Вопрос 5. Кадровая политика на предприятии.

 

Управление персоналом связано с разработкой и реализацией кадровой политики, основными целями которой являются:

1. Удовлетворение потребности предприятия в кадрах.

2. Обеспечение рациональной расстановки, профессионально-квалификационного и должностного продвижения кадров.

3. Эффективное использование трудового потенциала персонала.

 

Реализация этих целей предполагает выполнение многих функций, а именно:

1. Планирование, наем и размещение рабочей силы, включая отбор, ориентацию и адаптацию.

2. Обучение, подготовка, переподготовка кадров, повышение их квалификации.

3. Реализация социальных функций: организация отдыха, помощь семье...

4. Контроль за безопасностью труда.

 

Типы кадровой политики:

1. Пассивная кадровая политика - характерна для предприятий, не имеющих программы развития персонала, и сведена к ликвидации негативных последствий.

2. Реактивная кадровая политика - при которой руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуациями развития кризиса.

3. Превентивная кадровая политика - при которой кадровая служба располагает не только средствами диагностики персонала, но и занимается прогнозированием кадровой ситуации на среднесрочный период.

4. Активная кадровая политика - при которой руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба разрабатывает антикризисные кадровые программы и проводит постоянный мониторинг ситуации.

 

Выделяется два подвида активной кадровой политики:

Þ рациональная;

Þ авантюристическая.

 

При рациональной кадровой политике предприятие имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее (обязателен прогноз, кадровая программа).

При авантюристической кадровой политике руководство не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Планы кадровой работы есть, но цели не прогнозируемы.

 

Рекрутмент - это подбор и оценка кадров, должен включать кадровый аудит.

 

В настоящее время проводится аудит функции (системы) управления персоналом - это процесс анализа системы управления персоналом компании с целью выявления проблем и определения путей их решения, поиска возможностей повышения эффективности и результативности работы компании.

 

Диагностика системы управления персоналом включает комплексное исследование кадровой политики:

Þ системы подбора, оценки, обучения и мотивации персонала;

Þ проведение углубленных интервью с сотрудниками компании (с какой целью пришел сотрудник);

Þ изучение и систематизация требований, предъявляемых к функциональным единицам в компании и составление перечня ключевых компетенций (делегирование полномочий и так далее);

Þ разработка профессиограмм для подбора персонала необходимого качества;

Þ первичных отбор кандидатов и проведение интервью с соискателями в интересах и по поручению заказчика;

Þ проведение аттестаций персонала;

Þ формирование кадрового резерва (замещение должностей при повышении);

Þ разработка программ обучения персонала;

Þ разработка и внедрение системы внутрифирменного обучения;

Þ разработка комплексных систем мотивации и стимулирования персонала и т.д. ...

 

Новые направления:

ü конфликтология;

ü обучающий консалтинг;

ü коучинг (пока не для нас) - это VIP-персоны…

 

Коучинг предполагает персональное консультирование руководителей высшего звена. Целью коучинга является оказание экспертной и психологической поддержки, которые направлены на решение актуальных задач клиента, позволяющих ему глубже взглянуть на ключевые проблемы компании. Коучинг помогает раскрыться человеку, способствует раскрытию способностей, заложенных талантов......

 

Открытая и закрытая кадровая политика:

1. Открытая политика – «требуется специалист со знанием того и того, с опытом».

2. Закрытая политика – воспитание собственных специалистов, молодых, без негативного влияния дополнительного внешнего опыта (чаще всего в автомобилестроении и телекоммуникации).