Мо-Цзы, 475-395 гг. до н.э.

Мэн-Цзы, 372-289 г. до н.э.

Основной труд «Мэн-Цзы» создан учениками: записи изречений, учение.

Решение центральной проблемы – воли Неба: мы постигаем волю Неба, постигая себя. Врожденное знание – лучшее, но оно избранное. Тот, кто до конца использует свое внутреннее чувство, познает себя, а значит и Небо.

Другая проблема: согласование воли Неба и деятельности человека. Человек следует воле Неба, если развивает свою изначальную нравственность и действует согласно ей. Человеческая природа добра по своей сути (единство Неба и человека). Свою моральную природу получаем в дар от Неба, занимаясь самопознанием.

Другие основополагающие моменты учения:

· Общество делится на высших и низших по воле Неба, преодолеть это врожденное неравенство невозможно.

· Управлять государством нужно, основываясь на добродетели, начинать с принципов морали. Принцип размежевания полей: отталкиваться от предоставления земли в селе. Принцип частной собственности – для поддержания морали.

· Только ученые люди, не обладая постоянным имуществом, могут обладать постоянными чувствами.

· Из экономических соображений личной выгоды отходит от учения Конфуция.

· Правитель должен руководствоваться пользой народа. Принцип воли народа – имеет право участвовать в распределении благ, суверенитет принадлежит народу в целом.

 

Происходит из ремесленников, а не аристократов. Основной труд «Мо-Цзы» записали ученики: изречения, учение. Начинает с воли Неба: настаивает, что воля Неба – это единство Неба и земли. Небо любит землю и делает все, что для земли хорошо. Принцип пользы и принцип деятельности. Это переносится и на принципы деятельности человека: трудясь, мы приносим пользу человеку, земле и Небу.

Для него уже не действует принцип судьбы Конфуция. Человек сам создает свою судьбу, своим трудом и активностью. Духовное единство народа.

· На место дорогостоящих и сложных ритуалов приходят простые и дешевые, соединенные с пользой.

· За мир и против ведения войны из рациональных идей.

· Быть человеком значит трудиться – это главное отличие от животных.

· Правители должны учитывать пользу народа.

· Взгляд на познание меняется, это тоже деятельность, процесс. Наше знание постоянно изменяется: в нем есть и то, что знаем, и то, чего не знаем. Нет четкого разделения на знание и незнание.

Истинное знание:

· Фундамент. Задача – не просто сохранять знания, но и увеличивать его. Прошлое уже не самоцель.

· Действительность, о которой слышит или которую видит народ, т.е. опыт современности.

· Знание обязательно должно быть полезно. Истинность знания = его полезность.

· Знание существует не столько в готовом виде, сколько создается в процессе познания.

В философии всегда должно быть соперничество: «Пусть соперничает 100 школ, пусть расцветают все цветы». Значительный отход от принципов конфуцианства.