Международные отношения и внешняя политика

Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, государства, общественные движения и организации, международные организации.

Для того, чтобы ориентироваться в этом сложном мировом политическом механизме, давайте сначала определимся с терминами.

Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.

Международная (мировая) политика - это термин в политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики.

Международные отношения возникли вместе с появлением государств. Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы:

 

  • Межгосударственные отношения.
  • Отношения между региональными межгосударственными объединениям.
  • Всемирные правительственные и неправительственные организации.

Международные отношения должны объективно достигать уровня международного сотрудничества.

Объективная необходимость перехода к международному сотрудничеству диктуется глобальными проблемами, которые встали перед человечеством во второй половине 20 века и отражают всеобщую тревогу и озабоченность.

В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования (на языке хинди - "панча шила"), впервые провозглашенных в индийско-китайском соглашении 1954 года:

 

  • Уважение территориальной целостности и суверенитета.
  • Ненападение.
  • Невмешательство во внутренние дела друг друга.
  • Равенство и взаимная выгода.
  • Мирное сосуществование.

Международная политика, международные отношения не являются постоянной, застывшей субстанцией - они меняются, развиваются.

Современная обстановка в мире диктует основные тенденции в развитии международных отношений.

Первая тенденция - демократизация международных отношений и международной политики.

Демократизацию международных отношений можно понимать таким образом:

 

  • рост взаимодействия всех участников международного процесса, интеграционные тенденции;
  • уменьшение роли государства на международной арене и повышение значения международных организаций;
  • реформирование структуры ООН и основных форм и методов ее деятельности;
  • понижение непроницаемости национально-государственных границ;
  • рост взаимозависимости стран и народов;
  • переосмысление роли войны, как средства политики;
  • в международной политике голос здравого смысла должен быть сильнее, чем голоса отдельных политиков и т.д.

Вторая тенденция - гуманизация международных отношений, что означает:

 

  • обеспечение всеобщего мира;
  • освобождение сознания людей от предвзятости, стереотипов, связанных с образом врага;
  • объединение людей независимо от их государственной, национальной или социально-классовой принадлежности;
  • интересы человека, его права и свободы должны быть выше интересов и прав государства;
  • главный критерий международной и внешней политики - служение людям;
  • нравственность международной политики и др.

Третья тенденция - демилитаризация международных отношений, которая означает:

 

  • разоружение;
  • ликвидация военно-политических блоков;
  • конверсия экономики;
  • конверсия науки;
  • освобождение сознания людей от влияния военного элемента.

В международных отношениях важную роль играют международные организации. В настоящее время насчитывается более 3 тыс. международных организаций. Россия, как правопреемница СССР, участвует в работе более 500 организаций.

В межправительственных международных организациях участвуют официально назначенные правительством представители и делегации государств-членов.

Неправительственные международные организации объединяют национальные группы, союзы, ассоциации и частных лиц.

Все организации должны иметь собственный устав, международный статус и быть открытыми. Классифицировать международные организации можно следующим образом.

 

  1. Всемирные и региональные правительственные организации:

 

    • Организация Oбъединенных наций (ООН);
    • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
    • Совет Европы;
    • Организация американских государств (ОАГ);
    • Лига арабских государств (ЛАГ);
    • Группа 77;
    • Содружество независимых государств (СНГ) и др.
  1. Всемирные и региональные неправительственные организации:

 

    • Всемирный Совет мира;
    • Всемирная Конфедерация труда;
    • Европарламент;
    • Группа тридцати;
    • Международный Красный Крест;
    • Международный олимпийский комитет (МОК);
    • Международные спортивные объединения (ФИФА, ФИДЕ, ФАИ и др.);
    • Международный союз студентов и др.
  1. Военно-политические организации:

 

    • Североатлантический пакт (НАТО);
    • Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК);
    • Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
  1. Экономические и финансовые организации:

 

    • Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, "Общий рынок");
    • Международный валютный фонд (МВФ);
    • Всемирная торговая организация (ВТО);
    • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
    • Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
    • Парижский клуб и др.
  1. Неправительственные группы и клубы:

 

    • Бильдербергский клуб;
    • Римский клуб;
    • Пагуошское движение и др.

Рассмотрим наиболее крупные и влиятельные международные организации-субъекты международной политики.

Организация Объединенных Наций - создана 26 июня 1945 года государствами-победителями во второй мировой войне на учредительной конференции в Сан-Франциско.

Основные цели ООН:

 

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;
  • быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

В своей деятельности ООН руководствуется следующими принципами:

 

  • суверенное равенство всех членов организации;
  • добросовестное выполнение принятых на себя добровольных обязанностей согласно Уставу;
  • решение всех споров только мирными средствами;
  • воздержание всех членов ООН от угрозы силой или ее применения;
  • всемерная помощь и содействие в действиях Организации и неоказание помощи и поддержки государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;
  • невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членом ОНН может быть любое государство, признающее и выполняющее Устав организации. К концу 90-х годов членами ООН являлись более 200 государств.

Основными органами ООН являются:

 

  • Генеральная Ассамблея. Состоит из всех членов организации, причем каждое государство имеет не более 5 представителей. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на свои сессии.
  • Совет Безопасности (СБ). Состоит (по Уставу) из 15 членов, причем Китай, Франция, Россия, Англия и США являются его постоянными членами с правом "вето". Остальные страны-участницы избираются на 2 года.

В настоящее время идет процесс расширения как постоянных, так и непостоянных членов СБ.

 

  1. Экономический и социальный совет. Избирается Генеральной Ассамблеей на три года и состоит из 54 членов ООН. Совет исследует экономические и социальные проблемы, вырабатывает рекомендации и предложения по этим проблемам для Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.
  2. Совет по опеке. Призван изучать и представлять Совету Безопасности предложения и информацию о положении на территориях, народы которых не достигли еще полного самоуправления.
  3. Международный суд. Состоит из коллегии независимых судей (15 членов), в составе которой не может быть двух граждан одного и того же государства. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и СБ сроком на 9 лет. Сторонами по делам, разбираемым судом, могут быть только государства.
  4. Секретариат. Состоит из Генерального Секретаря (с 1997 г. - Кофи Атта Аннан, уроженец Ганы) и необходимого персонала. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом ООН.

Структуру ООН составляют также 16 специализированных учреждений и многочисленные вспомогательные органы, комитеты и комиссии. Наиболее важными и известными являются:

 

  • организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
  • организация ООН по промышленному развитию;
  • экономические комиссии: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);
  • конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

ООН имеет вооруженные силы ("голубые каски") - многонациональные воинские формирования, создаваемые по решению Совета Безопасности ООН и выполняющие задачи по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Движение неприсоединения - крупнейшее межгосударственное политическое объединение развивающихся стран. Возникло на рубеже 50-60-х годов. Входят более 100 стран, не участвующих в военно-политических группировках. Активно поддерживалось СССР, как орган борьбы с империализмом и неоколониализмом. С начала 90-х годов активная деятельность движения стала снижаться.

Европейское экономическое сообщество - образовано в 1957 годы с целью создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и постепенного сближения экономической политики стран-участниц. В ее состав входят Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия. К вступлению в ЕЭС стремятся бывшие социалистические страны Восточной Европы и некоторые бывшие республики СССР.

Основными органами ЕЭС являются:

 

  • Европейский Совет сообществ;
  • Совет министров ЕС;
  • Комиссия ЕС;
  • Европейский парламент;
  • Суд ЕС;
  • Экономический и социальный комитеты.

При ЕЭС аккредитовано около 150 стран-наблюдателей.

Европейский парламент, являясь консультативным органом ЕЭС, приобретает все большее влияние и самостоятельность.

Выборы в Европарламент являются всеобщими и прямыми в странах-участницах.

Парламент избирает президента, президиум, помощника президента. По результатам голосований образуются партийные фракции.

Основными направлениями деятельности Европарламента являются:

 

  • участие в обсуждении бюджета ЕЭС с правом внесения изменений (до 30 % суммы) или отклонения бюджета в целом;
  • рассмотрение отчетов Комиссии исполнительного органа ЕЭО;
  • контроль деятельности Совета министров ЕЭС и др.

Организация Североатлантического договора (НАТО) - крупнейшая военно-политическая организация. Создана в 1949 году. Органами управления НАТО являются:

 

  1. Сессия Совета НАТО - высший орган; проводится 2 раза в год на уровне министров иностранных дел.
  2. Постоянный Совет - функционирует между сессиями Совета.
  3. Международный Секретариат во главе с генеральным секретарем НАТО осуществляет текущую работу.

Военную организацию НАТО возглавляет сессия Комитета военного планирования, которому подчинены военный комитет и комитет ядерного планирования.

НАТО имеет 4 основных объединенных командования по географическому принципу:

 

  • верховное командование объединенными вооруженными силами НАТО в Европе;
  • верховное командование в Атлантике;
  • верховное командование зоны пролива Ла-Манш;
  • объединенное командование региональной группы стратегического планирования США-Канада.

Вот таковы некоторые международные организации - субъекты международной политики.

Внешняя политика, как международная деятельность в первую очередь государства, опирается на его, государства, экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы. Их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства.

Формами внешнеполитической деятельности государства являются:

 

  • установление дипломатических отношений с другими государствами (а также снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны);
  • открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство в них;
  • сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями, общественными организациями и движениями;
  • осуществление и поддержание контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

В своей внешнеполитической деятельности государства используют следующие основные средства и методы:

 

  • обмен информацией;
  • обмен визитами на различных уровнях;
  • совместная работа в международных организациях;
  • подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов;
  • подготовка и осуществление частичной или полной блокады;
  • подготовка к войне и обеспечение благоприятной международной обстановки для ведения войны.

Для осуществления внешнеполитической деятельности в государственных структурах создаются специализированные органы:

 

  • Парламентские комитеты по вопросам внешней политики.
  • Министерства иностранных дел (внешних сношений).
  • Посольства и правительства.
  • Консульства.
  • Научные и культурные центры за рубежом.
  • Официальные и полуофициальные миссии.

Таким образом, международные отношения, внешняя политика должны служить людям в их мирной жизни и способствовать соблюдению прав и свобод граждан.

Однако, пока существуют государства, в мировой политике важную роль будут играть такие категории, как национальный интерес, национальная безопасность. Этим проблемам посвящен второй вопрос лекции.