Недостатки

Достоинства интернет-опроса

Технические параметры:

1) Экономия ресурсов;

2) Большой объем выборки;

3) Быстрота опроса;

4) Возможность оперативного реагирования.

Респонденты:

9) Широта охвата;

(возможность изучения разнообразных социальные групп и сообществ, преодоление государственных границ)

6) Достижимость; (возможность опросить тех, кто недоступен для социологов в реальной жизни – никогда не пойдет на контакт. С одной стороны, это – проблемные и маргинальные группы населения , с другой стороны, наоборот, высоко обеспеченные граждане и люди обладающие высоким социальным статусом.)

7) Нацеленность.(возможность ориентации на специфические выборки, привлечение людей с конкретными, специфическими интересами.)

 

Характер коммуникации:

 

8) Релевантность (самостоятельность) .

9) Высокий уровень доверия.

10) Широта охвата предметных полей.

11) Организационная гибкость.

 

Контроль проведения опроса:

12) Строгая логика проведения опроса.

13) Оперативный контроль по ходу заполнения анкеты.

 

Дополнительные возможности:

14) Использование элементов мультимедиа и гипертекста.

15) Возможность последующей коммуникации с респондентами.

16) Возможности автоматического сбора дополнительной информации о респондентах.

17) Автоматическая письменная фиксация данных и автоматическая обработка анкет.

Смещения выборки:

1) Отсутствие репрезентативности; социально-демографическая структура пользователей Интернета кардинальным образом отличается от структуры российского населения в целом: здесь преобладают молодежь, люди с высшим образованием.

2) Стихийность выборки; Как правило на опрос отвечают– наиболее активные, заинтересованные и любопытные Интернет-пользователи. Таким образом при формировании выборки чаще всего используется метод самоотбора.

3) Охват аудитории; Даже если мы определили генеральную совокупность нашего опроса как Интернет пользователей, мы можем получить смещенные результаты. Опасность смещения выборки заключается в возможности сужении её до части аудитории какого-либо сайта, на котором размещен опросник .

4) Подвижность, изменчивость социального пространства в Интернете .

Дезинформация исследователя:

5) Неоднократное участие в опросе;

(Вероятность этого повышается, если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение, либо участник опроса заинтересован в искажении его результатов)

6) Отсутствие данных о генеральной совокупности;

7) Намеренное искажение данных;

Трудно оценить степень достоверности полученных в ходе онлайн-исследования результатов – добросовестность заполнения опросника, искренность респондентов. Индивид может давать ложные или произвольные ответы на вопросы с целью позабавиться или посмотреть, что из этого получится.

8) Возможность враждебных действий.

Программное обеспечение, используемое для проведения Интернет-опросов, может быть подвержено умышленному нападению, «взлому» со стороны компьютерных хакеров. Это происходит тогда, когда какая-либо конкурирующая сторона заинтересована в искажении результатов исследования или его срыве.

Технические ограничения:

 

9) Ограниченная длина опросника;

10) Контроль по ходу заполнения.;

11) Коммуникационные проблемы;

Возможна неверная интерпретация респондентами отдельных вопросов анкеты, ошибки в переходах и заполнении таблиц, искажение информации, неадекватное реагирование, пропуски отдельных вопросов. Также исследователь может неверно интерпретировать ответы респондентов в тех случаях, когда они приходят к нему в письменном виде.

12) Индивидуальные параметры системы.

На восприятие пользователем текстового и, особенно, графического материала значительное влияние может оказывать тип программного обеспечения, установленного на компьютера, где происходит заполнение анкеты. Различные Интернет-браузеры могут отображать одну и ту же веб-страницу по-разному. Внешний вид анкеты будет зависеть от того, какой у пользователя монитор, каково разрешение экрана, какая стоит видеокарта и звуковая карта.

Методы проведения интернет-опроса, основные принципы:

  1. Размещать опросы не только на крупных интернет ресурсах, но и на небольших сайтах
  2. Анкета должна быть логичной и понятной для респондента
  3. Анкета не должна быть слишком длинной, иначе высока вероятность , что респондент завершит интервью

Особенности подготовки анкеты:

1.анкеты не должны содержать грамматических и синтаксических ошибок;

2.желательно соблюдать единый стиль написания анкеты;

3.в анкетах должны быть правильно заполнены отборочные вопросы, предназначенные для отсеивания респондентов, не подходящих для участия в опросе;

4.анкеты должны иметь корректные условия переходов от одного вопроса к другому, а также условия отображения вариантов ответов;

5.в ответах должны быть учтены все возможные варианты, которые может указать респондент, поэтому необходимо проверить наличие таких ответов как "Ничего из перечисленного", "Затрудняюсь ответить", "Другое";

6.в анкетах не должно быть текста и примечаний, относящихся к интервьюерам;

7.необходимо, чтобы анкета содержала все необходимые комментарии, такие как типы вопросов, ограничения на количество ответов и т.д.

8.Пилотаж

Формирование выборки для проведения интернет опроса:

v Стихийная

v Отобранная/отсеянная

v Завербованная/панельная

 

Стихийная ( контур выборки образуют зарегистрированные или/и незарегистрированные посетители сайта, проявившие интерес к участию в опросе).Формируя результаты, необходимо учитывать, что в исследовании обычно участвует наиболее активные пользователи).

Отобранная/отсеянная (формируется посредством адресной рассылки приглашений посетителям сайта, отобранным с заданием квоты по характеристикам связанным с задачами исследования; отклик составляет от 30% до 50%). Для рандомизации может быть применена методика «pop-up» - перед каждым n -ым посетителем сайта появляется окно с приглашением принять участие в исследовании.

Завербованная/панельная (формируется на основе постоянно обновляющейся структурированная базы данных потенциальных респондентов). WEB -панель - методологически наиболее совершенный метод привлечения пользователей к online–опросам. Благодаря имеющимся социально-демографическим данным о респондентах исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования.

Современные возможности проведения интернет опросов:

  1. Одним из самых популярных ресурсов проведения интернет-опросов – являются интернет панели.

Интернет-панель - база данных какого-либо ресурса с потенциальными респондентами

Какие задачи решает онлайн панель?

— Составление портрета целевой аудитории;

— Изучение потребительского поведения;

— Рекламные пре-, пост-тесты, оценка эффективности рекламных акций;

— Оценка восприятия рекламного ролика в режиме реального времени;

— Тестирование названий;

— Медиа-предпочтения и стиль жизни.

Суммарно в панелях Ромира и партнерских компаний

Россия - более 1 200 000 панелистов

Украина – более 130 000 панелистов