ENCTYPE

METHOD

ACTION

HEIGHT

WIDTH

VALIGN

ALIGN

ROWSPAN

COLSPAN

NOWRAP

VALIGN

ALIGN

CELLPADDING

CELLSPACING

BORDER

WIDTH

ALIGN

Устанавливает расположение таблицы по отношению к полям документа. Допустимые значения: ALIGN=LEFT (выравнивание влево), ALIGN=CENTER (выравнивание по центру), ALIGN=RIGHT (выравнивание вправо).

Ширина таблицы. Ее можно задать в пикселах (например, WIDTH=400) или в процентах от ширины страницы (например, WIDTH=80%).

Устанавливает ширину внешней рамки таблицы и ячеек в пикселах (например, BORDER=4). Если атрибут не установлен, таблица показывается без рамки.

Устанавливает расстояние между рамками ячеек таблицы в пикселах (например, CELLSPACING=2).

Устанавливает расстояние между рамкой ячейки и текстом в пикселах (например, CELLPADDING=10).

Таблица может иметь заголовок (<CAPTION> ... </CAPTION>), хотя заголовок не является обязательным. Метка <CAPTION> может включать атрибут ALIGN. Допустимые значения: <CAPTION ALIGN=TOP> (заголовок помещается над таблицей) и <CAPTION ALIGN=BOTTOM> (заголовок помещается под таблицей).

Каждая строка таблицы начинается с метки <TR> и заканчивается меткой </TR>. Метка <TR> может включать следующие атрибуты:

Устанавливает выравнивание текста в ячейках строки. Допустимые значения: ALIGN=LEFT (выравнивание влево), ALIGN=CENTER (выравнивание по центру), ALIGN=RIGHT (выравнивание вправо).

Устанавливает вертикальное выравнивание текста в ячейках строки. Допустимые значения: VALIGN=TOP (выравнивание по верхнему краю), VALIGN=MIDDLE (выравнивание по центру), VALIGN=BOTTOM (выравнивание по нижнему краю).

Каждая ячейка таблицы начинается с метки <TD> и заканчивается меткой </TD>. Метка <TD> может включать следующие атрибуты:

Присутствие этого атрибута означает, что содержимое ячейки должно быть показано в одну строку.

Устанавливает "размах" ячейки по горизонтали. Например, COLSPAN=3 означает, что ячейка простирается на три колонки.

Устанавливает "размах" ячейки по вертикали. Например, ROWSPAN=2 означает, что ячейка занимает две строки.

Устанавливает выравнивание текста в ячейке. Допустимые значения: ALIGN=LEFT (выравнивание влево), ALIGN=CENTER (выравнивание по центру), ALIGN=RIGHT (выравнивание вправо).

Устанавливает вертикальное выравнивание текста в ячейке. Допустимые значения: VALIGN=TOP (выравнивание по верхнему краю), VALIGN=MIDDLE (выравнивание по центру), VALIGN=BOTTOM (выравнивание по нижнему краю).

Устанавливает ширину ячейки в пикселах (например, WIDTH=200).

Устанавливает высоту ячейки в пикселах (например, HEIGHT=40).

Если ячейка таблицы пуста, вокруг нее не рисуется рамка. Если ячейка пуста, а рамка нужна, в ячейку можно ввести символьный объект &nbsp; (non-breaking space – неразрывающий пробел). Ячейка по-прежнему будет пустой, а рамка вокруг нее будет.

Любопытно отметить, что любая ячейка таблицы может содержать в себе другую таблицу.

 

 

10. Формы

Форма – это инструмент, с помощью которого HTML-документ может послать некоторую информацию в некоторую заранее определенную точку внешнего мира, где информация будет некоторым образом обработана.

Рассказать о формах в книге, посвященной HTML, достаточно трудно. Причина очень простая: создать форму гораздо проще, чем ту "точку внешнего мира", в которую форма будет посылать информацию. В качестве такой "точки" в большинстве случаев выступает программа, написанная на Перл или Си. Программы, обрабатывающие данные, переданные формами, часто называют CGI-скриптами. Сокращение CGI (Common Gateways Interface) означает "общепринятый интерфейс шлюзов".

В последнее время определенное распространение получил язык PHP, инструкции которого можно встраивать прямо в HTML-документы (документы при этом сохраняются в виде файлов с расширением *.php).

Формы передают информацию программам-обработчикам в виде пар [имя переменной]=[значение переменной]. Имена переменных следует задавать латинскими буквами. Значения переменных воспринимаются обработчиками как строки, даже если они содержат только цифры.

Форма открывается меткой <FORM> и заканчивается меткой </FORM>. HTML-документ может содержать в себе несколько форм, однако формы не должны находиться одна внутри другой. HTML-текст, включая метки, может размещаться внутри форм без ограничений.

Метка <FORM> может содержать три атрибута, один из которых является обязательным. Вот эти атрибуты:

Обязательный атрибут. Определяет, где находится обработчик формы.

Определяет, каким образом (иначе говоря, с помощью какого метода протокола передачи гипертекстов) данные из формы будут переданы обработчику. Допустимые значения: METHOD=POST и METHOD=GET. Если значение атрибута не установлено, по умолчанию предполагается METHOD=GET.

Определяет, каким образом данные из формы будут закодированы для передачи обработчику. Если значение атрибута не установлено, по умолчанию предполагается ENCTYPE=application/x-www-form-urlencoded.

Простейшая форма

Для того, чтобы запустить процесс передачи данных из формы обработчику, нужен какой-то орган управления. Создать такой орган управления очень просто:

<INPUT TYPE=submit>

Встретив такую строчку внутри формы, браузер нарисует на экране кнопку с надписью Submit, при нажатии на которую все имеющиеся в форме данные будут переданы обработчику, определенному в метке <FORM>.

Надпись на кнопке можно задать такую, какая нравится, путем введения атрибута VALUE="[Надпись]"), например:

<INPUT TYPE=submit VALUE="Поехали!">

Теперь мы знаем достаточно для того, чтобы написать простейшую форму (пример 11). Она не будет собирать никаких данных, а просто вернет нас к тексту этой главы.

<HTML>

<HEAD>

<TITLE>Пример 11</TITLE>

</HEAD>

<H1>Простейшая форма </H1>

<FORM ACTION="pr0008.html"> <!--Это начало формы-->

<INPUT TYPE=submit VALUE="Назад, к главе 8...">

</FORM> <!--Это конец формы-->

</BODY>

</HTML>

Надпись, нанесенную на кнопку, можно при необходимости передать обработчику путем введения в определение кнопки атрибута NAME=[имя], например:

<INPUT TYPE=submit NAME=button VALUE="Поехали!">

При нажатии на такую кнопку обработчик вместе со всеми остальными данными получит и переменную button со значением Поехали!.

В форме может быть несколько кнопок типа submit с различными именами и/или значениями. Обработчик, таким образом, может действовать по-разному в зависимости от того, какую именно кнопку submit нажал пользователь.

Как форма собирает данные

Существуют и другие типы элементов <INPUT>. Каждый элемент <INPUT> должен включать атрибут NAME=[имя], определяющий имя элемента (и, соответственно, имя переменной, которая будет передана обработчику). Имя должно задаваться только латинскими буквами. Большинство элементов <INPUT> должны включать атрибут VALUE="[значение]", определяющий значение, которое будет передано обработчику под этим именем. Для элементов <INPUT TYPE=text> и <INPUT TYPE=password>, однако, этот атрибут не обязателен, поскольку значение соответствующей переменной может вводиться пользователем с клавиатуры.

Основные типы элементов <INPUT>:

TYPE=text

Определяет окно для ввода строки текста. Может содержать дополнительные атрибуты SIZE=[число] (ширина окна ввода в символах) и MAXLENGTH=[число] (максимально допустимая длина вводимой строки в символах). Пример:

<INPUT TYPE=text SIZE=20 NAME=user VALUE="Иван">

Определяет окно шириной 20 символов для ввода текста. По умолчанию в окне находится текст Иван, который пользователь может редактировать. Отредактированный (или неотредактированный) текст передается обработчику в переменной user.

TYPE=password

Определяет окно для ввода пароля. Абсолютно аналогичен типу text, только вместо символов вводимого текста показывает на экране звездочки (*). Пример:

<INPUT TYPE=password NAME=pw SIZE=20 MAXLENGTH=10>

Определяет окно шириной 20 символов для ввода пароля. Максимально допустимая длина пароля ≈ 10 символов. Введенный пароль передается обработчику в переменной pw.

TYPE=radio

Определяет радиокнопку. Может содержать дополнительный атрибут checked (показывает, что кнопка помечена). В группе радиокнопок с одинаковыми именами может быть только одна помеченная радиокнопка. Пример:

<INPUT TYPE=radio NAME=modem VALUE="9600" checked> 9600 бит/с
<INPUT TYPE=radio NAME=modem VALUE="14400"> 14400 бит/с
<INPUT TYPE=radio NAME=modem VALUE="28800"> 28800 бит/с

Определяет группу из трех радиокнопок, подписанных 9600 бит/с, 14400 бит/с и 28800 бит/с. Первоначально помечена первая из кнопок. Если пользователь не отметит другую кнопку, обработчику будет передана переменная modem со значением 9600. Если пользователь отметит другую кнопку, обработчику будет передана переменная modem со значением 14400 или 28800.

TYPE=checkbox

Определяет квадрат, в котором можно сделать пометку. Может содержать дополнительный атрибут checked (показывает, что квадрат помечен). В отличие от радиокнопок, в группе квадратов с одинаковыми именами может быть несколько помеченных квадратов. Пример:

<INPUT TYPE=checkbox NAME=comp VALUE="PC"> Персональные компьютеры
<INPUT TYPE=checkbox NAME=comp VALUE="WS" checked> Рабочие станции
<INPUT TYPE=checkbox NAME=comp VALUE="LAN"> Серверы локальных сетей
<INPUT TYPE=checkbox NAME=comp VALUE="IS" checked> Серверы Интернет

Определяет группу из четырех квадратов. Первоначально помечены второй и четвертый квадраты. Если пользователь не произведет изменений, обработчику будут переданы две переменные: comp=WS и comp=IS.

TYPE=hidden

Определяет скрытый элемент данных, который не виден пользователю при заполнении формы и передается обработчику без изменений. Такой элемент иногда полезно иметь в форме, которая время от времени подвергается переработке, чтобы обработчик мог знать, с какой версией формы он имеет дело. Другие возможные варианты использования Вы вполне можете придумать сами. Пример:

<INPUT TYPE=hidden NAME=version VALUE="1.1">

Определяет скрытую переменную version, которая передается обработчику со значением 1.1.

TYPE=reset

Определяет кнопку, при нажатии на которую форма возвращается в исходное состояние. Поскольку при использовании этой кнопки данные обработчику не передаются, кнопка типа reset может и не иметь атрибута name. Пример:

<INPUT TYPE=reset VALUE="Очистить поля формы">

Определяет кнопку Очистить поля формы, при нажатии на которую форма возвращается в исходное состояние.

Помимо элементов <INPUT>, формы могут содержать меню <SELECT> и поля для ввода текста <TEXTAREA>.

Меню <SELECT> из n элементов выглядит примерно так:

<SELECT NAME="[имя]">

<OPTION VALUE="[значение 1]">[текст 1]

<OPTION VALUE="[значение 2]">[текст 2]

...

<OPTION VALUE="[значение n]">[текст n]

</SELECT>

Как Вы видите, меню начинается с метки <SELECT> и заканчивается меткой </SELECT>. Метка <SELECT> содержит обязательный атрибут NAME, определяющий имя переменной, которую генерирует меню.

Метка <SELECT> может также содержать атрибут MULTIPLE, присутствие которого показывает, что из меню можно выбрать несколько элементов. Большинство браузеров показывают меню <SELECT MULTIPLE> в виде окна, в котором находятся элементы меню (высоту окна в строках можно задать атрибутом SIZE=[число]). Меню <SELECT> в большинстве случаев показывается в виде выпадающего меню.

Метка <OPTION> определяет элемент меню. Обязательный атрибут VALUE устанавливает значение, которое будет передано обработчику, если выбран этот элемент меню. Метка <OPTION> может включать атрибут checked, показывающий, что данный элемент отмечен по умолчанию.

Разберем небольшой пример.

<SELECT NAME="selection">

<OPTION VALUE="option1" checked>Вариант 1

<OPTION VALUE="option2">Вариант 2

<OPTION VALUE="option3">Вариант 3

</SELECT>

Такой фрагмент определяет меню из трех элементов: Вариант 1, Вариант 2 и Вариант 3. По умолчанию выбран элемент Вариант 1. Обработчику будет передана переменная selection значение которой может быть option1 (по умолчанию), option2 или option3.

После всего, что мы уже узнали, элемент <TEXTAREA> может показаться совсем простым. Например:

<TEXTAREA NAME=address ROWS=5 COLS=50>

А здесь - Ваш адрес...

</TEXTAREA>

Все атрибуты обязательны. Атрибут NAME определяет имя, под которым содержимое окна будет передано обработчику (в примере ≈ address). Атрибут ROWS устанавливает высоту окна в строках (в примере ≈ 5). Атрибут COLS устанавливает ширину окна в символах (в примере ≈ 50).

Текст, размещенный между метками <TEXTAREA> и </TEXTAREA>, представляет собой содержимое окна по умолчанию. Пользователь может его отредактировать или просто стереть.

Важно знать, что русские буквы в окне <TEXTAREA> при передаче обработчику могут быть конвертированы в соответствующие им символьные объекты.

Как отправить форму почтой

Все это прекрасно, скажут скептики, но на кой ляд нужны формы людям, которым их нечем обработать? Отчасти это верно, но только отчасти.

HTML предоставляет в Ваше распоряжение довольно мощный механизм пересылки содержимого форм по электронной почте. Вот как это выглядит на практике.

Допустим, что мы слегка изменили Пример 12. Вместо строки

<FORM ACTION="http://206.31.82.215/hp/nc/fd-win.pht" METHOD=post>

мы ввели строку

<FORM ACTION="mailto:user@mail.box" ENCTYPE=text/plain>

Обратите внимание, что мы изменили алгоритм кодирования на text/plain, то есть фактически выключили кодирование вообще.

Предположим теперь, что пользователь указал, имя Иван, фамилию Петров, мужской пол и возраст 22 года. Теперь вопрос: что произойдет, если пользователь нажмет на кнопку Запустить обработчик?

Ответ прост. На адрес user@mail.box электронной почтой автоматически будет отправлено сообщение следующего содержания:

fn=Иван

ln=Петров

gender=male

age=22

К сожалению, не все пользователи смогут воспользоваться такой формой. Дело в том, что всю работу по составлению сообщения и запуску почтовой программы для его отправки фактически берет на себя браузер пользователя. Это значит, что конфигурация доступа пользователя к Интернет должна обеспечивать одновременное функционирование протокола передачи гипертекстов и протокола доставки исходящей почты. Такое возможно не всегда. Тем не менее, даже если это невозможно, ничего смертельного не случится. Браузер просто выдаст сообщение об ошибке.

 

 

11. Фреймы

Используя фрэймы, позволяющие разбивать Web-страницы на множественные скроллируемые подокна, вы можете значительно улучшить внешний вид и функциональность информационных систем и Web-приложений. Каждое подокно, или фрэйм, может иметь следующие свойства:

· Каждый фрэйм имеет свой URL, что позволяет загружать его независимо от других фрэймов

· Каждый фрэйм имеет собствееное имя (параметр NAME), позволяющее переходить к нему из другого фрэйма

· Размер фрэйма может быть изменен пользователем прямо на экране при помощи мыши (если это не запрешено указанием специального параметра)

Синтаксис фрэймов

Формат документа, использующего фрэймы, внешне очень напоминает формат обычного документа, только вместо тэга BODY используется контейнер FRAMESET, содержащий описание внутренних HTML-документов, содержащий собственно информацию, размещаемую во фрэймах.

<HTML>
<HEAD>...</HEAD>
<FRAMESET>...</FRAMESET>
</HTML>

Однако, фрэйм-документ является специфичным видом HTML-документа, поскольку не содержит элемента BODY и какой-либо информационной нагрузки соответственно. Он описывает только фрэймы, которые будут содержать информацию (кроме случая двойного документа, который мы рассмотрим позже).

Представим общий синтаксис фрэймов:

<FRAMESET COLS="value" | ROWS="value">

<FRAME SRC="url1">

<FRAME ...> ...

</FRAMESET>

Общий контэйнер FRAMESET описывает все фрэймы, на которые делится экран. Вы можете разделить экран на несколько вертикальных или несколько горизонтальных фрэймов. Тэг FRAME описывает каждый фрэйм в отдельности. Рассмотрим более детально каждый компонент.

FRAMESET
<FRAMESET [COLS="value" | ROWS="value"]>

Тэг <FRAMESET> имеет завершающий тэг </FRAMESET>. Все, что может находиться между этими двумя тэгами, это тэг <FRAME>, вложенные тэги <FRAMESET> и </FRAMESET>, а также контейнер из тэгов <NOFRAME> и </NOFRAME>, который позволяет строить двойные документы для броузеров, поддерживающих фрэймы и не поддерживающих фрэймы.

Данный тэг имеет два взаимоисключающих параметра: ROWS и COLS.

ROWS="список-определений-горизонтальных-подокон"
Данный тэг содержит описания некоторого количества подокон, разделенные запятыми.Каждое описание представляет собой числовое значение размера подокнав пикселах, процентах от всего размера окна или связанное масштабное значение. Количество подокон определяется количеством значений в списке. Общая сумма высот подокон должна сочтавлять высоту всего окна (в любых измеряемых величинах). Отсутствие атрибута ROWS определяет один фрэйм, величиной во все окнро броузера.

Синтаксис используемых видов описания величин подокон:

  valueПростое числовое значение определяет фиксированную высоту подокна в пикселах. Это далеко не самый лучший способ описания высоты подокна, посколбку различные броузеры имеют различный размер рабочего поля, не говоря уже о различных экранных разрешениях у пользователя. Если вы все же используете данный способ описания размера, то настоятельно рекомендуется сочетать его с каким-либо другим, чтобы в результате вы точно получили 100%-ное заполнение окна броузера вашего пользователя. value%Значение величины подокна в процентах от 1 до 100. Если общая сумма процентов описываемых подокон превышает 100, то размеры всех фрэймов пропорционально уменьшаются до суммы 100%. Если, соответственно, сумма меньше 100, то размеры пропорционально учеличиваются. value*Вообще говоря, значение value в данном описании является необязательным. Символ "*" указывает на то, что все оставшееся место будет принадлежать данному фрэйму. Если указывается два или более фрэйма с описанием "*" (например "*,*"), то оставшееся пространство делится поровну между этими фрэймами. Если перед звездочкой стоит цифра, то она указывает пропорцию для данного фрэйма (во сколько раз од будет больше аналогично описанного чистой звездочкой). Например, описание "3*,*,*", говорит, что будет создано три фрэйма с размерами 3/5 свободного пространства для первого фрэйма и по 1/5 для двух других.

COLS="список-определений-горизонтальных-подокон"
То же самое, что и ROWS, но делит окно по вертикали, а не по горизонтали.
Внимание! Совместное использование данных параметров может привести к непредсказуемым результатам. Например, строка: <FRAMESET ROWS="50%,50%" COLS "50%,50%"> может привести к ошибочной ситуации.

Примеры:

<FRAMESET COLS="50,*,50"> - описывает три фрэйма, два по 50 точек справа и слева, и один внутри этих полосок.

<FRAMESET ROWS="20%,3*,*"> - описывает три фрэйма, первый из которых занимает 20% пложади сверху экрана, второй 3/4 оставшегося от первого фрэйма места (т.е. 60% всей площади окна), а последний 1/4 (т.е. 20% всей площади окна.

<FRAMESET ROWS="*,60%,*"> - аналогично предыдущему примеру.

Тэги <FRAMESET> могут быть вложенными, т.е. например:

<FRAMESET ROWS="50%,50%">

<FRAMESET COLS="*,*"

</FRAMESET>
</FRAMESET>

FRAME
<FRAME SRC="url" [NAME="frame_name"] [MARGINWIDTH="nw"] [MARGINHEIGHT="nh"] [SCROLLING=yes|no|auto] [NORESIZE]>
Данный тэг определяет фрэйм внутри контейнера FRAMESET.

SRC="url"
Описывает URL документа, который будет отображен внутри ланного фрэйма. Если он отсутствует, то будет отображен пустой фрэйм.

NAME="frame_name"
Данный параметр описывает имя фрэйма. Имя фрэйма может быть использовано для определения действия с данным фрэймом из другого HTML-документа или фрэйма (как правило, из соседнего фрэймаэтого же документа). Имя обязательно должно начинаться с символа. Содержимое поименованных фрэймов может быть задействовано из других документов при помощи специального атрибута TARGET, описываемого ниже.

MARGINWIDTH="value"
Это атрибут может быть использован, если автор документа хочет указать величину разделительных полос между фрэймами сбоку. Значение value указывается в пикселах и не может быть меньше единицы. По умолчанию данное значение зависит от реализации поддержки фрэймов используемым клиентом броузером.

MARGINHEIGHT="value"
То же самое, что и MARGINWIDTH, но для верхних и нижних величин разделительных полос.

SCROLLING="yes | no | auto"

Этот атрибут позволяет задавать наличие полос прокрутки у фрэйма. Параметр yes указывает, что полосы прокрутки будут в любом случае присутствовать у фрэйма, параметр no наоборот, что полос прокрутки не будет. Auto определяет наличие полос прокрутки только при их необходимости (значение по умолчанию).

NORESIZE
Данный атрибут позволяет создавать фрэймы без возможности изменения размеров. По умолчанию, размер фрэйма можно изменить при помощи мыши так же просто, как и размер окна Windows. NORESIZE отменяет данную возможность. Если у одного фрэйма установлен атрибут NORESIZE, то у соседних фрэймов тоже не может быть изменен размер со стороны данного.

NOFRAMES
Данный тэг используется в случае, если вы создаете документ, который может просматриваться как броузерами, поддерживающими фрэймы, так и броузерами, их не поддерживающими. Данный тэг помещяется внутри контейнера FRAMESET, а все, что находится внутри тэгов <NOFRAMES> и </NOFRAMES> игнорируется броузерами, поддерживающими фрэймы.

Примеры:

Рассмотрим реализацию фрэймов для подобного разбиения окна:

<FRAMESET ROWS="*,*">

<NOFRAMES>
<H1>Ваша версия WEB-броузера не поддерживает фрэймы!</H1>
</NOFRAMES>
<FRAMESET COLS="65%,35%">

<FRAME SRC="link1.html">

<FRAME SRC="link2.html">

</FRAMESET>
<FRAMESET COLS="*,40%,*">

<FRAME SRC="link3.html">

<FRAME SRC="link4.html">

<FRAME SRC="link5.html">

 
 

</FRAMESET>
</FRAMESET>

Планирование фрэймов и взаимодействия между фрэймами

С появлением фрэймов сразу возникает вопрос: "А как сделать так, чтобы нажимая на ссылку в одном фрэйме инициировать появление информации в другом?"

Ответом на данный вопрос является планирование взаимодействия фрэймов (далее - планирование). Каждый фрэйм может иметь собственное имя, определяемое параметром NAME при описании данного фрэйма. Существует, также, специальный атрибут - TARGET, позволяющий определять, к какому фрэйму относится та или иная операция. Формат данного атрибута следующий:

TARGET="windows_name"
Данный атрибут может встречаться внутри различных тэгов: