Участники конфликта

В конфликте участниками выступают индивиды со своими интересами, целями. Все участники подразделяются:

1. Основные (прямые) участники – непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наибольшая активная роль в возникновении и развитии конфликта, т.е. это главные лица конфликта и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Их именуют субъектами или оппонентами конфликта

 

В связи с разным потенциалом или мощью, которым обладают стороны выделяют ранг оппонента, чем больше у участников имеется возможности влиять на ход противоборства, тем больше его ранг. Ранжирование может производиться на разных основаниях:

¾ Физическая сила

¾ Политико-экономическая мощь

¾ Ресурсный, административный, информационный потенциал

В различных конфликтных ситуациях бывает востребован и различный потенциал участников конфликта.

2. Неосновные (косвенные) участники – все остальные участники конфликта. Им принадлежит второстепенная роль.

Грань между основными и неосновными участниками часто оказывается подвижной и относительной. Роль неосновных участников может быть конструктивной (положительной), т.е. может способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, так и деструктивной, т.е. способствовать его обострению. Иногда вмешательство и результат может не совпадать с целями основных участников

Среди косвенных участников выделяют такие группы, которые специально создаются для поддержки толь или иного субъекта конфликта – группы поддержки

Существуют и другие участники конфликта:

1. Инициаторы или зачинщики – те участники, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Это могут быть как основные, так и неосновные участники

 

2. Организатор – группа лиц или лицо, которое разрабатывает общий план противоборства с

оппонентом, с целью разрешения противоречий в свою пользу, т.е. организовать конфликт значит продумать его динамику. Таким образов чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше чем потери

 

3. Пособники – лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации или развитии, т.е. ими могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные. Помощь, оказываемая пособникам может носит разный характер:

¾ Нравственная

¾ Информационная

¾ Административная

4. Посредники или медиаторы – третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль – роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблем.

Важная черта посредника – авторитет, признанный обеими сторонами конфликта

Цель посредничества – добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами. Поэтому посредник должен обладать:

¾ Умение вести переговоры

¾ Мудрость

¾ Специальные знания

¾ Культура общения

¾ Высокие нравственные принципы

Он должен занимать нейтральную позицию по отношению к участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или убеждения идут в разрез с позиции какой-либо из сторон

Задача – организовать и обеспечить переговоры. Помочь сторонам конфликта достичь согласия.

Решение, которое вносит посредник, не является окончательным и может быть обжаловано выше стоящим инстанциям

Получив информацию о конфликте, руководитель должен действовать, принимать меры, не дожидаясь его разрастания. Тем более что без действия позиции невмешательство расценивается коллективом как равнодушие

Классификация конфликтов

1. По направленности:

¾ Горизонтальные – такие, в которые не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга

¾ Вертикальные – те, которые затрагивают лица, находящиеся в подчинении друг у друга

¾ Смешанные (горизонтальные и вертикальные)

Вертикальные и смешанные являются более деструктивными. В данном случае руководитель должен:

1) Проявлять наибольшую осторожность в вертикальном конфликте

2) Не давать себя вовлекать в те конфликты, в которых он не заинтересован

 

2. По значению:

¾ Конструктивные (созидательные) – бывают тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых норм. Разрешение такого конфликта приводит в развитию отношений между людьми и группами

¾ Неконструктивные (разрушительные) – возникают в двух случаях:

1) Одна из сторон упорно настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны

2) Один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить оппонента, унижая или подавляя его

 

3. По характеру причин возникновения:

¾ Объективные

¾ Субъективные

 

4. По сфере разрешения конфликтов:

¾ Деловой

¾ Личностно-эмоциальный

Полное разрешение конфликта заключается в устранении породивших конфликтов и в восстановлении нормальных отношений