Вопрос 4. Разработка и принятие конституции РФ 1993 г.

Вопрос 3. Конституция СССР 1977 и Конституция РСФСР 1978.

Работа над новой конституцией была начата еще в 1962 г., при Н.С. Хрущеве. Однако работа над конституцией завершилась только в 1977 г., сама конституция получила название «Брежневской». Основная причина длительной (более 15 лет) подготовки проекта новой конституции – значительное изменение общества: исчезновение классовой борьбы, изменения в социальной структуре, в целом, советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное государство. Развивалась советская демократия, КПСС стала фактическим ядром политической системы общества, наладились внешнеполитические связи СССР с другими странами.

Всенародное обсуждение Конституции продолжалось с июня по сентябрь 1977. Конституция была принята 7 октября 1977 на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. В конституции появилась Преамбула и 8 новых глав, всего их стало 21.

Конституция 1977 г:

ü Ввела понятие социальной основы СССР – нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции;

ü Впервые зафиксировала, что власть принадлежит не трудящимся, а всему народу;

ü Закрепила всю политическую систему общества, как совокупность государственных и негосударственных оргарнизаций (гос-во, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа;

ü Много норм, направленных на расширение и углубление демократии;

ü Расширение круга прав, свобод и обязанностей гражданина СССР – права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свободу творчества, и др.

ü Появилась глава об основах внешней политики государства.

Конституция РСФСР 1978 г. была принята 12 апреля 1978 г. и по своему содержанию полностью соответствовала Конституции СССР 1977 г.

 

Прежде, чем приступать к разработке новой конституции, в период 1988-1992 гг. была предпринята попытка реформирования конституции СССР 1977 г. Основные итоги конституционных реформ 1988-1992 г:

Ø Из конституции исключили характеристики общества и гос-ва как советского и социалистического;

Ø В конституции появился принцип многопартийности;

Ø Систему власти, основанную на власти Советов, заменил принцип разделения властей;

Ø Появилось многообразие форм собственности с приоритетом частной;

Ø Правовой статус личности строится на признании прав и свобод человека, обеспечивающих в первую очередь, индивидуальную свободу;

Ø Прекратилось существование СССР, Россия стала субъектом международного права;

Ø Учреждается институт Президента, как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства;

Ø Реформа судебной системы: вводится независимость судей, их бессрочные полномочия, появляется суд присяжных.

Ø Местное самоуправление получает конституционную основу;

В результате данных реформ в России был оформлен совершенно новый общественный и конституционный строй. Параллельно с этим постановлением СНД РСФСР от 16 июня 1990 г., была учреждена Конституционная комиссия по разработке новой КРФ под председательством Б.Н.Ельцина.

Базовый проект конституционной комиссии (осень 1990 г.):

Статьи изначально имели собственные названия – ст. «Верховенство права», ст. «Многообразие экономической деятельности» и др.

Второй раздел – права, свободы и обязанности человека и гражданина - включал главы «гражданство» и «гражданское общество»;

Вопрос о внутреннем устройстве предполагал республики и федеральные территории, затем республики и земли, затем республики, края, области, города федерального значения, и автономная область;

Главный представительный и законодательный орган власти в РФ – Верховный Совет. Сначала он состоял из Федерального Совета и Государственной Думы;

Президент называется поначалу главой исполнительной власти, затем добавляются «главой гос-ва и высшим должностным лицом». Сохраняется пост вице-президента;

С самого начала проект содержит нормы о Конституционном Суде РФ.

Нестандартные решения – главы «Безопасность и оборона», «Чрезвычайное и военное положение».

Проект рабочей группы под руководством С.М.Шахрая:

Был подготовлен работниками Государственного управления Президента РФ (предшественника Администрации Президента РФ). Б.Н. Ельцин использовал этот проект как пробный шар, чтобы посмотреть на реакцию общества на тезисы конституции о сильной президентской власти в РФ;

Главное отличие от проекта Конституционной комиссии - более широкие полномочия Президента РФ;

Проект главным образом регулировал государственное, и в меньшей степени, общественное устройство;

Государственная Дума называлась Народным Собранием и состояла не из 450, а из 400 депутатов.

Помимо проектов Конституционной Комиссии свои проекты представляли политические партии и общественные движения.

Проект Российского Движения Демократических Реформ (1992 г.):

Руководителями движения были мэр Москвы Г.Х.Попов и мэр Санкт-Петербурга А.А.Собчак. В число разработчиков входил С.М.Шахрай;

Проект предусматривал высший публичный пост по защите прав человека – Народного Защитника и Палату Прав Человека в Верховном Суде РФ.

РФ состояла из республик, губерний (как административно-территориальных образований) и автономных национальных сообществ.

Президент обладает традиционными, и даже иногда умеренными полномочиями.

Проект предусматривал создание Магистратуры – независимого от госвласти учреждения, в которое избираются судьи, чиновники юстиции, научные деятели и т.п. с целью представлять кандидатуры для назначения судьями. При этом проект отказывался от Конституционного Суда, возлагая его функции на Верховный Суд РФ.

Проекты депутатов-коммунистов:

Сначала проект был подготовлен группой депутатов «коммунисты России», затем отдельный проект подготовила Российская Коммунистическая Рабочая Партия, а затем третий проект представила КПРФ;

Проекты учитывали реформы конституционного строя, но при этом были направлены на реставрацию советского социалистического строя в РФ;

Во главе государства – Верховный Совет, поста Президента не существует. Высший исполнительный орган – Совет Министров. Местная власть – местные Советы.

Основой для разработки действующей конституции послужил т.н. «президентский проект» конституции. В начале 1993 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин вступил в открытое противостояние со Съездом Народных Депутатов и Верховным Советом. 20 марта 1993 он обратился к стране и назначил референдум на 25 апреля 1993 г. На референдум выносились 4 вопроса:

Ø Доверяете ли Вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину? (Да – 58,7%);

Ø Одобряете ли Вы социально-экономическую политику Б.Н. Ельцина? (Да – 53%);

Ø Необходимы ли досрочные выборы Президента РФ? (Да – 31,7%);

Ø Необходимы ли досрочные выборы народных депутатов? (Да – 43,1%)

Б.Н. Ельцин расценил результаты референдума, как подтверждение его легитимности по отношению к Съезду Народных Депутатов. В результате он принял решение о предложении своего варианта конституции.

Президентский проект Конституции (май 1993 г.):

Главные разработчики – С.М.Шахрай, А.А.Собчак, С.С.Алексеев;

Из проекта исчезает понятие «конституционный строй»;

Наиболее сильны позиции Президента. Он - глава государства, гарант Конституции. Назначает высших должностных лиц, является арбитром в спорах между РФ и субъектами РФ, и передает споры в Конституционный Суд РФ только при недостижении согласия;

Совет Федерации сильнее, чем Государственная Дума, являясь верхней палатой.

Президент получает право вето в законодательном процессе;

Новый судебный орган – Высшее Судебное Присутствие, состоящее из председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

После опубликования «президентского проекта» было вновь созвано Конституционное совещание для его доработки. По итогам работы Конституционного совещания текст проекта был преобразован в итоговый текст конституции. Б.Н. Ельцин принял решение о вынесении конституции на референдум, поскольку не был уверен в поддержке со стороны Съезда Народных Депутатов, а процедура референдума была внешне более демократичной. В октябре 1993 референдум был назначен на 12.12.1993 г. Последний проект конституции был опубликован 10.11.1993 г.

12.12.1993 г. Конституцию поддержало 32 млн., или 58,4% граждан, участвующих в референдуме.


Раздел II. Основы Конституционного строя в РФ.