Международные отношения и внешняя политика
Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, государства, общественные движения и организации, международные организации.
Для того, чтобы ориентироваться в этом сложном мировом политическом механизме, давайте сначала определимся с терминами.
Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.
Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.
Международная (мировая) политика - это термин в политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики.
Международные отношения возникли вместе с появлением государств. Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы:
- Межгосударственные отношения.
- Отношения между региональными межгосударственными объединениям.
- Всемирные правительственные и неправительственные организации.
Международные отношения должны объективно достигать уровня международного сотрудничества.
Объективная необходимость перехода к международному сотрудничеству диктуется глобальными проблемами, которые встали перед человечеством во второй половине 20 века и отражают всеобщую тревогу и озабоченность.
В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования (на языке хинди - "панча шила"), впервые провозглашенных в индийско-китайском соглашении 1954 года:
- Уважение территориальной целостности и суверенитета.
- Ненападение.
- Невмешательство во внутренние дела друг друга.
- Равенство и взаимная выгода.
- Мирное сосуществование.
Международная политика, международные отношения не являются постоянной, застывшей субстанцией - они меняются, развиваются.
Современная обстановка в мире диктует основные тенденции в развитии международных отношений.
Первая тенденция - демократизация международных отношений и международной политики.
Демократизацию международных отношений можно понимать таким образом:
- рост взаимодействия всех участников международного процесса, интеграционные тенденции;
- уменьшение роли государства на международной арене и повышение значения международных организаций;
- реформирование структуры ООН и основных форм и методов ее деятельности;
- понижение непроницаемости национально-государственных границ;
- рост взаимозависимости стран и народов;
- переосмысление роли войны, как средства политики;
- в международной политике голос здравого смысла должен быть сильнее, чем голоса отдельных политиков и т.д.
Вторая тенденция - гуманизация международных отношений, что означает:
- обеспечение всеобщего мира;
- освобождение сознания людей от предвзятости, стереотипов, связанных с образом врага;
- объединение людей независимо от их государственной, национальной или социально-классовой принадлежности;
- интересы человека, его права и свободы должны быть выше интересов и прав государства;
- главный критерий международной и внешней политики - служение людям;
- нравственность международной политики и др.
Третья тенденция - демилитаризация международных отношений, которая означает:
- разоружение;
- ликвидация военно-политических блоков;
- конверсия экономики;
- конверсия науки;
- освобождение сознания людей от влияния военного элемента.
В международных отношениях важную роль играют международные организации. В настоящее время насчитывается более 3 тыс. международных организаций. Россия, как правопреемница СССР, участвует в работе более 500 организаций.
В межправительственных международных организациях участвуют официально назначенные правительством представители и делегации государств-членов.
Неправительственные международные организации объединяют национальные группы, союзы, ассоциации и частных лиц.
Все организации должны иметь собственный устав, международный статус и быть открытыми. Классифицировать международные организации можно следующим образом.
- Всемирные и региональные правительственные организации:
- Организация Oбъединенных наций (ООН);
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
- Совет Европы;
- Организация американских государств (ОАГ);
- Лига арабских государств (ЛАГ);
- Группа 77;
- Содружество независимых государств (СНГ) и др.
- Всемирные и региональные неправительственные организации:
- Всемирный Совет мира;
- Всемирная Конфедерация труда;
- Европарламент;
- Группа тридцати;
- Международный Красный Крест;
- Международный олимпийский комитет (МОК);
- Международные спортивные объединения (ФИФА, ФИДЕ, ФАИ и др.);
- Международный союз студентов и др.
- Военно-политические организации:
- Североатлантический пакт (НАТО);
- Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК);
- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
- Экономические и финансовые организации:
- Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, "Общий рынок");
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Всемирная торговая организация (ВТО);
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
- Парижский клуб и др.
- Неправительственные группы и клубы:
- Бильдербергский клуб;
- Римский клуб;
- Пагуошское движение и др.
Рассмотрим наиболее крупные и влиятельные международные организации-субъекты международной политики.
Организация Объединенных Наций - создана 26 июня 1945 года государствами-победителями во второй мировой войне на учредительной конференции в Сан-Франциско.
Основные цели ООН:
- поддержание международного мира и безопасности;
- развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
- осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;
- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
В своей деятельности ООН руководствуется следующими принципами:
- суверенное равенство всех членов организации;
- добросовестное выполнение принятых на себя добровольных обязанностей согласно Уставу;
- решение всех споров только мирными средствами;
- воздержание всех членов ООН от угрозы силой или ее применения;
- всемерная помощь и содействие в действиях Организации и неоказание помощи и поддержки государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;
- невмешательство во внутренние дела любого государства.
Членом ОНН может быть любое государство, признающее и выполняющее Устав организации. К концу 90-х годов членами ООН являлись более 200 государств.
Основными органами ООН являются:
- Генеральная Ассамблея. Состоит из всех членов организации, причем каждое государство имеет не более 5 представителей. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на свои сессии.
- Совет Безопасности (СБ). Состоит (по Уставу) из 15 членов, причем Китай, Франция, Россия, Англия и США являются его постоянными членами с правом "вето". Остальные страны-участницы избираются на 2 года.
В настоящее время идет процесс расширения как постоянных, так и непостоянных членов СБ.
- Экономический и социальный совет. Избирается Генеральной Ассамблеей на три года и состоит из 54 членов ООН. Совет исследует экономические и социальные проблемы, вырабатывает рекомендации и предложения по этим проблемам для Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.
- Совет по опеке. Призван изучать и представлять Совету Безопасности предложения и информацию о положении на территориях, народы которых не достигли еще полного самоуправления.
- Международный суд. Состоит из коллегии независимых судей (15 членов), в составе которой не может быть двух граждан одного и того же государства. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и СБ сроком на 9 лет. Сторонами по делам, разбираемым судом, могут быть только государства.
- Секретариат. Состоит из Генерального Секретаря (с 1997 г. - Кофи Атта Аннан, уроженец Ганы) и необходимого персонала. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом ООН.
Структуру ООН составляют также 16 специализированных учреждений и многочисленные вспомогательные органы, комитеты и комиссии. Наиболее важными и известными являются:
- организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
- организация ООН по промышленному развитию;
- экономические комиссии: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);
- конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.
ООН имеет вооруженные силы ("голубые каски") - многонациональные воинские формирования, создаваемые по решению Совета Безопасности ООН и выполняющие задачи по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Движение неприсоединения - крупнейшее межгосударственное политическое объединение развивающихся стран. Возникло на рубеже 50-60-х годов. Входят более 100 стран, не участвующих в военно-политических группировках. Активно поддерживалось СССР, как орган борьбы с империализмом и неоколониализмом. С начала 90-х годов активная деятельность движения стала снижаться.
Европейское экономическое сообщество - образовано в 1957 годы с целью создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и постепенного сближения экономической политики стран-участниц. В ее состав входят Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия. К вступлению в ЕЭС стремятся бывшие социалистические страны Восточной Европы и некоторые бывшие республики СССР.
Основными органами ЕЭС являются:
- Европейский Совет сообществ;
- Совет министров ЕС;
- Комиссия ЕС;
- Европейский парламент;
- Суд ЕС;
- Экономический и социальный комитеты.
При ЕЭС аккредитовано около 150 стран-наблюдателей.
Европейский парламент, являясь консультативным органом ЕЭС, приобретает все большее влияние и самостоятельность.
Выборы в Европарламент являются всеобщими и прямыми в странах-участницах.
Парламент избирает президента, президиум, помощника президента. По результатам голосований образуются партийные фракции.
Основными направлениями деятельности Европарламента являются:
- участие в обсуждении бюджета ЕЭС с правом внесения изменений (до 30 % суммы) или отклонения бюджета в целом;
- рассмотрение отчетов Комиссии исполнительного органа ЕЭО;
- контроль деятельности Совета министров ЕЭС и др.
Организация Североатлантического договора (НАТО) - крупнейшая военно-политическая организация. Создана в 1949 году. Органами управления НАТО являются:
- Сессия Совета НАТО - высший орган; проводится 2 раза в год на уровне министров иностранных дел.
- Постоянный Совет - функционирует между сессиями Совета.
- Международный Секретариат во главе с генеральным секретарем НАТО осуществляет текущую работу.
Военную организацию НАТО возглавляет сессия Комитета военного планирования, которому подчинены военный комитет и комитет ядерного планирования.
НАТО имеет 4 основных объединенных командования по географическому принципу:
- верховное командование объединенными вооруженными силами НАТО в Европе;
- верховное командование в Атлантике;
- верховное командование зоны пролива Ла-Манш;
- объединенное командование региональной группы стратегического планирования США-Канада.
Вот таковы некоторые международные организации - субъекты международной политики.
Внешняя политика, как международная деятельность в первую очередь государства, опирается на его, государства, экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы. Их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства.
Формами внешнеполитической деятельности государства являются:
- установление дипломатических отношений с другими государствами (а также снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны);
- открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство в них;
- сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями, общественными организациями и движениями;
- осуществление и поддержание контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.
В своей внешнеполитической деятельности государства используют следующие основные средства и методы:
- обмен информацией;
- обмен визитами на различных уровнях;
- совместная работа в международных организациях;
- подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов;
- подготовка и осуществление частичной или полной блокады;
- подготовка к войне и обеспечение благоприятной международной обстановки для ведения войны.
Для осуществления внешнеполитической деятельности в государственных структурах создаются специализированные органы:
- Парламентские комитеты по вопросам внешней политики.
- Министерства иностранных дел (внешних сношений).
- Посольства и правительства.
- Консульства.
- Научные и культурные центры за рубежом.
- Официальные и полуофициальные миссии.
Таким образом, международные отношения, внешняя политика должны служить людям в их мирной жизни и способствовать соблюдению прав и свобод граждан.
Однако, пока существуют государства, в мировой политике важную роль будут играть такие категории, как национальный интерес, национальная безопасность. Этим проблемам посвящен второй вопрос лекции.