Сапожникова Надежда Ивановна

Тестирование (120 вопросов будет больше – в варианте 30 вопросов) – зачет. Возможен автомат если посещения (один раз можно отпроситься).

Сообщение а не чтение, но подсматривать можно. Вопросы сами распределять. Основной докладчик и дополнения.

Источники:

1. Учебники право соц. обеспеченья Захаров и Тучкова; Гусов К.Н. ;

Буянова, Кобаева, Кондратьева; Макчульская и Добромыслов; Сулиманова; Филипова;

Право соц. обеспечения Шайхадинов В. Ш.

2. Периодические издания.

Лекция № 1 (06.02.2013)

Тема 1: источники пенсионного обеспеченья в РФ

Источники ПО - это писанные акты компетентных гос. органов, принимаемый в пределах предоставленных им полномочий и содержащий нормы касающиеся ПО в РФ.

Классификация источников:

1. По сфере действия во времени

2. В пространстве

3. По кругу лиц

4. По органу их принявшему

5. По юр. силе

- КРФ

- международные ПА ( Конвенции и рекомендации МОТ:

№ 102 «О минимальных нормах соц. обеспечения». Соглашения стран СНГ о взаимном пенсионном обеспеченье)

- Кодифицированные акты и основы ( ТК РФ, СК РФ, ГК РФ, основы законодательства о охране здоровья граждан в РФ)

- ФЗ ( О трудовых пенсиях в РФ)

- Подзаконные акты (Постановление Правительства РФ « Об утверждении правил и подтверждения страхового стажа)

- Ведомственные НПА ( ПФ РФ, Министерство обороны, юстиций, Минтруда и соц. защиты, МВД, ФСБ, здравоохранения)

- Законодательство СРФ (

- НПА органов МСУ

- Локальные НПА

тема 2: Пенсионная реформа РФ

с 1 января 2002 в РФ осуществляется пенсионная реформа целям, которой стали:

1. Обеспеченье достойного уровня жизни пенсионеров

2. Установление размеров пенсий пропорционально вкладу каждого

3. Перевод назначения досрочных пенсий

4. Обеспеченье прозрачности пенсионной системы

Лекция № 2 (20.02.2013)

Достаточно длительное время пенсионная реформа признавалась самой успешной среди проводимых одновременно с ней (реформы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства).

Однако в 2007 было признано, что пенсионная реформа зашла в тупик, и цели, которые перед ней ставились не выполнены. В связи с этим с 1 января 2010 началось осуществление корректировки.

Корректировка проводилась по следующим направлениям:

1. Валоризация

a) Увеличение расчетного пенсионного капитала, имеющегося на индивидуальных лицевых счетах, застрахованных лиц на 10 %.

b) Возврат долгов советским пенсионерам, который включает увеличение размеров пенсий, как пенсионерам, так и тем, кто будет реализовывать право на пенсию в дальнейшем на 1% за каждый год работы в советское время до 1991 г.

2. Впервые за все время существования России бедность среди пенсионеров ликвидирована.

Если в результате перерасчета с 1 января 2010 сумма пенсии оказалась ниже величины прожиточного минимума установленного в регионе, то к такой пенсии производится доплата до величины прожиточного минимума.

3. В составе трудовой пенсии исключена базовая часть - это часть пенсии в виде фиксированного базового размера вошла в страховую часть.

С 1 января 2010 трудовая пенсия состоит из 2х частей: страховой и накопительной.

4. Введено понятие страхование заработка – означает, что страховым признан заработок в сумме 415 т.р. – на 2010г. (сумма пересматривается ежегодно).

Это означает что только с величины страхового заработка осуществляется перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы с заработка более не перечисляются.

5. Изменился порядок предоставления персональных сведений в системе персонифицированного учета.

До 2010 работодатели представляли индивидуальные сведения на своих работников 1 раз в год. С 1 января 2010 индивидуальные сведения ими представлялись 1 раз в пол года. А с 2011 индивидуальные сведения ежеквартально.

6. Активизирована работа по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.

Т.е. граждане которые имеют право на формирование накопительной части пенсии могут передать их для инвестирования в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию.

7. Большее распространение получается программа гос. софинансирования

Граждане перечисляют дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии и сумма эти взносов софинансируется государством.

 

Условия гос. софинансирования:

- сумма доп. страховых взносов в год не менее 2 т.р., тогда размер составляет 100% уплаченных взносов.

- принято решение с 1 января 2015 гражданам, которые будут реализовывать право на пенсионное обеспечение учитывать продолжительность страхового стажа и увязывать ее с размером назначаемой пенсии

( как стартовый страховой стаж будет учитываться для ж – 25 лет, для м – 30 лет при назначении пенсии за каждый год превышающий установленный страховой стаж для м и ж фиксированный базовый размер будет увеличиваться на 6%

при этом тем гражданам, которые имеют страховой стаж менее установленной законом продолжительности за каждый недостающий год фиксированный базовый размер будет уменьшаться на 3%).

тема 3. стаж в системе пенсионного обеспеченья

1.) Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж - это общественное отношение, связанное с работой, а также иная общественно полезная деятельность, учитывая в календарном порядке в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц до 1 января 2002.

В общий трудовой стаж включаются:

1. Любая работа, в том числе в качестве рабочего, служащего, члена колхоза, предпринимательская и индивидуальная трудовая деятельность в том числе в с/х.

2. Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, писателей, художников, композиторов, литераторов, кинематографистов, а также писателей, художников и литераторов, не являвшихся членами соответствующих творческих союзов.

3. Период получения пособия по безработице. Участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению органа занятости для работы в другую местность и трудоустройства.

4. Военная и другая приравненная к ней служба, в том числе: срочная служба в армии по призыву ,служба в органах министерства обороны, МВД, ФСБ, КГБ, ВЧК, ОГПУ, НКВД, противопожарная служба, служба в органах по борьбе с оборотом наркотических средств и др.

5. Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, а также время пребывания на инвалидности 1ой и 2ой группы, полученных в результате профессионального заболевания или трудового увечья, связанного с производством.

6. Время отбывания наказания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.

 

2.) Страховой стаж

Страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой и иной деятельности, связанной с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд РФ.

Законодателем определены иные периоды, которые не связаны с уплатой страховых взносов, но которые включаются в страховой стаж(перечень исчерпывающий):

1. Военная и приравненная к ней служба

2. Период получения пособий по гос. соц. страхованию, выплачиваемых в период временной нетрудоспособности.

3. Период получения пособий по безработице, участие в оплачиваемых общ. работах, переезд по направлению органов занятости и трудоустройства.

4. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им 1,5 лет но не более 3х лет в общей сложности.

5. Время отбывания наказания лиц необоснованно привлеченных к УО, необоснованно репрессированных и в последствии реабилитированных.

6. Период ухода трудоспособного лица за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом, престарелым старше 80ленего возраста.

7. Время проживания жен (мужей) военнослужащих в месте с мужьями (женами) в местности, где они не имели возможности трудоустроится по специальности, но не более 5 лет в общей сложности.

8. Время проживания жен(мужей) работников международных советский и российских организации за границей.

Все перечисленные периоды включаются в страховой стаж только если им предшествует и или за ними следуют периоды, связанные с уплатой страховых взносов.


Лекция № 3 (06.03.2013)

3.) специальный стаж работы

Специальный стаж работы – суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности, которая протекала в особых условиях труда (вредные тяжелые опасные подземные работы), в определенных должностях (педагоги, медики, артисты, летчики) в особых природно-климатических условиях за работу в которых предоставляется пенсионное обеспеченье до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Особые природно-климатические условия – районы крайнего севера и местности к ним приравненные.

В специальный стаж включаются периоды работы протекавшие: в особых условиях труда, при условии, что занятость в таких условиях была в течении полного рабочего дня.

Полный рабочий день – выполнение работы в обозначенных условиях не менее 80% рабочего времени, включая подготовительные и заключительные операции.

 

Помимо работы в особых природно-климатических условиях в специальный стаж включаются:

1. Периоды временной нетрудоспособности

2. Ежегодные оплачиваемые отпуска, включая дополнительные, предусмотренные системой трудового законодательства

3. Перевод беременной женщины на работу не связанную с особыми условиями труда, согласно мед. заключения включается весь период перевода. А также время, когда беременная не работала в связи с решением вопроса о ее переводе.

4. Перевод по производственной необходимости, но не более 1 месяца в течение календарного года

5. Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 летнего возраста, если такой отпуск приходится на время до 6 октября 1992г.

6. И другие.

 

Не включаются в спец. Стаж:

1. Время нахождения в отпуске без сохранения з/п не зависимо от его продолжительности

2. Время нахождения в учебных отпусках, на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

3. Время отстранения работника от работы в связи с не прохождением им периодического мед. Осмотра или в связи с отказом от сдачи квалификационного экзамена.

4. Время отстранения работника от работы в связи со стоянием алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

5. Время отвлечения работника от работы в особых условиях труда в связи с выполнением гос. обязанностей ( военные сборы, донорские дни, участие в судебном процессе в качестве присяжного заседателя, участие в работе избирательной комиссии)

6. И другие.

4.) порядок исчисления стажа

Стаж в системе пенсионного обеспеченья исчисляется в календарном порядке, КРОМЕ СЛУЧАЕВ:

1. Работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей промышленности, перечень которых утверждается Правительством РФ засчитывается за год работы. Если сезон отработан не полностью стаж исчисляется по фактической продолжительности.

2. Работа в полный навигационный период на водном транспорте засчитывается за год работы. Если навигация отработана не полностью стаж исчисляется по фактической продолжительности.

3. При определении права на досрочное пенсионное обеспеченье к отдельным периодам применяется льготный порядок исчисления стажа.

a) Врачам и среднему мед. персоналу, которая осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности 1 год = 1год и 3 мес.

b) Врачам хирургам и мед. сестрам, которые осуществляют лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в отделениях хирургического профиля и при этом принимают участие в проведении хирургических операциях 1год= 1 и 6 мес.

c) Врачам хирургам и мед. Сестрам, которые работают в отделениях, палатах хирургического профиля стационарах, расположенных в сельской местности и при этом принимают участие в проведении хирургических операциях 1год= 1 и 9 мес.

 

5.) поряок подтверждения стажа

Особенности подтверждения стажа определяются в зависимости от того когда протекала деятельность:

1. За периоды после регистрации работника в качестве застрахованного лица сведенья о стаже, необходимые для назначения пенсии подтверждаются только на основании сведений индивидуального ( перфинифицированного) учета.

2. За время до регистрации работника в качестве застрахованного лица сведенья для пенсии подтверждаются документами. Выдаваемыми предприятиями, учреждениями и организациями, а также гос. муниципальными органами.

При этом основным документом, который подтверждает стаж является трудовая книжка. Если она оформлена надлежащим образом, т.е. записи в нее внесены своевременно, не требуют уточнений, отсутствуют подчистки и потертости предоставление доп., документов не требуется.

Когда необходимо подтвердить периоды работы соответствующие документы выдают работодатели по месту работы. Если к тому моменту, когда необходимо подтвердить стаж работодателя уже не существует соответствующие документы можно получить в архивном учреждении. В том случае, когда работодатель ликвидирован, и при этом документы на хранение в архив не сдавал, архивное учреждение выдает справку, которая может служить основанием для установления стажа свидетельскими показаниями.

Стаж свидетельскими показаниями устанавливает только, если (постановление Правительства РФ от 24.06.2002 г. № 555):

1. Документы утрачены в результате стихийного бедствия (наводнение, пожар, землетрясение)

2. Документы утрачены в результате небрежного их хранения, при отсутствии умысла застрахованного лица.

Для установления стажа свидетельскими показаниями необходимо 2 и более свидетеля. При этом свидетели должны знать заявителя по совместной работе. Т.е. они должны документально подтвердить, что в указанное время они работали в данной организации. Если свидетели подтверждают разные по продолжительности периоды, то свидетельскими показаниями устанавливается тот период, который подтвержден обоими свидетелями.

Установление стажа свидетельскими показаниями осуществляется комиссией по вопросам реализации пенсионных прав граждан, которые создаются при управлениях пенсионного фонда в городах и районах.


Лекция № 4 (20.03.2013)

государственное пенсионное обеспечение

1.) круг лиц и виды гос. пенсий

Правоотношения связанные с реализацией права граждан на гос. пенсию регулируются ФЗ от 15.12.2001 г . № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

Право на пенсию по гос. пенсионному обеспеченью имеют:

1. Военнослужащие вследствие военной травмы

2. Инвалиды и участники ВОВ

3. Федеральные и гос. служащие

4. Граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф.

5. Космонавты

6. Летчики-испытатели

7. Нетрудоспособные граждане

ВИДЫ ГОС. ПЕНСИЙ:

1. По старости

2. За выслугу лет

3. По инвалидности

4. По случаю потери кормильца

5. Социальные пенсии

Право на пенсию по гос. пенсионному обеспеченью имеют:

- граждане РФ, а наравне с ними иностранные г-не и ЛБГ постоянно проживающие на территории РФ. Если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

 

2.) круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

В соответствии с действующим законодательством, если гражданин имеет право на получение пенсии по нескольким основаниям одновременно, то ему может быть назначено только какая-либо одна пенсия по его выбору.

Вместе с тем ФЗ-166 определен круг лиц, которым может устанавливаться две пенсии одновременно:

1. Военнослужащие в следствии военной травмы (трудовая по старости или инвалидности + по инвалидности по гос. пенсионному обеспечению)

2. Инвалиды или участники ВОВ (трудовая по старости или инвалидности + по инвалидности по гос. пенсионному обеспечению)

3. Родители военнослужащих, погибших в период прохождения срочной службы или умерших после ее окончания в результате заболевания, связанного с прохождением военной службы за исключением случаев, когда смерть военнослужащего наступила в результате его противоправных действий. Факт противоправности в деянии военнослужащего может быть установлен только в судебном порядке. (трудовая по старости или инвалидности + по инвалидности по гос. пенсионному обеспечению)

4. Вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Японией и ВОВ, ПРИ УСЛОВИИ, что они не вступили в новый брак. (трудовая по старости или инвалидности + по случаю потери кормильца государственная)

5. Нетрудоспособные члены семьи граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получивших повреждение здоровья и умерших в результате перенесенного заболевания (по перечню). (трудовая по старости или инвалидности + по случаю потери кормильца государственная)

6. Жители блокадного Ленинграда, награжденные соответствующим знаком. (трудовая по старости или инвалидности + по инвалидности государственная)

 

3.) пенсия за выслугу лет федеральным гос. служащим.

Право имеют:

1. ГОС. СЛУЖАЩИЕ, проработавшие в должностях и учреждениях фед. гос. службы не менее 15 лет.

При наличии выслуги лет, установленной законом продолжительности пенсия назначается в размере 45% среднемесячного заработка.

Если гос. служащий имеет стаж выслуги лет, превышающий установленную продолжительность, то за каждый переработанный год сверх 15 – размер пенсии увеличивается на 3% среднемесячного заработка.

Заработок для назначения пенсии учитывается за последние 12 месяцев перед обращением за ней. Максимальная величина пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка.

Законодателем введены ограничения по исчислению заработка: не может превышать 0,8 денежного вознаграждения или 2,8 должностного оклада

Особенности пенсионного обеспеченья за выслугу лет:

- для назначения пенсии необходимо обратиться за ней, работая в должности, которая дает право на этот вид пенсионного обеспеченья.

- для выплаты назначенной пенсии необходимо оставить работу в должности, которая дает право на этот вид пенсионного обеспеченья.

2. ГОС. СЛУЖАЩИЕ СУБЪЕКТОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ, в части пенсионного обеспечения, приравненные к федеральным гос. служащим. Однако их пенсионное обеспеченье осуществляется в соответствии с законодательством субъекта или НПА органа МСУ.

При издании соответствующих НА представительным органом СРФ или МСУ следует иметь в виду, что в их НА в отношении пенсионного обеспеченья может быть прописано все что угодно. ЕДИНСТВЕННОЕ ТРЕБОВАНИЕ, чтобы этими НА положения гос. служащих субъектов или муниципальных служащих не ухудшалось.

Источник финансирования – для федеральных – фед. бюджет, для гос. служащих СРФ – бюджет субъекта, для муниципальных – местный бюджет.

 

4.) пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей.

На основании 2х законов: В зависимости от вида военной службы:

Военнослужащим по контракту – пенсия назначается в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, гос. противопожарной службе, в учреждения и органах уголовно-исполнительной системе и членов их семей».

Военнослужащим по призыву – ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами:

1. В период прохождения военной службы, в качестве солдат, старшин, матросов и сержантов;

2. Не позднее 3х месяцев после увольнения с ВС

3. По истечении 3х месяцев после увольнения с ВС, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного во время прохождения ВС.

В случае смерти военнослужащего нетрудоспособные члены его семьи, которые были у него на иждивении имеет прав на пенсию по случаю потери кормильца, при условии что они состояли у него на иждивении.

Нетрудоспособными иждивенцами признаются:

1. Дети, братья, сестры, внуки до 18 лет. а если они продолжают обучение, то до окончания обучения но не далее чем до 23 лет. Возможно старше этого возраста, при условии что они стали инвалидами до 18 лет.

Братья, сестры, внуки будут считаться нетрудоспособными членами его семьи, если они не имеют трудоспособных родителей.

2. .

 


Лекция №5 (03.04.2013)

обязательное пенсионное страхование

Правоотношения связанные с обязательным пенсионным страхованием регулируются ФЗ № 167 –ФЗ от 15.12.2001г.

В соответствии с указанным законом субъектами обязательного ПС являются:

1. Федеральные органы гос. власти

2. Страховщик

3. Страхователи

4. Застрахованные лица

В роли страховщика до 1 января 2004 года выступал исключительно ПФ РФ, а с 1.01.2004 наравне с ПФ РФ – выступают Негосударственные ПФ РФ и управляющие компании.

Управляющих компаний выделят два вида:

       
   


Государственная управляющая компания, к которой относится внешэконом банк Негосударственные управляющие компании, которых на сегодня 55.
   
  Негосударственных ПФ зарегистрировано около 350, однако из них к управлению средствами пенсионных накоплений допущено 140.

СТРАХОВАТЕЛИ – это работодатели, использующие труд наемных работников и производящие за них уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ.

ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА – граждане, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования за которых производится уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представляются индивидуальные сведения.

ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА

 

Граждане, которым с момента начала проведения пенсионной реформы (2002г.) до назначения пенсии осталось 10 и менее лет.   Граждане, до 1966 г.р.(включительно)   Граждане, 1967 г.р. И моложе
     
Мужчины 1952г.р. и старше И Женщины 1956 г.р. и старше. Мужчины 1953-1966г.р. (включительно) Женщины 1957-1966г.р. (включительно) Мужчины -1967г.р. и моложе Женщины 1967г.р. и моложе
Для этой возрастной категории накопительная часть пенсии не формировалась. В 2002г. их пенсия состояла из базовой и страховой части. С 2010г. когда базовой части пенсии не стало, их пенсия формируется исключительно из страховой части, в состав которой вошел фиксированный базовый размер. С 2002г. пенсия формировалась из 3х частей: базовой, страховой и накопительной. Однако с 1 января 2005г. пенсия стала из базовой и страховой части. Накопительная часть пенсии в отношении этой возрастной категории граждан с 2005г. – формироваться не стала. С 2010г – пенсия формируется только из страховой части С 2002г. отношении их пенсия формировалась из 3х частей: базовой, страховой и накопительной. С 2010г – пенсия формируется только из 2х частей страховой и накопительной части. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1.04.2013 пенсии повышены . Средний размер около 10т.р.  

Застрахованные лица, которые в системе обязательного ПС имеют право на формирование накопительной части пенсии могут этими средствами распорядиться путем передачи их в НПФ или управляющие компании.

При этом застрахованные лица обращаются с соответствующим заявлением в территориальный орган ПФ по месту жительства.

НПФ или управляющую компанию граждане, которые имеют право на накопительную часть пенсии могут в любое время поменять НПФ или управляющую компанию но сделать это могут не чаще чем 1 раз в год.

При этом право распорядиться средствами пенсионных накоплений предоставляется и гражданам относящимся ко второй возрастной категории, в отношении которых накопительная часть пенсии формировалась только 3 года.

30.04.2008 ФЗ в соответствии с которым граждане независимо от их возрастной категории могут перечислять дополнительные страховые взносы и тогда государство суммой этих страховых взносов софинансирует. В тоже время минимальная сумма дополнительных страховых взносов для начала работы программы гос. софинансирования должна составлять в течение года не менее 2 000 руб.. Размер гос. софинансирования в это случае 100%, но не более 12 000 рублей.

С 1.06.2012г. в силу вступила норма в соответствии с которой граждане (муж. 1953-1966г.р. и жен 1957-1966г.р.) поскольку средства их пенсионных накоплений для накопительной части пенсии не значительны (формировались в течении 3х лет), то в момент реализации права на пенсию по старости эти граждане могут получить средства пенсионных накоплений единовременно. Для этого одновременно с заявлением о назначении пенсии они подают заявление о единовременной выплате накопительной части пенсии.

Государство в системе обязательного пенсионного страхования несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФ РФ. А с 2007г. и по обязательствам НПФ РФ.

Средства пенсионных накоплений предназначены для формирования накопительной части пенсии ЗАСТРАХОВАНЫ.

 

обращение за пенсией и назначение пенсии

Правоотношения связанные с обращением за пенсией регулируются Постановлением ПФ РФ и Министерства труда и социального развития от 27.02.2002г.

Эти постановлением утверждены два документа:

1. Порядок обращения за назначением пенсии

2. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии.

Право на пенсии и соответственно обращение за ней может быть реализовано в любое время после возникновения права на нее. В тоже время обращение за пенсией может быть осуществлено заблаговременно, не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Для реализации права на ПО гр-н обращается в территориальный орган ПФ по месту жительства лично или через своего представителя, полномочия которому должны быть предоставлены в соответствии с доверенностью, которая должна быть выдана в установленном законом порядке.

 


Лекция №6 (17.04.2013)

индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования

Правоотношения связанные с ведением индивидуального (персонифицированного) учета регулируются ФЗ № 27 ФЗ от 1 апреля 1996г. Закон об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Вступил в силу с 1 января 1997г.

Персонифицированный учет явился подготовительным этапом к проведению пенсионной реформы.

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ (ПУ) – это такой вид учета, при котором учитываются все права застрахованных лиц, приобретаемые ими в течение всей их активной трудовой деятельности на протяжении жизни.

Внедрение персонифицированного учета на территории РФ проводилось в несколько этапов:

За период до внедрения ПУ (до1997г.)   В качестве пилотного проекта ПУ отрабатывался на нескольких субъектах РФ, в том числе его реализация опромировалась и в ЧО. В ЧО отработка вопросов ПУ проводилась на примере Красноармейского района который стал первой сельской территорией, участвующей во внедрении ПУ. Вместе с тем в ЧО ПУ также внедрялся в г. Копейске как одной из территорий, которой присуще большое количество досрочных пенсий и г. Снежинске.

Реализация ПУ проводилась в три этапа

РЕГИСТРАЦИЯ ВСЕХ РАБОТАЮЩИХ ГР-Н, В СИСТЕМЕ ПУ. Все работодатели заполнили на работающих у них граждан анкеты, которые был переданы в территориальные службы пенсионного фонда для дальнейшей обработки. После из обработки анкеты застрахованных лиц по специальной связи передавались в ПФ России для создания единой базы данных. После изготовлялось страховое свидетельство гос. пенсионного страхования с уникальным 11 значным номером. Этот номер не изменяется на протяжении всей жизни, в том числе и в случаях переезда на новое место жительства, изменения места работы или изменения фамилии. В случае, когда работодатели принимали на работу новых работников, они обязаны были оформить на этого работника страховое свидетельство. Одновременно с изготовлением свидетельства на каждое лицо открывался индивидуальный лицевой счет. Номер этого лицевого счета был такой же как и номер страхового свидетельства. Индивидуальный лицевой счет отличается от банковского счета тем, что в системе ПУ на лицевом счете аккумулируются не средства а сведения, которые могут быть использованы исключительно для целей пенсионного обеспечения. После открытия индивидуального лицевого счета и соответственно вручения застрахованному лицу страхового свидетельства начинается 2 этап.
СБОР СВЕДЕНИЙ О СТАЖЕ И ЗАРАБОТКЕ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ, А ТАКЖЕ ОБ УПЛАЧЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ. На данном этапе работодатели представляют индивидуальные сведения на каждое застрахованное лицо. С 2010 изменился порядок. До 2010 работодатели представляли индивидуальные сведения за 1 год. В 2010г. – представлялись каждые пол года. С 2011г – ежеквартально. Это направлено на то, чтобы обеспечить назначение пенсий на основании сведений содержащихся на индивидуальном страховом счете застрахованного лица. Вместе с тем в системе обязательного пенсионного страхования для работодателей, которые представляют индивидуальные сведения на своих работников не своевременно, не в полном объеме или не представляют вообще предусмотрены штрафные санкции. Территориальные органы ПФ осуществляют контроль за правильность и обоснованностью внесения сведений о стаже и заработке в индивидуальные сведения. Кроме того работодатели должны знакомить своих работников с теми сведениями которые они направляют в службы пенсионного фонда. Т.О. осуществляет еще один этап контроля за достоверностью представляемых сведений.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПЕРИОДОВ ДО РЕГИСТРАЦИИ РАБОТНИКА В КАЧЕСТВЕ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА На данном этапе работодатели представляют в территориальные службы пенсионного фонда сведения о стаже за время до 2002г. Особенность этого этапа состоит в том, что работодатели представляют сведения на работающих у них граждан на основании имеющихся у них записей в трудовых книжках. При этом на них возлагается обеспечение достоверности предоставляемых ими сведений о стаже. Т.О. представляя индивидуальные сведения на данном этапе персонифицированного учета работодатели одновременно проверяют обоснованность и достоверность внесенных в трудовую книжку сведений. Т.е. в случае если запись в трудовой книжке содержит подчистки, исправления и требует от работника предоставления дополнительных документов. Если не предоставлены то работодатель сдает сведения без этого периода. В случае когда работник позднее представляет подтверждающие сведения работодатель представляет в территориальную службу ПФ корректирующую форму индивидуальных сведений. Т. О. обеспечивается достоверность тех сведений которые заносятся на индивидуальный лицевой счет. В связи с этим реализуется основное назначение ПУ обеспеченье достоверности сведений необходимых для назначения пенсии.

До введения ПУ проверками, которые проводились специалистами ПФ, на предмет обоснованности и достоверности документов, выдаваемых для назначения пенсии было установлено, что порядка 50% документов содержит искаженную информацию. В том числе порядка 30% документов являются фальшивыми, т.е. без документального подтверждения.

Назначение пенсий на основании таких документов влекло за собой нецелевое использование средств ПФ.