XI века – Раннее Средневековье. Становление феодальной экономической формации.

· Середина XI – середина XV века – Развитый феодализм.

· XVI – середина XVII века – период загнивания и отмирания феодального строя.

· До революции Средние века заканчивались концом XV века и связано было с Великими географическими открытиями. Возникла мировая торговля. Второй вариант: 1517 год – Реформация. Мартин Лютер выступил против церкви, основал протестантизм. Отличие в церковной организации: отношения между человеком и богом индивидуальны, без участия церкви. Как следствие – многие войны, изменения в политике, экономике и так далее.

Новый вариант хронологии:

· 476 год – середина XI века – Раннее Средневековье.

· Середина XI – XIII (середина XIV) века – Высокое (зрелое) Средневековье.

· XIV – XV века – Позднее Средневековье.

· XVI – XVIII века – Раннее Новое время.