Недостатки
Достоинства интернет-опроса
Технические параметры:
1) Экономия ресурсов;
2) Большой объем выборки;
3) Быстрота опроса;
4) Возможность оперативного реагирования.
Респонденты:
9) Широта охвата;
(возможность изучения разнообразных социальные групп и сообществ, преодоление государственных границ)
6) Достижимость; (возможность опросить тех, кто недоступен для социологов в реальной жизни – никогда не пойдет на контакт. С одной стороны, это – проблемные и маргинальные группы населения , с другой стороны, наоборот, высоко обеспеченные граждане и люди обладающие высоким социальным статусом.)
7) Нацеленность.(возможность ориентации на специфические выборки, привлечение людей с конкретными, специфическими интересами.)
Характер коммуникации:
8) Релевантность (самостоятельность) .
9) Высокий уровень доверия.
10) Широта охвата предметных полей.
11) Организационная гибкость.
Контроль проведения опроса:
12) Строгая логика проведения опроса.
13) Оперативный контроль по ходу заполнения анкеты.
Дополнительные возможности:
14) Использование элементов мультимедиа и гипертекста.
15) Возможность последующей коммуникации с респондентами.
16) Возможности автоматического сбора дополнительной информации о респондентах.
17) Автоматическая письменная фиксация данных и автоматическая обработка анкет.
Смещения выборки:
1) Отсутствие репрезентативности; социально-демографическая структура пользователей Интернета кардинальным образом отличается от структуры российского населения в целом: здесь преобладают молодежь, люди с высшим образованием.
2) Стихийность выборки; Как правило на опрос отвечают– наиболее активные, заинтересованные и любопытные Интернет-пользователи. Таким образом при формировании выборки чаще всего используется метод самоотбора.
3) Охват аудитории; Даже если мы определили генеральную совокупность нашего опроса как Интернет пользователей, мы можем получить смещенные результаты. Опасность смещения выборки заключается в возможности сужении её до части аудитории какого-либо сайта, на котором размещен опросник .
4) Подвижность, изменчивость социального пространства в Интернете .
Дезинформация исследователя:
5) Неоднократное участие в опросе;
(Вероятность этого повышается, если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение, либо участник опроса заинтересован в искажении его результатов)
6) Отсутствие данных о генеральной совокупности;
7) Намеренное искажение данных;
Трудно оценить степень достоверности полученных в ходе онлайн-исследования результатов – добросовестность заполнения опросника, искренность респондентов. Индивид может давать ложные или произвольные ответы на вопросы с целью позабавиться или посмотреть, что из этого получится.
8) Возможность враждебных действий.
Программное обеспечение, используемое для проведения Интернет-опросов, может быть подвержено умышленному нападению, «взлому» со стороны компьютерных хакеров. Это происходит тогда, когда какая-либо конкурирующая сторона заинтересована в искажении результатов исследования или его срыве.
Технические ограничения:
9) Ограниченная длина опросника;
10) Контроль по ходу заполнения.;
11) Коммуникационные проблемы;
Возможна неверная интерпретация респондентами отдельных вопросов анкеты, ошибки в переходах и заполнении таблиц, искажение информации, неадекватное реагирование, пропуски отдельных вопросов. Также исследователь может неверно интерпретировать ответы респондентов в тех случаях, когда они приходят к нему в письменном виде.
12) Индивидуальные параметры системы.
На восприятие пользователем текстового и, особенно, графического материала значительное влияние может оказывать тип программного обеспечения, установленного на компьютера, где происходит заполнение анкеты. Различные Интернет-браузеры могут отображать одну и ту же веб-страницу по-разному. Внешний вид анкеты будет зависеть от того, какой у пользователя монитор, каково разрешение экрана, какая стоит видеокарта и звуковая карта.
Методы проведения интернет-опроса, основные принципы:
- Размещать опросы не только на крупных интернет ресурсах, но и на небольших сайтах
- Анкета должна быть логичной и понятной для респондента
- Анкета не должна быть слишком длинной, иначе высока вероятность , что респондент завершит интервью
Особенности подготовки анкеты:
1.анкеты не должны содержать грамматических и синтаксических ошибок;
2.желательно соблюдать единый стиль написания анкеты;
3.в анкетах должны быть правильно заполнены отборочные вопросы, предназначенные для отсеивания респондентов, не подходящих для участия в опросе;
4.анкеты должны иметь корректные условия переходов от одного вопроса к другому, а также условия отображения вариантов ответов;
5.в ответах должны быть учтены все возможные варианты, которые может указать респондент, поэтому необходимо проверить наличие таких ответов как "Ничего из перечисленного", "Затрудняюсь ответить", "Другое";
6.в анкетах не должно быть текста и примечаний, относящихся к интервьюерам;
7.необходимо, чтобы анкета содержала все необходимые комментарии, такие как типы вопросов, ограничения на количество ответов и т.д.
8.Пилотаж
Формирование выборки для проведения интернет опроса:
v Стихийная
v Отобранная/отсеянная
v Завербованная/панельная
Стихийная ( контур выборки образуют зарегистрированные или/и незарегистрированные посетители сайта, проявившие интерес к участию в опросе).Формируя результаты, необходимо учитывать, что в исследовании обычно участвует наиболее активные пользователи).
Отобранная/отсеянная (формируется посредством адресной рассылки приглашений посетителям сайта, отобранным с заданием квоты по характеристикам связанным с задачами исследования; отклик составляет от 30% до 50%). Для рандомизации может быть применена методика «pop-up» - перед каждым n -ым посетителем сайта появляется окно с приглашением принять участие в исследовании.
Завербованная/панельная (формируется на основе постоянно обновляющейся структурированная базы данных потенциальных респондентов). WEB -панель - методологически наиболее совершенный метод привлечения пользователей к online–опросам. Благодаря имеющимся социально-демографическим данным о респондентах исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования.
Современные возможности проведения интернет опросов:
- Одним из самых популярных ресурсов проведения интернет-опросов – являются интернет панели.
Интернет-панель - база данных какого-либо ресурса с потенциальными респондентами
Какие задачи решает онлайн панель?
Составление портрета целевой аудитории;
Изучение потребительского поведения;
Рекламные пре-, пост-тесты, оценка эффективности рекламных акций;
Оценка восприятия рекламного ролика в режиме реального времени;
Тестирование названий;
Медиа-предпочтения и стиль жизни.
Суммарно в панелях Ромира и партнерских компаний
Россия - более 1 200 000 панелистов
Украина – более 130 000 панелистов