Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза?

Наиболее крупный проект начала XX в. — это проект Соединен­ных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить отношения между европейскими странами по образцу США. Этот проект остается в центре внимания и на последующих этапах развития европейской идеи.

В межвоенный период (1919—1939 гг.) происходит организаци­онное объединение сторонников европейской идеи, до сих пор раз­вивавшейся отдельными, изолированными друг от друга мыслите­лями.

Под руководством австрийского политика, графа Куденхова-Ка-лерги в 1923 г. был создан Панъевропейский союз, который пользо­вался активной поддержкой французского правительства и призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.

Одним из основателей Панъевропейского союза, видным фран­цузским государственным деятелем, Аристидом Брианом, в 1929 г. был выдвинут так называемый план Бриана, в котором впервые была четко сформулирована основа объединения Европы на почве «феде­ративной связи» и «общего рынка» как экономического базиса, а не только в целях борьбы против «общего врага» или предотвращения внутренних конфликтов. Важными целями этого плана был подъем экономики и повышение уровня жизни европейцев.

Озвученные А. Брианом идеи в 1930 г. были изложены в офици­альном меморандуме французского правительства, адресованном другим членам Лиги Наций. Меморандум предлагал создать органи­зацию Европейский Союз с высшим политическим органом — Евро­пейская конференция — в составе представителей государств-членов и исполнительным органом — Европейский комитет.

В период Второй мировой войны (1939—1945 гг.) европейская идея получила серьезный импульс для своего развития — сначала на почве объединения против фашизма, затем — при разработке планов будущего переустройства Европы.

Именно в этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц, ранее опиралась главным образом на представителей элиты (политической, экономической, культурной) и пропагандировалась ин­теллигенцией, проникает в широкие массы населения. Большая заслуга в этом принадлежит движению Сопротивления, которое действовало на территории оккупированных Германией стран Европы.

В рамках предложенного Декларацией европейских движений Сопротивления в 1944 г. федеративного союза предлагалось создать единое правительство, ответственное перед народами (очевидно, че­рез Европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, «который будет рассматривать лю­бые вопросы толкования федеральной конституции и разрешать воз­можные споры между государствами-членами или между государст­вами и федерацией».

После окончания Второй мировой войны интеграционный про­цесс в Европе приобрел более конкретные очертания. Этому способ­ствовала, с одной стороны, возросшая популярность европейской идеи, а с другой — реальные проблемы Европы, которые дали им­пульс для политического объединения.

В 1946 г. У. Черчилль поддержал идею Соединенных Штатов Ев­ропы, а в 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы.

В тот период на первый план выходили три главные проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, орга­низация системы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.

Проблему восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла (1947 г.) была призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономиче­ского сотрудничества (ОЕЭС), включившая 16 стран Западной Евро­пы и Турцию.

Вопрос защиты прав человека в качестве основной своей задачи взял на себя Совет Европы, образованный в 1948 г. в результате Кон­гресса Европы.

Обеспечение безопасности возлагалось на Брюссельский пакт 1948 г., подписанный пятью европейскими государствами, и создан­ный в 1949 г. с участием США блок НАТО.

Однако все эти организации не смогли обеспечить полномас­штабной европейской интеграции в духе реализации европейской идеи. Они остались организациями межправительственного сотруд­ничества суверенных государств, сохраняющих право вето.

Кконцу 1940-х гг. возникло понимание того, что реальная интегра­ция в Европе возможна при сочетании международно-правовых инстру­ментовс государственно-правовыми. Она должна основываться на добровольном ограничении суверенитета стран-участниц, объединении и передаче ими ряда функций наднациональному органу, действующему в Общих интересах.

Такой подход был предусмотрен представленным 9 мая 1950 г. Планом Моне-Шумана, основанном на так называемом коммунитарном методе. Его суть состояла в постепенной интеграции, обеспечивающей «слияние неотъемлемых интересов» государств на основе прежде всего экономического объединения, ориентированного на решение практических задач и достижение федеративной цели.

Реализация этого плана началась с создания Парижским догово­ром1951 г. Европейского объединения угля и стали, которое рассматривается как отправная точка формирования будущего Европей­скою Союза.

 

7. Как устроен Европейский Союз в настоящее время?

Поэтапный характер формирования Европейского Союза отра­зился на внутреннем устройстве этой организации, которое является уникальным и не имеет аналогов в мире.

На сегодняшний день Европейский Союз включает три структур­ных компонента, каждый со своим автономным правопорядком. В научной литературе, а иногда и в официальных документах эти компоненты именуются опорами Союза {англ. pillar; франц. pilier).

I опора — Европейские сообщества, созданные в 1950-е гг. и со­хранившиеся после учреждения Союза. В настоящее время Европей­ских сообществ два — Европейское сообщество (ЕС)2 и Европейское со­общество по атомной энергии (Евратом). Старейшее из них — ЕОУС — прекратило существование 24 июля 2002 г., так как его учредительный договор был заключен сроком на 50 лет и не про­длевался (имущество и компетенция ЕОУС перешли к ЕС).

Таким образом, Европейский Союз как целое имеет в качестве частей две другие организации, каждая из которых обладает собст­венным учредительным договором (Договор о ЕС и Договор о Евр­атоме 1957 г.).

II опора — общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), наследница созданного в 1970 г. Европейского политиче­ского сотрудничества (см. предыдущий вопрос).

III опора — сотрудничество полиций и судебных органов в уголов­но-правовой сфере (СПСО), в рамках которой Союз занимается коор­динацией мероприятий государств-членов в области борьбы с пре­ступностью. Основы данной опоры также были заложены в 1970-е гг. («группа Trevi»).

Несмотря на то что Союз разделен на три части (опоры), он имеет единые руководящие органы (институты), единое гражданство и еди­ный состав государств-членов. Каждая страна, вступающая в Союз, автоматически становится членом Европейских сообществ, а также участницей двух других опор.

 

8. Что представляют собой учредительные документы Европей­ского Союза?

Европейский Союз функционирует на базе трех учредительных документов, которые играют для него роль «конституции». Это, с од­ной стороны, договоры, учреждающие Европейские сообщества (ЕС и Евратом) 1957 г., с другой — Договор о Европейском Союзе 1992 г.

Договор об учреждении Европейского сообщества (Договор о ЕС, Римский договор») — наиболее важный по значению и самый крупный и по объему учредительный документ Союза. Именно в нем закреплена юна почти вся компетенция этой организация (кроме общей внешней политики и политики безопасности, вопросов борьбы с преступ­ностью, а также атомной энергетики); установлены основы экономической системы, статус граждан и руководящих органов (институтов) Союза в целом.

В действующей редакции Договор о Европейском сообществе включает преамбулу (указывает причины и цели подписания до­кумента) и нормативные положения — всего 318 стате.

Из всех учредительных документов Договор о ЕС также имеет са­мую сложную, многоуровневую структуру. Его статьи сгруппирова­ны в шесть частей. Наиболее крупные из частей содержат в себе не­сколько разделов. Некоторые разделы делятся на главы, а главы — на отделы. Например: отдел 1 «Европейский парламент» главы 1 «Ин­ституты» раздела I «Институциональные положения» части пятой «Институты Сообщества».

Часть первая «Принципы» (ст. 1—16) провозглашает создание Ев­ропейского сообщества, указывает цели, институты, основные на­правления и собственно принципы деятельности ЕС, которые имеют значение для Европейского Союза в целом (см. вопрос № 23).

Часть вторая «Гражданство Союза» (ст. 17—22) вводит данное гра­жданство, закрепляет условия его приобретения, соотношение с на­циональным гражданством, а также ряд основных прав граждан Союза (см. вопрос № 86).

Часть третья «Политика Сообщества» (ст. 23—181А) — наиболее объемная часть Договора о ЕС. В разделах этой части (всего их 21) ус­танавливаются полномочия Сообщества в разных сферах обществен­ной жизни, как экономической, так и иных (аграрная, транспортная, визовая политика, культура, здравоохранение и т.д.).

Здесь же закреплены правовые основы единого внутреннего рын­ка ЕС (раздел I «Свободное движение товаров»; раздел III «Свобод­ное движение лиц, услуг и капиталов»), экономического и валютного союза, включая единую валюту (раздел VII «Экономическая и валют­ная политика»).

Часть четвертая «Ассоциация с заморскими странами и территория­ми» (ст. 182—188) посвящена взаимоотношениям ЕС с колониями, зависимыми территориями и другими географически отдаленными частями государств-членов, которые не вошли со своими метропо­лиями в состав Европейского сообщества и Союза (главным образом по причине слабого уровня экономического развития). Вместе взя­тые, данные области именуются «заморские страны и территории». В настоящее время их 21: Британские Виргинские острова, Нидер­ландские Антильские острова, Французская Полинезия, Гренлан­дия и др.

Необходимо отметить, что отдельные неевропейские владения государств-членов входят вместе с ними в Сообщество, в том числе в «зону евро». Это Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон (Фран­ция), Азорские острова и Мадейра (Португалия), Канарские острова (Испания).

Часть пятая «Институты Сообщества» (ст. 189—280) в первую оче­редь закрепляет основы правового положения институтов ЕС, высту­пающих одновременно институтами Евратома и Европейского Сою­за в целом (Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд и Счет­ная палата), а также статус двух консультативных органов (Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) и Евро­пейского инвестиционного банка.

Здесь же предусмотрены система правовых актов, издаваемых институтами в рамках ЕС, порядок их принятия, опубликования и вступления в силу (см. вопрос № 26).

Кроме институциональных положений (раздел I) указанная часть Договора о ЕС устанавливает основы финансовой системы ЕС (раз­дел II «Финансовые положения»), включая процедуру принятия и исполнения бюджета Сообщества, ныне выступающего как «общий бюджет Европейского Союза».

Часть шестая «Общие и заключительные положения» (ст. 281—314) содержит нормы о правосубъектности ЕС, включая деликтоспособность, о порядке заключения международных договоров Сообщества (соглашений ЕС с «третьими странами» и международными органи­зациями), о лингвистическом режиме (условия использования раз­ных языков) и другие положения «общего» или «заключительного» характера.

К Договору о ЕС имеются два приложения, содержащие перечень видов продукции, на которые распространяется общая аграрная политика Сообщества (приложение I), и список «заморских стран и территорий» (приложение II).

Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энер­гии (Договор о Евратоме) подписан вместе с Договором о ЕС, однако по своему значению далеко уступает последнему.

Он регулирует деятельность институтов Союза в области мирного (только мирного!) использования энергии атома, в том числе функ­ционирование общего рынка по атомной энергии. Эта деятельность происходит в рамках отдельного Сообщества — Евратома, которое ныне вместе с ЕС является одним из элементов первой опоры Евро­пейского Союза (см. предыдущий вопрос).

Договор о Евратоме 1957 г. состоит из преамбулы и нормативных положений (более 200 статей), многие из которых дублируют соответ­ствующие нормы Договора о ЕС (например, статус институтов или порядок принятия бюджета).

Нормативные положения Договора о Евратоме сгруппированы в разделы.

Раздел первый «Задачи Сообщества» носит вводный характер.

Раздел второй «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии» закрепляет права и обязанности наднациональных институтов и государств-членов в области изучения и использования атомной энергии.

Раздел третий «Положения, регулирующие деятельность институ­тов» и

раздел четвертый «Финансовые положения» содержат в основном те же правила, что и часть пятая Договора о ЕС. Раздел пятый «Общие положения»,

раздел шестой «Положения, относящиеся к начальному периоду» и раздел (без номера) «Заключительные положения» корреспондиру­ют последней части Договора о ЕС (содержат нормы общего, заклю­чительного или переходного характера).