Орган публичной организации предпринимательства.

Предпринимательство и государство (см. в учебнике).

Публичная организация предпринимательской деятельности

В реальной действительности предпринимательские отношения тесно связаны с публичными отношениями, связанными с ограничениями, стимулами и т.д. соотношение предпринимательства и государства – необходимо. Свобода предпринимательства имеет границы. Государство – это в конкретном восприятии совокупность публичных органов и должностных лиц, кот наделяются соответствующей компетенцией. Эта компетенция должна определяться законом, должна находиться в правовых рамках, не допустим произвол со стороны государства и должностных лиц. Взаимоотношение общества и государство дБ определенным образом урегулировано. Мы так или иначе будем восходить к этому вопросу, соотношению. Эта тема такая вводная. Здесь должны просто представить систему органов управления, формы, как государство осуществляет публичную организацию управления обществом. Здесь мы в целом и общем должны представить себе этот вопрос – роль государства в сфере предпринимательства.

Трудно представить систему гос органов без какой-либо классификации. В.Ф. предлагает разделить гос органы в зависимсоти от характера компетенции:

· Общей компетенции

· Специальной компетенции

Такая классификация имеет юр значение. Органы общей компетенции выделяются тем, что такие органы занимаются организацией всех сфер жизни общества. А предпринимательство – это тоже сфера жизни общества. Эти органы наряду с другими осуществляют регулирование и контроль в сфере предпринимательства. Если говорить о федеральном уровне, то это Президент РФ, ФС, Правительство РФ, федеральные суды (осуществляют специфические функции отправления правосудия и разрешают конфликты между предпринимателями). Правовое положение этих органов и их компетенция определяется КРФ и рядом сп5ециальных законов (О правительстве, например, О КС РФ, О системе арбитражных судов). Когда говорим о таких органах, то это не только федеральные органы, но и субъектов. Система органов субъектов устанавливается самостоятельно, самостоятельность в определеных рамках – общие принципы, конституционный строй – на это ориентирует и КРФ и соответствующие законы. К КМП этот материал имеет самое прямое отношение – на практике вопросы об определении компетенции тех или иных вопросов определенных органов. Это серьезно влияет на решение проблем, конфликтов в сфере предпринимательства. В свое время Волгоградская область привлекая инвестиции для разработки недр, какая-то французская компания согласилась и приступила к работе, возник вопрос (1991, 92) а были ли полномочны органы области на заключение таких соглашений, пришлось поднимать законодательство (не было законов о СРП). Или, например, Собчак принял решение своим распоряжением – запрещает создание (начало 90-х) частных охранных предприятий – вопрос, насколько законные его акты – распоряжение его было отменено по суду. Сейчас в практике высших суд инстанций – много случаев, когда государство в лице каждого органа выходит за пределы своих полномочий. Общая компетенция в чем выражается? В принятии нормативных актов или еще плюсом в принятии индивидуальных правовых актов?

 

Органы специальной компетенции. Занимаются организацией какой-либо одной или нескольких, но взаимосвязанных сфер жизни общества. Оборона, МВД, МИД и т.д. в сфере предпринимательства такие органы создаются. Всякого рода гос органы, создание любого органа определяется потребностями общества – если есть потребность, то создается. Потребности общества определяют количество, систему, качество, виды соответствующих органов.

Это Счетная Палата РФ (контроль за использованием фиктивных бюджетных средств), прокуратура РФ (контроль надзор за законностью), ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти. В основном сосредоточить внимание на федеральных органов исполнительной власти. Это действительно органы специальной компетенции. Каждый раз с периодичностью избрания президента получаем изменения в указ о системе федеральных органов исполнительной власти. В ст.112 КРФ система федеральных органов исполнительной власти определяется президентом по предложению председателя правительства. Сюда входят министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Здесь какая-то пермаментная административная реформа. Для сферы предпринимательства – Минэконом развития России, ФС по финансовым рынкам; федеральное агентство по управлению гос имуществом. Речь идет о разделении нормотворческих, контрольных и функций по оказанию услуг. Есть акты, кот определяют правила взаимоде1йствия 19.11.2005 – типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти – чтобы органы не вмешивались друг в друга, и в то же время знали как взаимодействовать. На самом деле – это разделение – это принцип. Если мы обратимся конкретно, то найдем примеры, когда ФС осуществляет нормотворческие функции. Также мы можем найти примеры, когда министерство осуществляет функции контроля. Федеральные агентства – издание индивидуально-правовых актов – осуществляют, например, учет имущества.

 

Одни федеральные органы исполнительной власти подведомственны президенту, другие правительству. Президенту – силовые ведомства – Минобороны, ФСБ, МИД и т.д. остальные – в ведении правительства. Речь идет о том, что положения о том или ином органе исполнительной власти утверждает то лицо, в ведении кот находится. Если в ведении правительства, то правительством разрабатывается и утверждается. Аксиома – вмешательство одно в другое невозможно.

 

Федеральные органы исполнительной власти с разрешения правительства могут создавать территориальные подразделения – порядок деятельности устанавливает правительство или президент.

ФОИВ по соглашению с органами субъектов могут передавать исполнение части своих- функций и наоборот. Такая возможность предусмотрена ст.78 КРФ. Это важно, например при гос регистрации кредитной организации. Действуют регламенты.