Прокуратура

Внесудебные органы.

Народные суды

По Конституции 1936 народные заседатели должны избираться на всеобщего, равного и прямого избирательного права. Но эта норма в силу обстановки не была реализована. Впервые такие выборы прошли только в 1947 году. Срок полномочий был увеличен до 3 лет. В областных судах – 5 лет.

Меняется и компетенция народных судов, ее расширяют в связи с упразднением окружного деления в 1930 годов. Они ращбирали дела о контрреволюционным преступлениям и делам, в которых мерой наказания мог быть расстрел.

 

Верховный суд СССР больше не осуществляет констиуционный надзор. Потому что теперь этим занимаются специальные комиссии при Верховном совете.

 

Развиваются органы судов общественной самодеятельности. Появляются два новых типа судов:

1) Сельскохозяйственные товарищеские суды

2) Конфликтные комиссии по жилищным делам.

Избирались на год(15-20 судей). 1+ 2 представителя общественности рассматривали мелкие дела (Драки. Оскорбление. Мелкие кражи)

 

Линейные транспортные суды( железнодорожные и водно-транспортные). Эти суды имели 2 инстанции. Вторая инстанция – коллегия Верховного Суда СССР. Судьи назначались, так как требовались специальные познания. Вторая особенность- назначаются судьи с участием транспортных наркоматов. Они и подбирали туда кандидатов.

Относительно военных трибуналов изменений нет.

 

Традиционно их роль играют органы общественной безопасности. Вместо специколлегии ОГПУ появляется особое совещение при НКВД. До 1937 года, орган налагающий в больше степени не строгие наказания. В 1937 они получают право выносить меру любой соц защиты.

Остались тройки. Тройки ОГПУ - представители НКВД, прокуратуры и партийные секретари. По сути они сформировались самостоятельно без каких-либо актов.

После 1934 года сохраняется милицейские тройки (в основном нерскаявшиеся преступники). Меры социальной защиты- удаление, высылка из данной местности.

К середине 30-ых годов создаются тройки госбезопасности. Их мало.

Основной массив приговоров осуществляются обычными судами. Самые тяжкие преступления( шпионажи, шпионажи,диверсии, вридительство) передаются к военным коллегиям.

С 1933 года создается прокуратура СССР.

Структура прокуратуры Союза:

1) Главная военная прокуратура

2) Главная прокуратура по железно-дорожному транспорту

3) Промышленный отдел

Главная задача прокуратуры – осуществление общего надзора.

Прокуратура Союза имеет следственный отдел(за надзором за следствием), по спец делам. Задача централизации – борьба за законность.

НКВД.- создается в 1934 году

Этот орган к 1940 дорос до таких размеров, что в феврале 1941 года – от НКВД отделился НКГБ.

Структура и задачи НКВД.

Главки:

1. Главное управление госбезопасности

2. Секретно-поличтиеский отдел (борьба с заговорами, агентурная работа). Занимался «изучением умов» советских граждан, в том числе и чиновников.

3. Отдел контр-разведки

4. Отдел внешней разведки

5. Тюремный отдел

6. Отдел коменданта московского кремля.

Главное управление рабочее-крестьянской милиции.

До упразднения НКВД союзных республик (в 1920х) работники получали небольшую зарплату и вынуждены были брать взятки. В 1932 году еще до создания НКВД Союза создается Союзная милиция. В составе ОГПУ создается спец. главк. При НКВД создается управление.

Функции милиции:

1) Охрана общественного порядка. И здесь активное привлечение населения. Это было всегда, еще с середины 17 века. Сейчас же создаются бригады содействия милиции(бригадмилы). Патрулируют город, помогают в задержании преступников

2) Выдача документов.Особенно актуально в условиях введения прописки паспортов и самих паспортов. (с 1932 года занимается в ОГПУ именно милиция. С 1934 этим занимался главк регистрации актов ГС)

3) Дознание

4) Розыск

5) В 1932 принимается пакет НПА, охраняющих соц. законность( УКАЗ 7/8 10 лет лишения свободы, в 1932 указ о борьбе с хищениями социалистической собственности). С этой целью создается ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями соц. собсвтенности)

6) В связи с индустриализацией возрастает количество автомобилей и создается ГАИ.

7) Возникла проблема детской преступности. Органы соц обеспечения не могли справиться с детским неблагополучием. С 1935 года милиции передается распределение «неблагополучных» детей. С 1940 года создаются детские комнаты полиции.

8) Главное управление лагерей и трудовых поселений. (ГУЛАГ- это орган, который сидит в Москве.)С конца 1920-х годов советское государство отказывается от прогрессивного метода, государство перестало использовать труд с целью исправления. Теперь используется мобилизационная модель. Суть которой создание в лагерях промышленности. Так, создаются Главные управления лагерей Лесной и гидротехнической промышленности. За труд их ждало УДО.

9) АХУ.

10) Главное управление пожарной охраны. Идея с передачей этих функций местным советам провалилась.

11) Главное управление пограничной и внутренней охраны.

Потом добавлялись еще, но эти пережили все 30-ые годы.

Вооруженные силы.

В период НЭПа проводится удешевление армии. Эта тенденция в 1930 году выходит новая редакция закона о воинской обязанности. Сохраняется и вневойсковая и переменная и кадровая основы службы. Также вводится и военно-производственный порядок несения службы. Так все пять лет военнослужащий работает на военном-заводе. Но через год-другой от нее откажутся, так как это порождает текучку кадров.

Но стало понятно, что война была близка. Первая ласточка- война в Испании. С целью подготовки к войны. Призывной возраст –теперь не 21, а 19, а если окончил среднюю школу - 18 лет. 1 сентября 1939 года вводится исключительно кадровый порядок несения службы. 2 года – для сухопутных войск, 5 лет для флота. Это дороже, но война рядом.

Управление КА.

1) В 1934 году ликвидируется Реввоенсовет СССР и на его руинах и на руинах наркомата Военного наркомата, создается Наркомат Обороны.

2) В 1940 от него отделяется НК ВМФ. То есть фунциклирует НК О и НК ВМФ.

3) Создается несколько управлений снабжения, а при НКО создается военный совет.

Меняется и управление на местах. В 1937 году меняется военно-окружного управления. В каждом военном округе создается военно-окружной совет из трех человек (командующий войсками и два члена военного совета). Это сделано для предотвращения оппозиции.

4) С 1937 года создается институт военных комиссаров. Цель- политический контроль за оппозиций командного состава. У них всех равные полномочия.

5) Однако в 1940 это двоевластие ликвидируется, комиссары становятся заместителями командиров по воспитательной и политической работе