Конфуций (Кун Фу Цзы), 551-479 г. до н.э.

Древний Китай

Существует собственная хронология – соединение мифической и реальной хронологии.

1. 3 тыс. лет до н.э. – Древнейший период.

2. 18-22 вв. до н.э. – Период Инь (Шань).

3. 12-18 вв. до н.э. – Период Западное Джоу.

4. 8-5 вв. до н.э. – Период Восточное Чжоу + 6-5 вв. до н.э. – Период Разделенности Царств.

5. 4-3 вв. до н.э. – Период сражающихся царств.

6. Конец 3 в. до н.э. – образование единого Китайского государства Цзынь.

7. 2 в. до н.э. – 2 в. н.э. – государство Хань.

Самые важные периоды – 4 и 5.

213 г. до н.э. – год сожжения книг и закапывания ученых.

Древняя Китайская религия – отсутствие личности высшего бога, его обозначало Небо. От неба происходит императорская власть (сыновья Неба).

Почитание различных духов, культ умерших предков. Отсутствует класс жрецов, люди сами выполняют эти функции по определенной иерархии (определяется семейно-родственными отношениями). Меньше внимания обращено природе. Деление на Инь и Ян – первооснова всего сущего.

Древнейшие китайские тексты, священные книги – китайское пятикнижие (6ая была утрачена):

1. И-Цзил, Книга перемен.

2. И-Цзин, Книга писаний.

3. Ши-Цзин, Книга песен.

4. Ли-Цзи, Записи об обрядах.

5. Чунь-Цю, Весны и осени. Автор – Конфуций.

Философские школы:

Из аристократической семьи, воспитывался в духе традиционных воззрений. Одно время был учителем, затем советником князя. В основном, его труды записаны учениками.

Лунь-Юй – писания и поучения, которые К. передавал своим ученикам. В конфуцианстве происходит превращение мифологического понятия «небо» в философское понятие.

Чтобы понять небо, использовались гадания, но философы пытались постичь волю неба рационалистически. Небо – высшая воля à ничего не может противоречить. Не следует прибегать к духам и ритуалам. Характерна приверженность прошлому à следование воли самого Неба. За приверженностью прошлому стоит идея культурной деятельности человека, основание культуры – в прошлом.

Внимание к ритуалам и церемониям – моральная ценность. Формирую единый «кокон», сохраняя древние книги и рукописи. Составление китайской хронологии (объединение исторического и мифологического периодов): миф перестает быть мифом и становится реальностью.

Пропаганда консерватизма в социальной и моральной сферах:

· Учение о подчинении младших старшим,

· Разделение общества на благородных людей и низких (различаются как в моральном, так и в социальном аспектах, а так же в интеллектуальном: рационализм и эмоции).

На этом строится идея об устройства управления в обществе: моральный пример тех, кто стоит у власти, личный пример. Закон и наказание не нужны – нужно иметь стыд.

«Если дела в провинции идут плохо, значит, правителям этой области нужно заняться поэзией». Корень общественных проблем – в морали. «Не следует говорить о том, что сказано, не следует порицать то, что уже совершено».

Принцип поправления имен: Если дела идут плохо, мы должны начать изменять имена, а не происходящее. Речь о приоритете.

Вышло из рационализма:

· Не делай людям того, чего не хочешь себе,

· Принцип золотой середины,

· Принцип человечности – Жэнь – любовь к идеалу человека, т.е. любить в человеке то, что соответствует идеалу, ненавидеть то, что не соответствует. Этим обладают только благородные люди,

Много уделяет проблеме знания:

· Необходимость образования (перенос из прошлого в настоящее).

Типы знания:

1. Врожденное знание (редкость).

2. Знание благодаря учению, приобретенное в результате собственных стремлений.

3. Знания, полученные в затруднительном положении.

4. Знание о знании существует, его можно достичь.

Учиться и не размышлять – напрасная трата времени. Не учиться и размышлять – губительно.

Отношения с учителем: ученик должен перерастать своего учителя и от одного учителя уходить к другому.

Конфуций – строгий консерватор в моральных сторонах жизни. На место мифологии поставил рациональное постижение неба. Его заслуга: создание китайской хронологии и сохранение литературы. Конфуций дал толчок к появлению других школ.