Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза?
Наиболее крупный проект начала XX в. — это проект Соединенных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить отношения между европейскими странами по образцу США. Этот проект остается в центре внимания и на последующих этапах развития европейской идеи.
В межвоенный период (1919—1939 гг.) происходит организационное объединение сторонников европейской идеи, до сих пор развивавшейся отдельными, изолированными друг от друга мыслителями.
Под руководством австрийского политика, графа Куденхова-Ка-лерги в 1923 г. был создан Панъевропейский союз, который пользовался активной поддержкой французского правительства и призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.
Одним из основателей Панъевропейского союза, видным французским государственным деятелем, Аристидом Брианом, в 1929 г. был выдвинут так называемый план Бриана, в котором впервые была четко сформулирована основа объединения Европы на почве «федеративной связи» и «общего рынка» как экономического базиса, а не только в целях борьбы против «общего врага» или предотвращения внутренних конфликтов. Важными целями этого плана был подъем экономики и повышение уровня жизни европейцев.
Озвученные А. Брианом идеи в 1930 г. были изложены в официальном меморандуме французского правительства, адресованном другим членам Лиги Наций. Меморандум предлагал создать организацию Европейский Союз с высшим политическим органом — Европейская конференция — в составе представителей государств-членов и исполнительным органом — Европейский комитет.
В период Второй мировой войны (1939—1945 гг.) европейская идея получила серьезный импульс для своего развития — сначала на почве объединения против фашизма, затем — при разработке планов будущего переустройства Европы.
Именно в этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц, ранее опиралась главным образом на представителей элиты (политической, экономической, культурной) и пропагандировалась интеллигенцией, проникает в широкие массы населения. Большая заслуга в этом принадлежит движению Сопротивления, которое действовало на территории оккупированных Германией стран Европы.
В рамках предложенного Декларацией европейских движений Сопротивления в 1944 г. федеративного союза предлагалось создать единое правительство, ответственное перед народами (очевидно, через Европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, «который будет рассматривать любые вопросы толкования федеральной конституции и разрешать возможные споры между государствами-членами или между государствами и федерацией».
После окончания Второй мировой войны интеграционный процесс в Европе приобрел более конкретные очертания. Этому способствовала, с одной стороны, возросшая популярность европейской идеи, а с другой — реальные проблемы Европы, которые дали импульс для политического объединения.
В 1946 г. У. Черчилль поддержал идею Соединенных Штатов Европы, а в 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы.
В тот период на первый план выходили три главные проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, организация системы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.
Проблему восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла (1947 г.) была призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), включившая 16 стран Западной Европы и Турцию.
Вопрос защиты прав человека в качестве основной своей задачи взял на себя Совет Европы, образованный в 1948 г. в результате Конгресса Европы.
Обеспечение безопасности возлагалось на Брюссельский пакт 1948 г., подписанный пятью европейскими государствами, и созданный в 1949 г. с участием США блок НАТО.
Однако все эти организации не смогли обеспечить полномасштабной европейской интеграции в духе реализации европейской идеи. Они остались организациями межправительственного сотрудничества суверенных государств, сохраняющих право вето.
Кконцу 1940-х гг. возникло понимание того, что реальная интеграция в Европе возможна при сочетании международно-правовых инструментовс государственно-правовыми. Она должна основываться на добровольном ограничении суверенитета стран-участниц, объединении и передаче ими ряда функций наднациональному органу, действующему в Общих интересах.
Такой подход был предусмотрен представленным 9 мая 1950 г. Планом Моне-Шумана, основанном на так называемом коммунитарном методе. Его суть состояла в постепенной интеграции, обеспечивающей «слияние неотъемлемых интересов» государств на основе прежде всего экономического объединения, ориентированного на решение практических задач и достижение федеративной цели.
Реализация этого плана началась с создания Парижским договором1951 г. Европейского объединения угля и стали, которое рассматривается как отправная точка формирования будущего Европейскою Союза.
7. Как устроен Европейский Союз в настоящее время?
Поэтапный характер формирования Европейского Союза отразился на внутреннем устройстве этой организации, которое является уникальным и не имеет аналогов в мире.
На сегодняшний день Европейский Союз включает три структурных компонента, каждый со своим автономным правопорядком. В научной литературе, а иногда и в официальных документах эти компоненты именуются опорами Союза {англ. pillar; франц. pilier).
I опора — Европейские сообщества, созданные в 1950-е гг. и сохранившиеся после учреждения Союза. В настоящее время Европейских сообществ два — Европейское сообщество (ЕС)2 и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Старейшее из них — ЕОУС — прекратило существование 24 июля 2002 г., так как его учредительный договор был заключен сроком на 50 лет и не продлевался (имущество и компетенция ЕОУС перешли к ЕС).
Таким образом, Европейский Союз как целое имеет в качестве частей две другие организации, каждая из которых обладает собственным учредительным договором (Договор о ЕС и Договор о Евратоме 1957 г.).
II опора — общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), наследница созданного в 1970 г. Европейского политического сотрудничества (см. предыдущий вопрос).
III опора — сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), в рамках которой Союз занимается координацией мероприятий государств-членов в области борьбы с преступностью. Основы данной опоры также были заложены в 1970-е гг. («группа Trevi»).
Несмотря на то что Союз разделен на три части (опоры), он имеет единые руководящие органы (институты), единое гражданство и единый состав государств-членов. Каждая страна, вступающая в Союз, автоматически становится членом Европейских сообществ, а также участницей двух других опор.
8. Что представляют собой учредительные документы Европейского Союза?
Европейский Союз функционирует на базе трех учредительных документов, которые играют для него роль «конституции». Это, с одной стороны, договоры, учреждающие Европейские сообщества (ЕС и Евратом) 1957 г., с другой — Договор о Европейском Союзе 1992 г.
Договор об учреждении Европейского сообщества (Договор о ЕС, Римский договор») — наиболее важный по значению и самый крупный и по объему учредительный документ Союза. Именно в нем закреплена юна почти вся компетенция этой организация (кроме общей внешней политики и политики безопасности, вопросов борьбы с преступностью, а также атомной энергетики); установлены основы экономической системы, статус граждан и руководящих органов (институтов) Союза в целом.
В действующей редакции Договор о Европейском сообществе включает преамбулу (указывает причины и цели подписания документа) и нормативные положения — всего 318 стате.
Из всех учредительных документов Договор о ЕС также имеет самую сложную, многоуровневую структуру. Его статьи сгруппированы в шесть частей. Наиболее крупные из частей содержат в себе несколько разделов. Некоторые разделы делятся на главы, а главы — на отделы. Например: отдел 1 «Европейский парламент» главы 1 «Институты» раздела I «Институциональные положения» части пятой «Институты Сообщества».
Часть первая «Принципы» (ст. 1—16) провозглашает создание Европейского сообщества, указывает цели, институты, основные направления и собственно принципы деятельности ЕС, которые имеют значение для Европейского Союза в целом (см. вопрос № 23).
Часть вторая «Гражданство Союза» (ст. 17—22) вводит данное гражданство, закрепляет условия его приобретения, соотношение с национальным гражданством, а также ряд основных прав граждан Союза (см. вопрос № 86).
Часть третья «Политика Сообщества» (ст. 23—181А) — наиболее объемная часть Договора о ЕС. В разделах этой части (всего их 21) устанавливаются полномочия Сообщества в разных сферах общественной жизни, как экономической, так и иных (аграрная, транспортная, визовая политика, культура, здравоохранение и т.д.).
Здесь же закреплены правовые основы единого внутреннего рынка ЕС (раздел I «Свободное движение товаров»; раздел III «Свободное движение лиц, услуг и капиталов»), экономического и валютного союза, включая единую валюту (раздел VII «Экономическая и валютная политика»).
Часть четвертая «Ассоциация с заморскими странами и территориями» (ст. 182—188) посвящена взаимоотношениям ЕС с колониями, зависимыми территориями и другими географически отдаленными частями государств-членов, которые не вошли со своими метрополиями в состав Европейского сообщества и Союза (главным образом по причине слабого уровня экономического развития). Вместе взятые, данные области именуются «заморские страны и территории». В настоящее время их 21: Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова, Французская Полинезия, Гренландия и др.
Необходимо отметить, что отдельные неевропейские владения государств-членов входят вместе с ними в Сообщество, в том числе в «зону евро». Это Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон (Франция), Азорские острова и Мадейра (Португалия), Канарские острова (Испания).
Часть пятая «Институты Сообщества» (ст. 189—280) в первую очередь закрепляет основы правового положения институтов ЕС, выступающих одновременно институтами Евратома и Европейского Союза в целом (Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд и Счетная палата), а также статус двух консультативных органов (Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) и Европейского инвестиционного банка.
Здесь же предусмотрены система правовых актов, издаваемых институтами в рамках ЕС, порядок их принятия, опубликования и вступления в силу (см. вопрос № 26).
Кроме институциональных положений (раздел I) указанная часть Договора о ЕС устанавливает основы финансовой системы ЕС (раздел II «Финансовые положения»), включая процедуру принятия и исполнения бюджета Сообщества, ныне выступающего как «общий бюджет Европейского Союза».
Часть шестая «Общие и заключительные положения» (ст. 281—314) содержит нормы о правосубъектности ЕС, включая деликтоспособность, о порядке заключения международных договоров Сообщества (соглашений ЕС с «третьими странами» и международными организациями), о лингвистическом режиме (условия использования разных языков) и другие положения «общего» или «заключительного» характера.
К Договору о ЕС имеются два приложения, содержащие перечень видов продукции, на которые распространяется общая аграрная политика Сообщества (приложение I), и список «заморских стран и территорий» (приложение II).
Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о Евратоме) подписан вместе с Договором о ЕС, однако по своему значению далеко уступает последнему.
Он регулирует деятельность институтов Союза в области мирного (только мирного!) использования энергии атома, в том числе функционирование общего рынка по атомной энергии. Эта деятельность происходит в рамках отдельного Сообщества — Евратома, которое ныне вместе с ЕС является одним из элементов первой опоры Европейского Союза (см. предыдущий вопрос).
Договор о Евратоме 1957 г. состоит из преамбулы и нормативных положений (более 200 статей), многие из которых дублируют соответствующие нормы Договора о ЕС (например, статус институтов или порядок принятия бюджета).
Нормативные положения Договора о Евратоме сгруппированы в разделы.
Раздел первый «Задачи Сообщества» носит вводный характер.
Раздел второй «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии» закрепляет права и обязанности наднациональных институтов и государств-членов в области изучения и использования атомной энергии.
Раздел третий «Положения, регулирующие деятельность институтов» и
раздел четвертый «Финансовые положения» содержат в основном те же правила, что и часть пятая Договора о ЕС. Раздел пятый «Общие положения»,
раздел шестой «Положения, относящиеся к начальному периоду» и раздел (без номера) «Заключительные положения» корреспондируют последней части Договора о ЕС (содержат нормы общего, заключительного или переходного характера).