История метода

Билеты 9, 10. Фокус-группа. Назначение и область применения. Основные принципы организации группы и проведения работы. Функции модератора и требования к нему. Области применения. Процедура подбора участников фокус-групп. Принципы обработки полученных данных.

Фокус-группа. Назначение метода. Область применения. Процедура подбора участников фокус-групп. Принципы обработки полученных данных. Область применения

Фокус- это ориентированность, направленность. Фокус-группа трактуется как метод глубокого группового

 
 

интервью. Элементы интервью

Истоки этой техники «фокус группы» находиться в психоаналитическом подходе.

Разрабатывали идеи исследования группы и ее воздействия на индивиды.

Первые работы Мертона.

Развитие с 50-х гг. 20 века. Выходят публикации. Метод обретает вариации. Применяется разных отраслях нашей жизни.

Это достаточно емкий инструмент, в основном применяется в прикладной социологии.

Рассмотрение группы в методе «фокус-группы»

В фокусе анализа именно группы, а не индивид. Мнение группы формируется под влиянием всего окружения, формируется на микро и макро уровнях.

Группа, созданная для проведения интервью, является искусственной моделью той или иной обещственной подсистемы. Например, группа предпринимателей, безработных.

Групповое взаимодействие обязывает участников, выражая свое мнение, реагировать при этом на мнения других.

Важен механизм взаимодействия, т.к.:

1) Большинство людей имеет ограниченную способность к самоанализу и самонаблюдению

2) Ограниченная способность словесного выражения своего понимания проблем

Пользуясь мнениями - образами членами группы, развивая их, придавая им свой контекст люди формируют ответы на вопросы, которые сами себе они не задавали. Форма работы в такой форме называется режимом активной генерации.

Пример: сбор врачами консилиума, педагогические и другие советы (предложения вариантов одним и другим, видение работы каждым участником).

На этапе встречи группа представляет собой недифференцированное целое, в ней нет структур взаимодействия. Эта общность (недифф. целое) очень быстро обретает представления и знания обо всех членах группы.

Дальнейшая дифференциация идет по линии выделения черт и характеристик участников группы:

1. Доминирование- уступчивость

2. Новизна -традиционность

3. Агрессивность -застенчивость

Процесс структурирования группы называется иерархической интеграцией.

После того, как процесс оформляется и становится стабильным, в группе одновременно идут два процесса: дифференциация (расхождение мнений) и интеграция (когда мнения оказывается близкими друг к другу).

Модератор- специалист, ведущий эту процедуры, старается не вмешиваться в интеграционные процессы, однако часто наступают моменты, когда он обязан (вынужден) это сделать. Пример: затухание дискуссии и,наоборот, образовываются 2 стороны, которые не могут прийти к общему мнению.