Вопрос 1. Понятие конституционного контроля и история его развития в РФ.

Конституционный контроль – это процесс оценки компетентным органом власти соответствия различных нормативных актов государства его основному закону – Конституции. Принимая решение о признании акта противоречащим Конституции, орган конституционного контроля одновременно объявляет об утрате актом юридической силы, прекращения его действия.

От понятия «конституционный контроль» следует отличать понятие «конституционный надзор». При конституционном надзоре компетентный орган власти, находя акт не соответствующим Конституции, не отменяет его, а предлагает принявшему его, либо вышестоящему органу отменить этот акт. Т.е., разница между конституционным контролем и надзором состоит в силе принимаемый решений: решение либо отменяет акт, либо предлагает отменить его другим органам.

В СССР, в условиях доминирования исполнительной власти, зарождающие парламенты стремились взять на себя полномочия по конституционному контролю. По существу, конституционный контроль выражался в парламентском контроле. При этом Конституция СССР 1977 г. (как и все предыдущие) не содержала норм, прямо регулирующих пределы и процедуру конституционного контроля. Однако необходимость появления специального органа конституционного контроля была очевидна. На выбор предлагалось несколько основных моделей:

Оценка различных актов, в т.ч. законов, поручается высшему органу судебной системы – Верховному Суду (США);

Создается специальный суд, осуществляющий конституционный контроль в форме судебной оценки актов – Конституционный суд (Австрия, ФРГ);

Задачи конституционного контроля возлагаются на специальную палату, образованную в высшем суде страны (Швейцария);

Создается специальный гос. Орган для оценки конституционности нормативных актов – «квазисудебный орган» - конституционный совет (Франция).

На тот момент было очевидно, что компетенция органа конституционного контроля будет складываться из трех видов нормоконтроля:

Ø Абстрактного нормоконтроля – по собственной инициативе органа;

Ø Конкретного нормоконтроля – по обращению граждан, юридических лиц и государственных органов, в связи с рассмотрением конкретного дела;

Ø Предварительного нормоконтроля – оценка проекта закона, еще не принятого Парламентом. Оценку актов, вступивших в законную силу, называют в связи с этим последующим нормоконтролем.

В ходе комплекса конституционных реформ, предпринятых М.С.Горбачевым, 1.12.1988 был образован Комитет конституционного надзора СССР. Соответствующие поправки были внесены в Конституцию СССР. Комитет конституционного надзора СССР избирался Съездом Народных Депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, его заместителя и 21 члена Комитета, включая представителей союзных республик. Члены Комитета были независимы и подчинялись только Конституции СССР.

Комитет по собственной инициативе и по поручению Съезда представлял СНД СССР заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР, подлежащих рассмотрению СНД СССР. При этом он не имел права оценивать законы, уже принятые Съездом. Комитет не имел права отменять противоречащие Конституции акты, а лишь направлял СНД СССР заключение с предложением отменить акт, или внести в него изменения. Т.о., само по себе создание Комитета было прогрессивным шагом, но его практическая значимость была сведена к минимуму.

23.12.1989 г. был принят Закон СССР о комитете конституционного надзора СССР, с принятием которого круг полномочий Комитета был значительно расширен. В частности, он получил право:

ü оценивать уже принятые законы СССР на их соответствие Конституции СССР,

ü оценивать соответствие Конституций союзных республик Конституции СССР,

ü давать оценку международным договорам СССР;

ü давать оценку актам Правительства СССР;

ü приостанавливать действие акта, противоречащего Конституции СССР, за исключением Законов СССР и конституций союзных республик;

ü рассматривать споры по компетенции между Союзом и республиками, а также между союзными республиками.

Т.о. данные реформы, по сути, превратили Комитет конституционного надзора в орган конституционного контроля. Однако, с распадом СССР, Комитет прекратил свое существование в декабре 1991 г.

24 мая 1991 г., во время очередной конституционной реформы, был образован Конституционный Суд РСФСР. Ст. 165 Конституции РСФСР определяла его, как высший судебный орган конституционного контроля в РСФСР, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства, и состоящего из 15 судей. Преимущества судебного органа конституционного контроля можно свести к следующему:

Ø Суд – независимый орган государства, не входящий в другие ветви власти;

Ø В суде применяются принципы доказывания и состязательности, что дает возможность юридически уравнивать участников судопроизводства;

Ø Суд рассматривает дела по обращениям, ему нет необходимости заниматься поиском актов для рассмотрения;

Ø Суд освобожден от фискальных функций – ему нет необходимости заниматься сбором доказательств, проводить следствие и т.п.;

Ø Результатом рассмотрения дела в суде является обязательное и окончательное судебное решение.

Закон о Конституционном Суде РСФСР был принят 12 июля 1991, были избраны 13 из 15 судей, но в полном составе суд так и не был сформирован. При этом официальный сайт КС РФ называет «днем рождения Конституционного Суда» 30 октября 1991 года, когда конституционные судьи провели свое первое рабочее совещание. Полномочия Конституционного Суда РСФСР (а с апреля 1992 – Конституционного Суда РФ) позволяли охарактеризовать его, как орган конституционного контроля, а не надзора. В ходе конституционного кризиса 1992-1993 гг., когда противоречия между Президентом Б.Н.Ельциным и Съездом Народных Депутатом и Верховным Советом обострились, Конституционный Суд РФ, а в особенности его Председатель В.Д.Зорькин предпринимал усилия для поиска компромисса. Однако напряжение удалось снять лишь временно. Дважды в течение 1993 г. (в марте и сентябре) Конституционный Суд оценивал действия Президента РФ, как противоречащие Конституции. В ответ Б.Н.Ельцин своим указом приостановил деятельность КС РФ, что поставило под угрозу само существование КС РФ. В «президентском» проекте Конституции речь шла о сохранении КС РФ, однако с максимально урезанными полномочиями. Однако перед принятием Конституции РФ окружение Президента сумело убедить его в необходимости сохранения КС РФ. Единственное полномочие, которое утратил КС РФ – это право давать заключения о соответствии деятельности высших должностных лиц Конституции. После принятия Конституции РФ КС РФ еще долгое время не мог работать, поскольку полным ходом шла разработка ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Деятельность КС РФ возобновилась с принятием 21 июля 1994 г. ФКЗ «О Конституционном суде РФ» № 1-ФКЗ