Основная часть урока

В основной части урока решаются главные его задачи:

1) Воспитание физических и морально-волевых качеств учащих­ся.

2) Формирование жизненно необходимых и специальных двига­тельных навыков.

В этой части урока учащиеся выполняют упражнения, требу­ющие от них значительных мышечных и волевых напряжений, а также овладевают упражнениями сложными по координации. Для решения этих задач в основной части урока применяются, в зависимости от состава занимающихся, следующие виды гим­настических упражнений:

1. Упражнения на гимнастических снарядах, прыжки, лаза­ния, перелазания, равновесии, акробатические упражнения и уп­ражнения повышенной интенсивности. При проведении упражнений основной части урока учитель должен владеть разнообраз­ными методами и методическими приемами обучения.

1. Для создания предварительного представления об упраж­нении от преподавателя требуется умение сочетать показ, рас­сказ, применение наглядных пособий и первых пробных попыток
(опробывание). Предварительное ознакомление с новым упраж­нением осуществляется путем показа и краткого образного объ­яснения основ техники, которое целесообразно дополнять демон­страцией наглядных пособий. После этого ученику обычно пред­лагают выполнить упражнение. На уроках разучиваемое упраж­нение показывает учитель, но иногда прибегает к помощи специ­ально подготовленных учеников. Показ упражнения дает пред­ставление о пространственно-временных параметрах движения. На занятиях с начинающими показ должен соответствовать воз­можностям занимающихся, чтобы ученики не сосредотачивали внимание на недоступных деталях техники. Например: вначале обучения прыжку ноги врозь через козла не следует показывать прыжок с полным разгибанием, так же как и в обучении кувыр­ку прыжком в акробатике, полет следует показывать вначале без прогибания.

Объяснение основ техники упражнения должно быть направ­лено на раскрытие внутренней структуры упражнения, на харак­теристику динамики мышечных усилий в процессе его выполне­ния. Рассказывать нужно не о том, что делать, а о том, как и по­чему именно так надо делать. Рассказывая о технике двигатель­ного действия учитель должен учитывать знания и опыт своих учеников. В объяснениях надо избегать многословия. Сопровож­дая показ демонстрацией наглядных пособий, нужно акцентиро­вать внимание учеников на главных компонентах техники. Пер­вые пробные попытки выполнить упражнение позволяют судить о том, как ученик понял двигательную задачу. В зависимости от этого учитель намечает дальнейший путь, обучения упражнению. В практике применяются два метода обучения — целостный и расчлененный. Целостный метод применяется, когда упражнения простые, нетрудные для усвоения; расчлененный — применяется при разучивании сложных упражнений.

2. Чтобы упражнение было доступным каждому занимающе­муся, преподаватель для облегчения двигательной задачи под­бирает подводящие упражнения и оказывает помощь «проводкой».

3. Преподаватель должен уметь оценивать качество выпол­нения упражнения. Каждую очередную попытку нужно сравнить с предыдущей.

4. Преподаватель должен уметь устранять ошибку. Важно увидеть не саму ошибку, а причину ее возникновения.

5. Преподаватель должен обезопасить выполнение упражне­ния (подготовка мест занятий, страховка).

6. Учитель должен уметь правильно строить порядок решения двигательных задач с учетом динамики работоспособности уче­ников. Начинать основную часть урока следует с упражнений,
требующих тонкой координации движений, затем больших уси­лий, и наконец выносливости.

7. Продуктивность занятий на гимнастических снарядах зави­сит от правильного чередования видов многоборья. Следует плани­ровать работу учеников так, чтобы после выполнения упражне­ний в упоре ученики переходили к выполнению упражнений в висах и наоборот.

8. Не следует планировать на одном занятии разучивания но­вого материала в каждом виде многоборья. Обычно рекоменду­ют делать так: на одном снаряде идет процесс разучивания; на
другом снаряде идет процесс совершенствования и выполнения упражнения повышенной интенсивности.

При проведении многих видов упражнений основной части урока, на объяснение, показ, исправление ошибок, поочередное выполнение упражнений затрачивается много времени, что ве­дет к уменьшению плотности урока. В результате занимающие­ся хотя и овладевают двигательными навыками и умениями, фи­зические качества развиваются у них очень медленно. Для по­вышения результативности занятий, для развития силы, быстро­ты выносливости, гибкости в основную часть урока необходимо включать упражнения повышенной интенсивности (подтягива­ния, отжимания, упражнения с сопротивлением). На эти упраж­нения требуется относительно немного времени, они могут быть проведены с очень высокой плотностью и эффективностью, если конечно будут выполняться в полную силу. Для этого учеников следует убедить в пользе таких упражнений и требовать точного их выполнения.

Для повышения продуктивности занятий на гимнастических снарядах учеников следует размещать так, чтобы: 1) Им было удобно наблюдать за выполнением упражнений своими товари­щами. Наиболее удобно такое место, откуда ученики видят вы­полнение упражнения в профиль. 2) Чтобы посторонние раздра­жители не отвлекали внимание занимающихся от основного уро­ка. Каждый занимающийся должен повторить заданное упраж­нение оптимальное число раз. Чем больше ученик повторяет уп­ражнение, тем результаты будут лучше, В. одном подходе целесообразно сделать 2-3 попытки подряд. Интервал отдыха между упражнениями должен быть достаточный для того, чтобы восста­новить силы, обдумать выполнение своих действий, но не боль­ше, т. к. продолжительный отдых делает урок скучным.

В зависимости от задач урока, состава и подготовленности занимающихся, наличия инвентаря и оборудования обучения в основной части урока организуют следующими способами: фронтальным — когда ученики одновременно выполняют одно и то же задание под руководством учителя. Обычно при таком спосо­бе проведения основной части занятия в качестве средств используются сравнительно простые знакомые упражнения, не связанные с опасностью их выполнения упражнениями. Это могут быть простейшие акробатические упражнения, танцевальные элемен­ты, упражнения повышенной интенсивности.

При групповом методе класс делится на отделения, которые могут выполнять упражнения на разных снарядах, или разные двигательные задания с последующей сменой мест занятий. Ко­личество отделений определяется по числу снарядов, включен­ных в план урока. Для обеспечения большей плотности урока класс делят на отделения по 8-10 человек. С учетом подготовленности учеников. Сильных объединяют с сильными и наоборот. Это позволяет более конкретно планировать работу.

При индивидуальном методе учитель дает задание каждому ученику для самостоятельного выполнения. (Применяется в ос­новном в секционных уроках).

При поточном методе комплексы двигательных действий вы­полняются непрерывно или с незначительным интервалом.

В настоящее время в школьной практике с детьми младших классов применяют чаще фронтальный метод проведения уроков гимнастики. В среднем и старшем школьном возрасте заня­тия проводятся преимущественно групповым методом. Для уроч­ных форм организации занятии гимнастикой, типично комплекс­ное использование перечисленных методов. Подготовительная и заключительные части урока проводятся фронтальным методом, основная часть — групповым, поточным или индивидуальным способом.

Заключительная часть урока служит для- приведения орга­низма в относительно спокойное состояние, для подведения итогов. Содержание заключительной части должно способство­вать постепенному снижению нагрузки. При этом нет необходи­мости добиваться приведения функций организма учеников, к уровню имевшему место до урока, да это и не всегда представля­ется возможным. Подбор упражнений для заключительной части урока во многом зависит от общей нагрузки и содержания ос­новной части урока. С учетом физиологических основ активного отдыха можно использовать легкие и средние по интенсивности упражнения. При подборе упражнений для заключительной час­ти урока надо отдавать предпочтение тем, которые противопо­ложны по своему воздействию, упражнениям применяющимся в основной части урока. Хороший эффект дают: ходьба, упраж­нения в расследовании, упражнения на осанку, отвлекающие уп­ражнения (на внимание, спокойные игры). Продолжительность заключительной части 3-5 минут.