Эстетическая и жанровая природа.

В «Горе от ума» мы находим сложную структуру художественных признаков, художественных приемов. В ней очень четко просматривается уровень классицизма. Это самый глубокий уровень. Грибоедов принадлежал к младшим архаистам. К писателям, которые в значительной мере ориентировались на наследие классицизма. Конечно, классицизм остался в 18 веке, в 19 веке торжествовал предромантизм, и создать произведение классицистического стиля было невозможно. Но память классицизма, его следы, веяния в произведениях Грибоедова ясно ощущаются.

Согласно традициям классицизма в драматическом произведении должно соблюдаться единство места. Открывается занавес спектакля - перед нами дом Фамусова. Так, все действие происходит в доме Фамусова. Таким образом, единство места в комедии соблюдено. Классицизм требовал единства времени – действие должно укладываться в течение суток. Вспоминаем комедию: открывается занавес – раннее утро в доме Фамусова. Появляется Чацкий: «Чуть свет уж на ногах\ И я у ваших ног!». Окончание: прошел бал, пустеет вестибюль, не могут найти карету Чацкого, почему он и задержался. Между ним, Софьей и Молчалиным драматическая развязка и последние слова Чацкого: «Пойду искать по свету\ Где оскорбленному есть чувству уголок». А время показано, до Чацкого Репетилов говорит «А время уж идет к рассвету». Таким образом, действие охватывает почти сутки. Единство времени точно соблюдено. Третье единство – единство действия: одна фабульная линия. Грибоедов точно это выдерживает. Есть героиня, которую зовут Софья (имя тоже прилетело из классицизма, мы можем вспомнить Софью Фонвизина) и фабула строится так, что на протяжении всей комедии идет борьба за руку Софьи. Три претендента. Если помните, у Фонвизина также три претендента. В произведении классицизма обычно - значащие имена. Их мы видим и у Грибоедов: главный герой – Чацкий, это имя намекает на прообраз, на Чаадаева. Героиня – Софья, имя по-древнегречески «мудрость», Фамусов – слово означающее молву, сплетню. Скалозуб - так же неприятная фамилия. Репетилов – от фр. «репете» – повторять. Он болтун и все время, не закрывая рта, болтает. Старуха Хлестова, Молчалин.

Что более важно - Грибоедов соблюдает традиционные амплуа. По-русски его можно традиционно перевести словом «роль». Драматурги не придумывали все каждый раз заново: должен быть герой, героиня, наперстница (в комедии – Лиза), у героя должен быть соперник, у героини – отец (так же традиционное амплуа), у которого нужно добиться разрешения на свадьбу. Таким образом, Грибоедов соблюдает распределение амплуа, свойственное классицизму. Есть еще достаточно забавные признаки классицизма. Так, классицизма учил, что каждое действие должно оканчиваться репликой под занавес. Должна быть какая-то или остроумная реплика, или трагическая, но обязательно такая, которая вызовет аплодисменты публики. Вот, первое действие, завязка перед нами. Фамусов уже опасается, что появился Чацкий, соперник в чувствах его дочери, которую он хочет выдать за Скалозуба. И Фамусов, взволнованный, восклицает: «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!».

Есть и отличия от классицизма. И прежде всего бросается в глаза количество действий. В комедии классицизма непременно пять действий. Или три, или одно, но непременно – ассиметричны. Первое действие – завязка, последнее- развязка. А Грибоедов в сущности не дает развязки. Если суть действия в том, кто ставит мужем Софьи, что мы знаем, когда действие кончается? Мы не знаем, за кого она вышла замуж и вышла ли. Могу сказать, что в нач.20 века – конце 19 века появилось не менее 15 развязок комедии. И это свидетельствует об открытости фабулы. Тоже мы можем увидеть в «Кому на Руси жить хорошо», «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Василии Теркине». . Это важный признак реалистического произведения- оно как бы открыто в жизнь. Писатель словно не хочет расставлять все вехи. Как жизнь бесконечна, так и произведение, оно кончается, но кончается без развязки.

Мы говорим, что комедия реалистическая. Это то, что в 20-е годы только-только формировалось в русской литературы (Пушкин, Крылов). Для реализма важен народный язык на основе разговорной речи. Этот язык присутствует в комедии. Автор даже подчеркивает народность и разговорность речи своих персонажей тем, что наделяет их речь особенностями московского говора.

Реализм подразумевает множественность точек зрении на жизнь. И это мы видим в комедии. Образ Чацкого получал разную трактовку и, допустим, Пушкин был им недоволен. Образ Софьи тоже получал разную трактовку. Фамусов – сложный образ. Конечно, он крепостник, но в тоже время он – заботливый отец. Жена его рано умерла, осталась дочь Софья и Фамусов о ней заботится. И он рассказывает о том, как он внушает Софье правила поведения, как нанимает ей учителей, которые воспитывают по дворянским обычаям того времени. Он хочет выдать замуж ее самым лучшим образом, пусть и не считаясь с ее склонностями (в то время это не было принято. И мы видим, что вмешательство Фамусова не так уж вредит Софье - ведь иначе она бы вышла замуж за Молчалина). У Фамусова живая речь, роль его весьма выигрышная для актера. Молчалин также не прост. Часто Молчалина понимают неправильно. Иногда и актеры, которые играют комедию, и учителя, которые преподают в школе. Молчалин - дворянин. В дореволюционной России сословие жены определялось по сословию мужа. И был такой скандальный случай – граф Шереметьев женился на крепостной девушку. Она, Параша Жемчугова, была танцовщицей, а стала графиней. Таким образом, если бы Молчалин был мещанин, то Софья, выйдя замуж за него, стала бы мещанкой. Это было совершенно невозможно.

Что мы знаем о Молчалине? Что он был беден, служил чиновником в Твери. Был там Фамусов, крупный чиновник, обратил на него внимание. Но это не значит, что Молчалин не был дворянином. Мы видим, что Скалозуб пожимает руку Молчалину. Такой солдафон, полковник, который «метит в генералы», не стал бы подавать руку мещанину, это было совершенно невозможно по нравам того времени. Обычно складывается такое представление, что Молчалин – человек недалекий, неумный. А Грибоедов не так его изобразил. Конечно, у Молчалина ум не такой, как у Чацкого (поэтический), Молчалин - делец, но, по-своему, он далеко не глуп.

Софья ведь Чацкому прямо говорит, что Молчалин ей нравится. Чацкий не верит, и решает проверить. И вот (это третье действие, третье явление): «Ну… с вами не удалось связать двух слов»… (диалог Чацкого и Молчалина). Из их диалога видно, что Молчалин далеко не глуп.

Так раскрывается любой образ. Репетилов появляется эпизодически, но если в него вдуматься, вчитаться, можно увидеть, что Репетилов- это пародия на Чацкого. В самом конце Чацкий говорит: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне, карету!». Репетилов же уезжает подобным образом (цитата). Чацкий уезжает, не зная даже куда – у него оскорблено чувство, а Репетилов едет не зная куда от скуки: «Вези куда-нибудь». Чацкий мечет громы и молнии против злоупотреблений крепостным правом. Он за просвещение, сам пишет. А Репетилов тоже пишет, но что: «Водевильчик слепим», а водевиль - самая легкая, бездумная комедия. Он рассказывает Чацкому, что у него и его друзей есть секретнейший союз, который собирается в Английском клубе, там, где никакой секрет невозможен, так собираются все сливки общества. Чем занимаются – пьют и болтают. И зовет он туда всех подряд – и Чацкого и даже Скалозуба! Грибоедов под допросом ссылался на Репетилова и говорил: «Вот мое отношение к тайному обществу. Как же я могу в нем состоять?». Здесь, конечно, отразилась мысль Грибоедова, что «100 прапорщиков не могут изменить мир» и пародийность персонажа на передового человека 20-х годов.

Это реализм. Но есть в комедии и романтический уровень. Как могло случится, что Софья полюбила Молчалина? В комедии это хорошо мотивировано. Фамусов жалуется, что Софья много читает французские романы. Как и Татьяна в «Евгении Онегине». Это были сентиментальные роман, которые изображали чистую любовь юной девушки к необыкновенному молодому мужчине. И благодаря такому контексту и Молчалин уже показался Софье прекрасным возлюбленным. Она его полюбила, увидев в нем сентиментального героя.

Но есть и высокий романтизм: Чацкий одинок, он восстает против отвратительного ему Московского общества, он угнетен всем злом, всей несправедливостью, которые видит вокруг себя, с негодованием говорит о нравах своих современников, бичует их. Он сознает себя человеком нового времени. В комедии сопоставляется «Век нынешний» и «век минувший» устами Чацкого. Век нынешний- время Александра Первого, время между наполеоновскими войнами и восстанием декабристов. Десятилетие от середины десятых годов до середины двадцатых. Но есть там такие хронологические пометы, которые позволяют еще более точно датировать время действие комедии: это самое начало 20-х годов, то время, когда Грибоедов кончил комедию. А век минувший – 18 век, последняя его треть, царствование Екатерины Второй. И там, в монологах Фамусова перед нами разворачивается колоритная картина нравов того времени. Чацкий чувствует себя представителем нового времени. Он отказывается от погони за чинами, богатства, низкопоклонства, от всего, чем живет Фамусов и его окружение.

Мы подошли к жанровому своеобразию комедии. Первоначально она задумывалась как трагедия, и следы этого заметны. Так, Чацкий одинок. Трагический герой всегда одинок. Он противостоит всем остальным персонажам. Судьба его вызывает не смех, а совсем другие реакции, и произведение это называется «ГОРЕ от ума».

В комедии есть такое место, где Софья говорит: «Он сошел с ума». Она не думает, что Чацкий сумасшедший, она говорит это просто так. А гость подхватывает: «Как, разве Чацкий сумасшедший» и распространяет эту сплетню. И когда появляется Чацкий, то все от него шарахаются. И потом он узнает, что это Софья обвинила его в сумасшествии.

Грибоедов гениально предугадал судьбу Чаадаева. Прообраз Чацкого, Чаадаев, опубликовал такой философский трактат, он его назвал «Философическое письмо», что Николай Первый распорядился объявить Чаадаева сумасшедшим. Человек в здравом уме не мог выступить так против официальной идеологии, как это сделал Чаадаев.

В произведении есть такие несообразности, которые показывают, что Грибоедов перестраивал свою комедию несколько раз, и не доделал это до конца. А между тем Софья говорит Чацкому, что «мы в трауре, так бала дать нельзя».

«Горе от ума» положило начало русского реалистического театра. Отсюда тянутся нити к Островского, от Островского – к Булгакову.

 

Мой курс состоит из 3 частей: до Пушкина, Пушкин, после Пушкина. Мы кончили в прошлый раз первую треть и сегодня начинаем вторую треть курса.

 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.

(1799-1837)

Пушкин – центр русской литературы. Не только центр русской литературы, но и центр всей русской культуры. Поэтому его мы изучаем подробнее, чем других писателей. Пушкин изучается во всем мире. Есть 4 перевода «Евгения Онегина» на английский язык, один из переводов - Набокова. Есть собрание сочинений Пушкина в переводах на японский язык, а на европейские языки Пушкин переведен очень полно. В чем разница между университетом и детским садом? В детском саду воспитательница сообщает детям знания, в университете мы не только даем знания, но и учим вас самим добывать знания.

Поэтому я даю вам библиографию:

Источники. Пособия. Исследования.

I. Источники. Это тексты произведений Пушкина. В отличие от Грибоедова Пушкин относился к своим рукописям как профессионал. Он их хранил, часто к рукописи возвращался, часто через день, через месяц, год, несколько лет, и дорабатывал то, что бросил. И рукописи произведений Пушкина дошли до нас в большом количестве и относительном порядке. Это особенно важно, потому что Пушкин мыслил с пером в руках. Вот он работает над чем-то, пишет какое-то стихотворение – естественно, он записывает. Вспомнил он друга, - и тут же на полях набрасывает пером профиль своего друга. Вспомнил молодую женщину, о которой они с другом разговаривали когда-то: появляется ее портрет. Пушкин был прекрасный рисовальщик. Недавно вышла такая книга, на английском языке, где собраны все рисунки Пушкина. Выходные данные: М, «Воскресение», 1999. «The complete collection of drawings». Пушкинские рукописи хранятся в Петербурге, в Пушкинском Доме. Иначе это учреждение называется ИРЛИ: Институт Русской Литературы Академии Наук. Там есть специальный отдел по изучению творчества Пушкина и бронированная комната, где хранятся в оригинале все рукописи Пушкина и все рукописи Лермонтова. Там поддерживается определенная температура, влажность воздуха, и все-таки бумага стареет. Некоторое время назад перестали выдавать пушкинские рукописи. Если нужно – то рукописи фотографируют и дают фотографии. И вот, некоторое время назад, Россия и Англия заключили договор о том, чтобы издать факсимильно все рукописи Пушкина. Факсимиле происходит от двух латинских слов: «фак» «симле» - «делай также». Делается это в Англии под покровительством принца Уэльского. Кроме пушкинских рукописей для нас очень важным источником его произведений являются прижизненные издания его работ. Иногда Пушкин вносил исправления в последнюю минуту. Так что беловая рукопись показывает один текст, а печатный текст дает уже другое прочтение. Там есть важные источники: черновые рукописи (они показывают замысел автора), беловые рукописи, и, наконец, прижизненные печатные издания, за которыми наблюдал сам Пушкин. Вот один пример: Пушкин пишет трагедию «Борис Годунов», первую реалистическую трагедию на русском языке. Она посвящена Смутному времени, установлению российского государства, династии Романовых, и Пушкин в рукописи кончает так: «Выходит боярин к народу в Кремле и говорит, что сын Бориса Годунова погиб, и «Кричите: «Да здравствует Дмитрий Романович!»». Далее у Пушкина ремарка: Народ: «Да здравствует царь Дмитрий Романович». А первое прижизненное издание «Бориса Годунова» кончается там иначе: «Народ безмолвствует». Таким образом Пушкин показывает волю народа. Наконец, для нас большое значение имеет первое посмертное собрание сочинений Пушкина. Оно вышло в 11 томах. Николай Первый распорядился о его публикации с тем, что вся прибыль вырученная пойдет в пользу семьи поэта: Натальи Николаевны, вдовы его, и четверых детей. 11 томов, и многие произведения опубликованы впервые. Следующий важный этап: Павел Васильевич Анненков издал новое собрание сочинений Пушкина в семи томах. Томов меньше, но произведений больше (более мелкий шрифт), Анненков провел большую собирательскую работу, включил целый ряд произведений, которые до сих пор опубликованы не были. Это собрание сочинений вышло в в 1855-1857 годах. Это важно, так как в 1855 году умер Николай Первый, самый суровый, жестокий царь. Были смягчены цензурные правила, начались либеральные реформы. И можно было публиковать то, что не разрешалось при Николае (как раз в это время вышла книга «Горе от ума»). Полное академическое собрание сочинений Пушкина (большое), оно было начато в 1937 году, к столетию со дня смерти Пушкина, и закончено в 1949 году, к стопятидесятилетию со дня рождения. Оно издано в 16 томах. И еще – дополнительный том, вышедший в свет в 1959 году. Основную часть составляет указатель имен. Допустим, кто-то пишет курсовую работу, скажем…о Дельвиге. Можно открыть алфавитный указатель и найти там все упоминания Дельвига. Одновременно выходило десятитомное собрание сочинений Пушкина, десять небольших томиков. Большой академический Пушкин издан без комментариев, над подготовкой этого собрания сочинений работали крупнейшие наши ученые: Борис Викторович Томашевский, Мадзалевский, Оксман, Ахматова и другие. Когда первый том был подготовлен, его повезли показывать Сталину. Сталин посмотрел, увидел подробные комментарии и велел их убрать. Шел тридцать седьмой год, шли повальные аресты, разгул сталинского террора, а как только писатель или научный работник бывал арестован, из библиотек изымали его книги. А Сталин понимал, что кое-кто из тех людей, которые сегодня готовят собрание сочинений, завтра будут арестованы и уничтожены. Поэтому большой академический Пушкин вышел без комментариев. А малый академический Пушкин подготовлен единолично Борисом Викторовичем Томашевским. Здесь небольшие комментарии, но есть. В полном собрании сочинений печатаются не только художественные сочинения, но и письма, и в обоих изданиях напечатаны все письма. Но в большом академическом издании опубликованы не только все письма Пушкина, но и все письма к Пушкину. И еще: в большом академическом приведены все разночтения. В малом –нет. Разночтения – это когда дается основной текст произведения и указывается, какие отступления от этого текста были в беловой рукописи, потом – в черновых рукописях.

II. Пособия. Есть замечательные пособия по изучению Пушкина. Например: Тсявловский. Он подготовил труд, который называется «Летопись жизни и творчества Пушкина». У нас в науке есть такой жанр - летопись жизни и творчества писателя. Тсявловский не довел до конца свой труд, он умер. Но после его смерти другие пушкинисты завершили его работу. И сейчас у нас есть «Летопись жизни и творчества Пушкина». В четырех томах. Есть замечательный средневековый латинский афоризм: Quod non est in actis, non est in mundo: «Чего нет в документах, того нет в жизни». Конечно, есть двухтомник «Пушкин в воспоминаниях современников». Было несколько изданий. Есть четырехтомный словарь языка Пушкина. Черийский Л.А. «Пушкин и его окружение», Ленинград, Наука, 1989. Был такой инженер, Черийский, всю жизнь работал инженером, но так полюбил Пушкина, что всю жизнь собирал материалы о людях, с которыми Пушкин встречался на протяжении всей своей жизни. А когда вышел на пенсию - подготовил эту книгу. Сколько людей он нашел, которые, по документам, были знакомы с Пушкиным, и включил в свою книгу? Две с половиной тысячи! О каждом из людей сказано, когда впервые он встретился с Пушкиным, какие были самые важные встречи, что это был за человек и указано, в каких документах говорится о контактах этого человека с Пушкиным. Еще одна необыкновенная книга: «Пушкин (далее – фр.)». Указывается адрес каждого слова книги. Сперва корконданции стали делать для Библии. Часто бывает – нужно найти адрес какого-то высказывания в Библии. В конце девятнадцатого века стали составлять корконданции уже к произведениям писателей. К каждому слову указано, где оно находится. «Энциклопедический словарь для школьников». Пушкин написал шестьсот стихотворений и о каждом из них есть информация в этой книге. И о людях, с которыми общался Пушкин.

III. Исследования. Первым характеристику творчества Пушкина дал Белинский. Надо удивляться тому, что многие его мысли о творчестве Пушкина так и дошли до нас непоколебленными. После смерти Пушкина вышло 11-томное собрание сочинений Пушкина, а Белинский выпустил 11 статей о Пушкине. Они публиковались в журнале «Отечественные записки». В совокупности они составляют том страниц в 500-600. Следующий важный этап – монография Анненкова. Первый том этого собрания он назвал «материалы для биографии Пушкина». А в действительности это – хорошая, крепкая биография Пушкина, первая биография. И тоже – до сегодняшнего времени она не утратила своего значения и сохранила свой интерес. Была переиздана Анненковым в 73-м году и уже во время перестройки – дважды. Важным шагом вперед в изучении творчества Пушкина стали труды Юрия Николаевича Тынянова. У него есть ряд статей, который объединены в книгу. Сам Тынянов издал книгу под названием «Архаисты и новаторы». Сейчас мы пользуемся Тыняновым Ю.Н. «Пушкин и его современники», М., «Наука», 1968 год. Тынянов хотел написать роман «Пушкин», но довел его только до окончания лицея. Следующая книга – Александр Леонидович Слонимский «Мастерство Пушкина», М., ГИХЛ, 1959.

Книга «Мастерство Пушкина» по-своему уникальна. В советское время заниматься вопросом мастерства писателя считалось формализмом, а это было едва ли не государственным преступлением. Здесь рассматриваются художественные приемы Пушкина.

Томашевский Борис Викторович. Он задумал монографию «Пушкин» в трех томах, но успел написать только 1 том, в 1956 году. Там творческая биография поэта доведена до ссылки. После его смерти его вдова собрала заготовки для 2-го и 3-го томов и издала второй том. Там- отдельные вопросы.

Роман Осипович Якобсон. Некоторые его называли «лингвист №1» в мировом масштабе. Друг Маяковского, участник формальной школы, в начале 20-х он эмигрировал в Чехословакию, а когда пришел Гитлер – эмигрировал в США (т.к. был евреем и был вынужден спасаться). У него нет книги, но есть сборник статей, который называется «Работы по поэтике», М., Прогресс, 1987. Там – три статьи о Пушкине. Ю.М.Лотман - огромного масштаба ученый, со своей точкой зрения на Пушкина, «Биография Пушкина». Пушкинским домом издается 2 серии. Одна из них: «Пушкин. Исследования и материалы». Там – большие монорафические статьи. Другая серия называется «Временник пушкинской комиссии». Временник – старое русское слово, приблизительно соответствующее слову «дневник». Здесь печатаются небольшие сообщения.

 

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ПУШКИНА

Пушкин родился в старой дворянской семье, в Москве, гордился своим происхождением, дворянством и говорил, что подлинным судьей в русском языке может быть только человек, родившийся в Москве.

Первый период жизни Пушкина, который охватывает жизнь в Москве, можно обозначить так:

1. Подготовка к творчеству. 1799-1811. Пушкин принадлежал к необычной семье, родоначальником со стороны матери был Абрам Петрович Ганнибал, африканского происхождения. Он ребенком был привезен в Европу, и будто бы за бочку рому куплен Петром Первым. Мальчик оказался необыкновенно смышленым, Петр его полюбил, послал за границу учиться, сделал генералом, конечно, дворянином, дал ему земли и крепостных. Таков был прадед великого поэта. Первый раз он женился на гречанке, второй раз на немке. Есть серьезная теория, которая достаточно убедительно показывает, что гении рождаются на пересечении наций и социальных положений. На пушкинском времени это хорошо видно – Кюхельбекер – наполовину немец, Вяземский – наполовину англичанин. Эта же теория учит, что на протяжении нескольких поколений накапливается талант, пока в ком-то не просверкает гений. Влияние африканской крови помогла и, конечно, отразилось на необыкновенном темпераменте Пушкина. Была такая книжная лавка Смирдина. Однажды Пушкин с приятелем зашли, не нашли ничего интересного. В дверях столкнулись Булгариным, как звал его Пушкин, «сволочь нашей литературы».

Приятель:

Если к смердину зайдешь, ничего там не найдешь

Ничего себе не купишь.

А Пушкин добавил.

Лишь Булгарина толкнешь

Иль в Булгарина наступишь

Дядя Пушкина, Василий Львович, собрал удивительную библиотеку, известную всей Европе. В 1812 году она сгорела в Москве, и Василий Львович собрал вторую библиотеку. Конечно, почти сплошь французскую. Отец будущего поэта тоже имел прекрасную библиотеку. В доме дяди и отца Александр видел Карамзина и Дмитриева, т.е. крупнейших поэтов своего времени. Он рано начал читать и тут проявилась такая его особенность – прочитанное он запоминал на всю жизнь. Забегая вперед, скажу, что, когда он слушал стихи, то с двух чтений запоминал навсегда. В первые 10 лет своей жизни он прочитал всю французскую литературу, важнейшие произведения древнегреческих и древнеримских писателей во французских переводах, и всю русскую литературу восемнадцатого века. Здесь в его жизни входит Арина Родионовна. Но в основном он рос на руках сперва французских гувернанток, а затем - мужчин гувернеров. Они часто менялись, и я думаю, что описание гувернера Петруши Гринева в чем-то навеяны воспоминаниями Пушкина. Он в пять лет начал писать по-французски, сочинял стихи, эпиграммы. Какую-то пьеску сочинил. Литературные порывы были уже в это время.

Так заканчивается период приготовления к творчеству.

2. Лицей. 1811-1817. Царское село. Лицеистам его покидать не разрешалось на протяжении всего обучения. Здесь начинается творчество. Это предромантизм, а в рамках предромантизма- легкая поэзия. Из легкой поэзии в лицее Пушкин осваивает лирику. Элегии, дружеские послания, эпиграммы, мадригалы, песни, - вот круг лирических жанров, которые Пушкин освоил в лицее. Он знакомится не только с русской литературной традицией, но и с западно-европейской, и здесь сильное влияние на Пушкина оказал Оссиан, это вымышленный поэт, но он оказал такое влияние на всю литературу, как никто другой. Это романтическая поэзия, баллады северных рыцарей, северных скальтов. Пушкин подражал. И впоследствии, в его первой поэме «Руслан и Людмила» традиция Оссиана сказалась. В лицее выяснилось, что в области литературы Пушкин далеко опередил своих товарищей. Он опередил их во французском языке, хотя все они были из дворянских семей, и, следовательно, прекрасно владели французским, но Пушкина прозвали «Француз» и говорили, что Пушкин говорит не по-французски, а по-парижски. Правда, у него была еще одна кличка- «обезьяна». Вообще Пушкин учился плохо. Его мало интересовали предметы, которым их обучали. А образование им давали энциклопедическое, всестороннее. Однако, можно было и не учиться, но было известно, что в конце их всех расставят по успеваемости и соответственно дадут чины. Был у Пушкина Горчаков, друг, который впоследствии стал канцлером Российской империи. А Пушкин написал в стиховторении, незадолго до выпуска:

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в ассесора.

Он кончил не последним, но в конце списка. В его аттестате было написано: «отличные успехи в фехтовании и танцевании, посредственные в русском языке». Во время занятий Пушкин обычно сидел где-нибудь в конце и сочинял стихи. Но представьте себе, что первые два года учения в лицее не Пушкин был признанным лицейским поэтом, а два других лицеиста.

Первое произведение, дошедшее до нас, Пушкин написал в 1813 году. Оно называется «К Наталье». Это была первая любовь поэта.

В лицее учились шесть лет. Через три года устроили экзамен. Лицейский экзамен мало напоминал современные. Там был пышный зал, никаких билетов, некоторые лицеисты получили задания заранее. Пушкин, например, получил задание написать оду. Он уже был известен как лицейский поэт. На экзамен приехал министр просвещения, граф Разумовский, приехал великий поэт, Державин, родители, родственники воспитанников. Кульминацией оказалось выступление Пушкина. Он потом вспоминал, уже зрелым человеком, как, стоя рядом с Державиным, читал свою оду «Воспоминания в Царском селе». Прошу прочитать. Пушкин подражает Державину, прославляет Россию, императрицу Екатерину Вторую, при которой взошла звезда Державина, прославляет Державина. И Пушкин записал, что, когда он прочитал имя Державина, голос его задрожал. Пушкин прочитал свою оду и убежал в лицейский сад. Державин был потрясен, он сказал: «Вот, кто меня заменит!». Он просил, чтобы Пушкина привели, хотел обнять своего преемника. Пушкин кончает свои записки словами «Меня искали, но не нашли». Еще раз Пушкин вспомнил этот день, когда писал последнюю главу «Евгения Онегина». Он назвал самые важные периоды становления его творчества. И вспомнил о своей музе «И свет ее улыбкой встретил, успех нас белый… старик Державин нас заметил и , в гроб сходя, благословил».

После экзамена состоялся торжесмтвенный обед. И после обеда сказали, надобно запросить документы дипломатические, чтобы Пушкин по ним образовал свой слог, стал дипломатом. Старик Державин дремал, но при этой фразе сказал: «Оставьте его поэтом!».

Вообще образование лицейское было малоудачным. В лицей приняли мальчиков 10-12 лет, а преподавателями им назначили профессоров петербургского университета. Программа была энциклопедическая, и Пушкин имел право сказать: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Но если образование было поставлено не особенно удачно, то воспитание лицеистов было бесподобным. И Пушкин опять имел право сказать: «Куда бы нас не бросила судьбина …отечество нам - Царское село». Какие дружбы там завязались! Князь Горчаков, ставший в конце жизни канцлером Российской империи. Рядом учился И.И.Пущин, друг Пушкина. Пущин занимал комнату №13, а Пушкин - №14.

Этот бесценный друг русского поэта стал декабристом. 14 декабря 1925 года он был на Сенатской площади. Когда восстание было разгромлено, он вернулся домой и ждал ареста. Но совершенно неожиданно к нему пришел Горчаков. Принес ему деньги и заграничный паспорт, чтобы он мог бежать. Он рискнул всем своим будущим, чтобы помочь лицейскому товарищу. А Пущин отказался. Он не хотел, чтобы Горчаков из-за него рисковал своим будущим, и ему было стыдно спасаться, когда товарищи по восстанию останутся и погибнут. И он на 30 лет пошел на каторгу и в ссылку. А после смерти Николая Первого получил свободу и написал воспоминания о Пушкине. Жуковский, Батюшков – крупнейшие поэты этого времени, посещали Пушкина в лицее. Сначала они старались развивать его поэтический дар, а потом увидели, что они ничего не могут дать юному поэту, но им было дорого общение с этим гением. Батюшков к этому времени уже почти не писал, а Жуковский всякий раз читал Пушкину свои новые стихи. Пушкин тут же их рассказывал Жуковскому, запоминая с одного прочтения. Иногда бывало, что, тут же рассказывая наизусть, он одно слово заменит. Тогда Жуковский менял это слово.

Пушкин готовился к новому экзамену Жуковскому и батюшкову. На освоение традиций легкой поэзии, традиций предромантизма. Пушкин пишет послание «городок». В этот раз он для образца взял стихотворение Батюшкова «Мои пенаты», в 316 строк. Пушкин пишет свое послание в 430 строк. Он точно следует образцу Мы говорили, что в ЛП сложился образ героя, который чуждается столицы, двора, читает стихи, живет налоне природы, наслаждается радостями жизни. И в этом, а не в погоне за славой, за богатством, видит смысл творчества. Пушкин в своем послании следует установившейся традиции. Стихотворение написано короткими стихами, трехстопным ямбом. Эти стихи вдвое короче, чем александрийский стих классицизма. А здесь - живой, подвижный разговор. Пушкин создает условный образ. Его герой – в маленьком городке, снял себе неприхотливый домик и там осуществляет идеал легкой поэзии. Центральная, самая большая часть стихотворения, такая – Пушкин перебирает русских и французский поэтов, которые были любимцами его и его современников. Он вспоминает Вольтера, Тассо, Ореоста, Горация, А дальше вспоминает Дмитриева, Карамзина, Крылова, Фонвизина, Княжнина, и каждому дает сжатую юмористическую характеристику. Доходит до своего дядюшки, Василия Львовича Пушкина, известного в ту пору поэта.

Он с удовольствием описывает времяпрепровождение своего героя, его прогулки и мечты, и завершает стихотворение настойчивым приглашением в гости. Но в лицее Пушкин в конце отходит от лирики, обращаясь к поэме, стихотворному эпосу. На протяжении лицейских лет он несколько раз затевал писать поэму, но не был к этому готов. А в конце, в последний лицейский год, затевает поэму Руслан и Людмила и пишет успешно. И это только начало.

Каждый воспитанник получал чин в зависимости от успехов. Чин Пушкина был небольшой, и он все-таки был прикомандирован к министерству иностранных дел. Где-то служить был обязан каждый дворянин.

В 1817 году Пушкин расстается с лицеем. Отсюда он унесет дружбу с Кюхельбекером, Дельвигом. Последнего он вспоминал, умирая. Начинается новый период жизни поэта

Петербург. 1817-1820.

В лицее Пушкина увлекала в основном лирика. В Петербурге лирическое творчество Пушкина разворачивается по-прежнему и с новой силой. Те жанры, которые он развивал, остаются с ним на всю жизнь. Но каждые несколько лет он завоевывает новые жанры. В Петербурге все три года, создавая лирику, Пушкин работает над поэмой «Руслан и Людмила». Значит, в Петербургский период два больших жанра находятся в поле творчества Пушкина: лирика и поэма. Творчество Пушкина в это время разворачивается в русле все того же предромантизма, все той же легкой поэзии, что и в Лицее.

Когда Пушкин оказался в Петербурге, то с головой окунулся в светскую жизнь. Пушкин много ездил верхом, прекрасно стрелял, в деревне иногда работал по 12 часов в день (писал. И это – огромное напряжение!). В 30 лет уже начиналась лысина. Современников поражала небрежность одежды наряду с дендизмом Пушкина. Обращали внимание на сбитые подошвы и каблуки, по поведению нельзя было догадаться, что это – дворянин древнего рода.

Его идеалом в петербургские годы был именно денди, франт. Нужно было быть высокомерным, утонченно одетым, по последней моде, и вести соответствующий образ жизни. В 1820 году Пушкин был сослан на юг, оказался в Кишиневе, потом в Одессе, и начал писать роман «Евгений Онегин». И в первой главе романа он описал день петербургского молодого человека.

Но образ Пушкина несколько отличается от описанного. Проснувшись, он иногда даже не вставал с постели, брал в руки бумагу, перо, чернильницу, и работал. А потом уже начинал свой день денди.

Что же Пушкин работал?

Именно в эти три петербургских года Пушкин создал большую часть своей вольнолюбивой, порой революционной лирики. Чаадаев был гвардейским офицером. Его полк стоял в царском селе, где была летняя резиденция императора, Александра Первого. Лицеисты общались с передовыми офицерами, которые прошли всю Европу и из Парижа принесли идеи французской буржуазной революции и передали эти идеи лицеистам.

И вот теперь Пушкин сдает свой следующий экзамен. Он сдает экзамен Чаадаеву на усвоение революционных идей. И Пишет свое «Послание к Чаадаеву»№1. Во втором и третьем он прямо отказывается от революционных идей. Если сначала :» На обломках самовластья», то потом: «На камне дружбы освященной напишут наши имена».Пушкин пишет оду «Волность» само название которой - волность. Ода эта основа на передовых идеях французских философов восемнадцатого века. На теории общественного договора. Согласно теории общественного договора власть императора основана на договоре с народом. Народ передает монарху власть, для того, чтобы монарх правил государством в интересах народа.

А вот если царь начинает править не в интересах народа, а в своих интересах, народ не только может, а обязан низвергнуть такого царя. И вот Пушкин свою оду «Вольность» строит на этой теории. Сперва он ее излагает в прекрасных стихах, а потом говорит, что в Англии в 17-м веке король нарушил договор, был свергнут и казнен, во Франции в 18-м веке король нарушил договор, был свергнут и казнен. Так будет и с любым другим. «Деревня» - вроде бы элегия. «Увижу ли, друзья, народ неугнетенный, и рабство, падшее по мании царя?».

Так кончилось ученичество Пушкина. Он выходит на абсолютно самостоятельную дорогу. Ему двадцать один год. Только что закончена поэма «Руслан и Людмила». Жуковский поражен. Жуковский в восторге.

Так, он подарил Пушкину свой портрет «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму».

Но радость этой большой поэтической победы была омрачена для Пушкина политической грозой, которая над ним разразилась. До царя доходили и вольнолюбивые стихи Пушкина, и высказывания, и поступки. Царь приказал подвергнуть Пушкина допросу и провести у него обыск. Но Пушкин сам написал все свои стихотворения, т.к. обыск ничего бы не дал, т.к. в бумагах у него ничего не было. Когда это было представлено царю и доложено о поведении поэта, он сказал: «Положим, это благородно, но его надо сослать в Сибирь». Благодаря заступничеству друзей, ссылка была заменена следующим наказанием: Пушкин был отправлен чиновником в Кимшинев. Это было окраинное генерал-губернаторство.

ЧЕТВЕРТЬЫЙ ПЕРИОД . 1820-1824. ЮГ.

Это период высокого романтизма .Период начала Пушкинского реализма.

Этот период еще называют «байронизмом». Пушкин восторженно воспринимает поэзию Байрона и подражает ей. Первое произведение Пушкинского байронизма – «Погасло дневное светило». Когда Пушкин заболел по дороге, его встретила (случайно) семья Раевского.

Эта элегия навеяна стихами Байрона, с нее начался русский романтизм. Поэт прощается с берегом. Он изображает дело так, будто бы он добровольно покидает родину. «Искатель новых впечатлений, я вас бежал, полуденны края».

Это первый раз в жизни Пушкин пересматривает свой путь. Он несколько раз подводил итоги, он оглядывался назад и стремился разобраться, как он жил – правильно, или неправильно. И вот первый такой обзор мы видим в этой элегии. В ней трижды повторяется рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, … океан».

За первой элегией последовали другие замечательные элегии, первоначально жизнь поэта на юге складывалась очень благоприятно, Раевские были образованные люди, дети генерала Раевского учили Пушкина английскому языку (на стихах Байрона). Затем Пушкин был должен наконец поехать в Кишинев, генерал Кинзов жалел его. Приглашал его к себе домой постоянно. Пушкин постоянно у него обедал, что у него имело значение: всю жизнь Пушкин остро нуждался в деньгах.

Начиная с Кишинева и до самой смерти он нуждался и все больше и больше погружался в долги. И то, что Гинзов его подкармливал - имело значение.

 

Пушкин на юге.

1. Кавказ.

2. Плавание вдоль берега Крыма.

3. Направление к месту службы и жизнь в Кишиневе.

4. переезд в Одессу.

Это был необыкновенно важный период в жизни поэта.

В годы южной ссылки (1820-1824) Пушкин пережил глубокий кризис (глубокое изменение, перелом). Кризис, который пережил Пушкин, был благотворным для него. Он возмужал. До юга была юность Пушкина, после южного кризиса мы видим Пушкина зрелым человеком и зрелым писателем. ДО ссылки у Пушкина был идеал дружбы. После ссылки у Пушкина другой идеал: лицейские друзья сохранились, но другие друзья вызвали у Пушкина глубокое разочарование, на юге он познал измену. И после ссылки на место дружбы у Пушкина встает идеал своего дома, своей семьи. До ссылки, в молодости, Пушкин – атеист, вольтерьянец. После кризиса мы видим постоянный путь поэта к Богу. До ссылки сознание Пушкина проникнуто революционностью, после ссылки идеалом Пушкина становится внутренняя свобода, не политическая.

До ссылки мы характеризовали творчество Пушкина как предромантизм. Ссылка- это время высокого романтизма, байронизма. А после ссылки творчество Пушкина представляет ранний реализм. До ссылки юный Пушкин – ученик, он бешено поглощает мировую и русскую культуру, литературу, сдает экзамен на овладение стилем легкой поэзии, на овладение идеей дворянской революционности. После ссылки Пушкин – это пророк.

На юге Пушкин познакомился с экзотической природой, а высокий романтизм стремился к экзотике. Он встретился с морем, которое под его пером стало океаном, с горами, бескрайними степями, то есть, природой подлинно романтической. Он встретился с любовью. В его жизни на юге было две больших любви…и несколько маленьких. Встретился с ревностью, враждой, клеветой, и лицемерной дружбой. Пушкин очень добивался перевода из Кишинева в Одессу. В Одессе была резиденция графа Воронцова, наместника императора на юге России. Средства сообщения тогда были плохие, и наместник, можно сказать, был «маленьким царьком», в его руках была сосредоточена огромная власть. Граф Воронцов был человеком высокообразованным, его отец был русским послом в Лондоне, дал детям прекрасное европейское образование, собрал уникальную библиотеку (она досталась в наследство наместнику)

Воронцов был женат на одной из красивейших женщин его времени. Ее звали Елизавета Ксавельевна.

У Воронцова был свой небольшой двор, любимым его адъютантом был старший сын генерала Раевского.

Воронцов приблизил поэта к себе. Поэт каждый день обедал у наместника, Воронцов разрешил ему брать книги из библиотеки. Александр Раевский сначала покровительствовал поэту, содействовал его близкому знакомству с женой наместника, сердце поэта воспламенилось, он увлекся женой графа Воронцова. Он не умел лицемерить, обманывать, так что это было очень заметно. А у Александра Раевского был с Елизаветой Ксавельевной серьезный роман, и он использовал своего друга как ширму, чтобы отвлечь внимание графа от своего романа. И ему это удалось.

Отношения Пушкина с Воронцовым, конечно, резко испортились.

Одновременно у Пушкина возникла другая любовь. Прекрасная женщина встретилась на его пути. Полька, Каролина Собаньска. У них был глубокий роман, Пушкин не знал, что эта дама приставлена к нему начальником полиции, чтобы шпионить за ним и доносить о его мыслях и настроениях.

О предательстве Раевского Пушкин вскоре узнал, о предательстве Каролины – нет.

Между тем разворачивалось творчество Пушкина не бывалой еще интенсивности. В 20-30-х годах он пишет первую свою романтическую поэму «Кавказский пленник». Герой, молодой, разочарованный, светский человек в поисках свободы едет на Кавказ, подальше от власти, от столицы, и романтическая ирония: герой едет искать свободы, и попадает в плен. Там у него любовь с черкешенкой, она помогает ему спастись и кончает жизнь самоубийством (романтическая ирония), понимая, что на свободе она ему не пара.

В двадцать втором году это поэма вышла в свет. Еще до напечатания в типографии она разошлась в списках. Поэма имела успех невиданный. Она была написана прекрасными стихами, прекрасным языком. Кроме того, молодые люди, сверстники Пушкина, в пленнике увидели себя – вот так же они рвались к свободе (это было время перед восстанием декабристов) и так же не могли ее обрести.

А Пушкин тем временем уже пишет свою вторую поэму, «Гавриилиаду». Написана была в 21-м году. А опубликована впервые – в 1918 году. Это поэма эротическая. Поэтому до революции ее вовсе не печатали, а потом напечатал Томашевский. В общем, она печатается только в академических полных собраниях сочинений Пушкина. Это поэма не байроническая, а вольтерьянская. Она написана под сильным влиянием Вольтера (в частности, его поэмы «Орлеанская дева»). Одновременно – третья поэма, «Бахчисарайский фонтан», 21-23 года. Южные поэмы невелики, если растягиваются, то потому, что Пушкин постоянно бросает одно, хватается за новое и.т.п.

Поэма выходит и снова – невиданный успех. Хан Гирей (крымский хам), Пушкин описывает гарем. В то время, конечно, уже никакого крымского хана не было, но было предание. А Пушкин посетил этот Бахчисарайский дворец. Гирей совершает набег на Польшу, уничтожает замки польских магнатов. В плен к нему попадает польская княжна, Мария. В гареме разгорается ревность между Заремой, любимой женой хана, и Марией, которая не претендует на любовь Гирея. Зарема все равно ее ревнует и убивает.

Гирей, страстно полюбивший Марию, безутешен, и приказывает казнить Зарему. А дальше Гирей призывает к себе архитектора и приказывает ему воздвигнуть фонтан, достойный его любви к этим двум женщинам, которых он потерял. И предупреждает, что, если фонтан будет не такой, какой заслуживает его любовь, то он архитектора казнит. Так что архитектор постарался.

Пушкин был на Кавказе, и написал «Кавказского Пленника», в Крыму – «Бахчисарайский фонтан», в Молдавии – «Цыганы»

Эта поэма была написана в 24-м году. Причем Пушкин начал ее в Одессе, но завершить не успел, и закончил уже позже, в селе Михайловском. И опубликована она была в двадцать седьмом году, уже после освобождения поэта из ссылки.

Тоже имела огромный успех. Можно сказать ,что эти байронические поэмы прочно закрепили за Пушкиным авторитет первого русского поэта. В этой поэме перед нами одинокий романтический герой, Алеко, жаждущий свободы. Он уходит от городской цивилизации - в городах люди «любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами гонят и просят денег да цепей». А он присоединяется к цыганскому табору и с цыганами кочует в степи молдаванской. И, конечно, любовь. И тут выясняется, что полной свободы быть не может, потому что есть и другие люди, и другие Любови. И опять убийства, он в ревности убивает девушку. А поэма заканчивается тем, что отец этой девушки изгоняет Алеко. Алеко чужд им, он уже испорчен городской цивилизацией.

У Вячеслава Иванова есть статья: «Байронизм как событие в жизни русского духа».Эта статья, опубликованная в начале двадцатого века, позволила русскому обществу по новому взглянуть на смысл кризиса, пережитого Пушкиным в годы южной ссылки. Вячеслав Иванов показал, что встреча поэзии Байрона с русской культурой стала необыкновенно значительным явлением не только художественной, но и философско-религиозной мысли. Иванов прямо говорит, что во времена Пушкина и Лермонтова поэзия Байрона была «воспитательной силой русского духа».

Южная ссылка Пушкина окончилась драматично. Воронцов несколько раз обращался к Александру Первому с просьбой убрать от него Пушкина.

По распоряжению графа Воронцова полиция стала вскрывать письма Пушкина. Пушкин скоро догадался и написал: «Нам в Азии лучше писать по оказии». У него был характер необыкновенно свободолюбивый, необыкновенно открытый, и он в одном письме написал другу о том, что у него сейчас «беру уроки чистого атеизма». А христианская религия, православие, была составной частью гос.идеологии. Так что эта фраза помогла Воронцову избавиться от Пушкина. Он донес о ней царю и Пушкину была назначена новая ссылка. Из Одессы он был переведен в имение отца, село Михайловское. И еще он был отдан под надзор отца, с которым у него к этому времени совершенно испортились отношения. Отец был возмущен поведением сына, навлекшим на себя гнев императора. В замечательном десятитомном полном собрании сочинений Пушкина десятый том занимают письма Пушкина. Письма его замечательны: по-своему, это художественные произведения. ПРОЧИТАТЬ ОДЕССКИЕ ПИСЬМА 24-ГО ГОДА (совет Баевского).

Пушкин был в ужасе. Но ему пришлось подчиниться. И он увозит с собой главный труд своей жизни: роман «Евгений Онегин». Конечно, он только начал его, но этот труд с ним, и он скрашивает ссылку.

ЭТАП: МИХАЙЛОВСКОЕ. 24-26-й годы. Литературное направление: ранний реализм. Жанры все те же: лирика, поэмы, роман в стихах и нечто новое: драматургия. Трагедия «Борис Годунов». В Михайловском – Пушкинский музей. Вскоре после приезда у Пушкина с отцом случилась крупная ссора и тот уехал вместе с женой и детьми. После этого надзор за Пушкиным был поручен духовному лицу.

Пушкин работал над «Евгением Онегиным», первым своим реалистическим произведением. А реализм предполагает изображение современной жизни, современных людей, в обычных условиях. То есть судьба словно бы позаботилась о поэте и с роскошного романтического юга перенесла его в самую простую русскую деревню. Но забота эта была суровая. Пушкину посчастливилось: по соседству находилось имени Прасковьи Александровны Осиповой. Осипова была по второму мужу, от этого мужа у нее было две дочери. И две дочери- от первого мужа по фамилии Вульф. И был у нее от первого мужа сын. И все они сердечно полюбили поэта. У Прасковьи Александровны была приличная библиотека – и Пушкин пользовался ее книгами. Каждый день он бывал у нее в гостях. Летом, когда было тепло и окна в гостиной были открыты, Пушкин иногда, прискакав на лошади, прямо из седла в окно вваливался в гостиную. Сын учился в Дерпте, а Прасковья Александровна с дочерьми встречали поэта и начинались игры в жмурки, беготня, беседы за чайным или обеденным столом. Пушкин до конца дней своих сохранил в своем сердце любовь к Осиповой и даже, когда он погиб на дуэли, и его друг, Александр Тургенев, вез его тело в гробу хоронить (это было в конце января). Они сбились с пути и вместо святогорского монастыря приехали в имение Осиповых. И они так и поняли, что это поэт приехал к ним попрощаться.

 

По приезду в Михайловской Пушкин пишет элегию «К морю». Это большая элегия, написана в середина 1824 года.

Моей души предел желанный – океан. Этот прием перифраза. Мы узнаем о том, что имеет ввиду поэт по дальнейшим строкам: «Как часто по брегам твоим».

Пушкин говорит о себе, что он – «туманный». Это пример суггестивного стиля, когда слово употребляется не в его словарном значении, а в контекстуальном. Эпитет «туманный» - самый популярный в романтизме => туманный = полный романтических настроений.

«Заветный умысел» - объясняется позже (идея побега, чтобы не попасть в Михайловское). Поэт прямо озвучивает «побег», объясняет, почему не смог бежать: могучей страстью очарован, у берегов остался я (на самом деле денег не было, но поэт-романтик не мог об этом сказать).

Пушкин разговаривает не с Черным морем, а с океаном, отсюда и остров св.елены.

«Властитель наших дум» - Байрон.

В Михайловском Пушкин пишет свои реалистические произведения, свою реалистическую поэму «Граф Нулин».

Здесь же - центральные главы «Евгения Онегина». И здесь – первую русскую реалистическую трагедию «Борис Годунов».

 

Пушкин предчувствовал революционное восстание дворян. Пушкина в его ссылке навестил Пущин, участник тайного общества. У них подошел разговор к тайному обществу. В то время Пушкин разделял идеи декабристов. И некоторые из них хотели принять его в тайное общество. Другие считали, что этого не следует делать, что поэт слишком эмоционален, не приспособлен к конспирации. Третьи считали, что не нужно привлекать, т.к. необходимо сохранить этого гения для России.

Когда грянуло восстание, Пушкин опасался за своих друзей, и опасался за себя. Один замечательный исследователь связи Пушкина с декабристами выразился так: «Пушкин был незримым участником восстания декабристов. Когда их арестовывали – в их бумагах находили революционные стихи Пушкина».

Пушкин никогда не узнал, что был выписан орден на его арест. Был отправлен чиновник, полицейский, в Псковскую губернию. Он получил приказ: разузнать у дворян и священников , какого поведения был Пушкин, и если что-нибудь компрометирующее станет известно: разговоры с крестьянами, революционные идеи среди дворян, распространение среди дворян революционных произведений, - арест и Петропавловская крепость.

 

Пушкин ждал, как восстание отразится на нем. Пока Пушкин живет в Михайловском и пишет брату в Петербург: «У вас ересь: говорят, что в стихах – стихи не главное. Что же главное – проза?».

Пушкин уже иначе смотрит на задачи поэзии. Его огорчает, что Рылеев, Кюхельбекер, оценивают произведения не по их поэтическим достоинствам, а по их содержанию: если есть революционные призывы - хорошо, нет - плохо. Так же они оценивали (особенно Рылеев) и произведения Пушкина. И то, что он после романтических поэм издал первую главу «Евгения Онегина», где герой произведения - совсем не герой в жизни.

А перед Пушкиным- уже другие цели. Уже он понимает, что поэзия – настолько высокая, настолько важная деятельность, что она сама по себе имеет ценность: «В стихах самое важное – стихи».

В это время Пушкин уже далеко ушел от «Гавриллиады» в своих отношениях с богом. Приехав в Михайловское, он прежде всего пишет брату: «Пришли мне Библию, и, разумеется, по-французски». Это один из первых шагов, проявлений высокой заинтересованности.

«Девятнадцатое октября». Это день основания лицея и в этот день лицеисты по окончанию лицея договорились ежегодно встречаться. Собирались в Петербурге, вспоминали годы учения, вспоминали товарищей. У Пушкина есть несколько стихотворения под этим названием. В двадцать пятом году он пишет большое послание. Фоном стихотворения может послужить южная элегия Пушкина: он обращается к океану, воспевает его. Он обращается к судьбе лицеистов.

Посещать Пушкина было опасно. Горчаков проезжал мимо, предупредил Пушкина, и они встретились в трактире.

Он поставил имя Дельвига рядом с ленью, но на самом деле лень в том время (легкая поэзия) была необходимым условием творчества.

И заканчивает:

Служенье муз не терпит суеты

Прекрасное должно быть величаво.

С этого времени поэт иначе смотрит на своё творчество.

И дальше – удивительное пророчество: Пушкин в двадцатом году был сослан. Пять лет он кочевал по ссылкам. Никто не знал, что через месяц Александр умрет.

Пируйте, о друзья!

Промчится год- и с вами снова я.

О царе:

Простил ему неправые гоненья

Он взял Париж. Он основал Лицей.

рАЗМЫШЛЯЛ, кто останется последним (последним остался Горчаков).

 

Пушкин коротал вечера иногда не с Осиповыми, а с Ариной Радионовной. И признавался друзьям: «По вечерам слушаю сказки…и исправляю тем самым проклятые недостатки моего воспитания»

Лицей был прекрасным, но его первым языком был французский, в лицее старославянскому языку их не учили.

Таким образом, Пушкин имел возможность исправить недостатки своего воспитания. Одев крестьянскую рубаху, он идет на ярмарку, слушает внимательно, записывает.

Пушкин кончает «Бориса Годунова» в 26-м году, понимает, что совершил художественный подвиг. Поставив точку, он прыгает по комнате и восклицает: «Ай да Пушкин, а да сукин сын!». Он пишет замечательно стихотворение «Пророк», где религиозная тематика пересекается с поэтической.

Однажды к Осиповым прибежала няня, рассказала, что приехал полицейский, забрал барина и увез, не дав времени на сборы.

В действительности Николай расправился с декабристами и только после этого позволил официальное коронование в Москве. Николай Первый приехал в Москву и вызвал туда Пушкина, приказав: «Вот в чем поэт будет – сажайте в коляску и везите». Он хотел поразить Пушкина, чего добился.

 

Шестой период жизни Пушкина

1826-1830.

В это время Пушкин живет в Москве, в Петербурге, в Болдино.

Литературное направление – ранний реализм. Жанры те же: лирика, поэмы, роман в стихах, трагедии. И прибавляется художественная проза.

Первый разговор с Николаем Первым был очень важным. Они были вдвоем в комнате. После этого разговора и Николай и Пушкин кое-что рассказали.

Н: Чтобы ты делал, если бы был в Петербурге во время восстания?

П: был бы в рядах мятежников, Ваше Величество.

Одна эта фраза предопределила судьбу Пушкина.

Николай первый поставил главной задачей истребить все воспоминания о декабристах. И жестоко карал проявления сочувствия к декабристам и свободолюбия.

Царь потребовал, чтобы Пушкин дал ему слово, что не будет писать ничего против власти. Пушкин охотно дал такое слово, но сказал царю, что в России такая цензура, что невозможно писать: ничего не пропускает и видит угрозу власти там, где ее нет и в помине.

Николай Первый сказал, что освобождает Пушкина от всякой цензуры, став личным цензором Пушкина. Николай объявил, что разрешает Пушкину жить где угодно, но – предупреждая.

Когда беседа кончилась, Николай обронил две фразы о аудиенции: «Сейчас я беседовал с умнейшим мужем России», а затем пожаловался: «С поэтами нельзя быть благосклонным. Представляете, Пушкин оперся о стол, перед которым стоял и чуть не сел на него» (во время разговора с императором!).

Как ни срочно Пушкин собирался, а «Бориса Годунова» взял с собой. И рассказал о том, что написал трагедию из смутного времени о Гришке Отрепьеве. Пушкина стали нарасхват приглашать в интеллигентные дома, собирались по 20-30 человек и слушали, как поэт читал свою трагедию. Так длилось несколько дней, и вдруг Пушкин получил письмо от Беккендорфа. Беккендорф был генерал, как Николай Первый вступил на престол, Беккендорф подал ему бумагу, в которой рекомендовал создать корпус тайной полиции. Николай Первый немедленно создал этот корпус жандармов, а во главе поставил Беккендорфа. При этом, говорят, царь подал ему свой носовой платок, сказав: «Этим платком будешь утирать слезы сирых и бедных». Очередной жест лицемерия, будто бы жандармы созданы для того, чтобы бедны е люди не понесли утрат.

И вот Беккендорф прислал письмо Пушкину: «До государя дошли сведения, что вы читаете произведение, ему неизвестное, цензуру не прошедшее». Пушкин попал в немилость не желая того – ему же не было запрещено читать вслух!

Николай Первый прочитал трагедию и запретил ее печатать.

 

Николай Первый и Беккендорф были людьми совершенно невежественными. Когда Николай получил»Бориса Годунова» он отдал его Булгарину, Греч, Брамбецс (Пушкин их называл – Сволочь нашей литературы). Они издавали журналы и газеты, кот-е поддерживали политику правительства. Они были против Дельвига, Булгарин дожил до того, что писал доносы на Некрасова.

Беккендорф с ними особо не церемонился. Однажды, когда Булгарин в чем-то провинился, Беккендорф крикнул: «На колени!» - «Как?» - «В угол»! И Булгарин, дворянин, встал на колени. Булгарин травил Пушкина, т.к. видел в нем главного соперника. Конечно, их уровень был несоизмерим, но у читающей публики, малообразованной, Булгарин был популярен – он имел много подписчиков, а значит, много денег. И он боялся, чтобы Пушкин не отбил у него подписчиков. И он дал разгромный отзыв о «Борисе Годунове».

Императрица, жена Николая Первого, любила романы Вальтера Скотта («Айвенго»). И Николай Первый велел Беккендорфу вернуть Пушкину «Бориса Годунова» с такой резолюцией «Переделать в роман наподобие Вальтер Скотта».

Пушкин негодовал. Если бы он хотел написать роман наподобие Вальтер Скотта, он бы и написал его. И он написал: « «Капитанская дочка» очень во многом напоминает Вальтер Скоттовские романы». Но Пушкин написал первую трагедию, совершил прорыв в русской литературе. Николай Первый гордился другим. Однажды он на глазах у германского императора по-немецки командовал во время маневров немецкой кавалерией. Это был верх его достижений. Духовный перелом, который произошел с поэтом на юге получил свое развитие. Пушкин понимает, что императорская власть в России прочна. Поэтому Русское государство для Пушкина стоит необыкновенно высоко теперь.

По-французски государство «eta». Этатизм - государственность.

Другая опора Пушкина в жизни - религия. Третья- семья.

Освободившись, Пушкин сразу стремится жениться.

В 1826 году Пушкин делает предложение своей однофамилице, Софье Пушкиной, девушке двадцати лет. (в то время формула: н делать на два + 6, Пушкину 27)И получает отказ. Он был в то время невыгодным женихом: на подозрении у властей, отбыл две ссылки и нищий. В двадцать восьмом году он делает предложение Анне Олениной. И получает отказ еще раз. И в тридцатом году он (по мнению некоторых исследователей) ухаживают за двумя девушками: в Петербурге Екатерина Ушакова и в Москве – Наталья Гончарова. И второй брак висел на грани – Пушкин был беден, а Наталья Николаевна - бесприданница и необыкновенная красавица. Пушкин ее очень любил, но понимал, что в Петербурге жить с нею не сможет (в Петербурге, а не в Москве, т.к. Наталья Николаевна хотела блистать в свете, и Николай Первый, любитель женской красоты, хотел, чтобы она блистала при его дворе). Двор был широкий, несколько сот человек, а был узкий круг – несколько десятков. И императору нужно было, чтобы Наталья Николаевна принадлежала к узкому кругу, чтобы он мог любоваться ее красотой постоянно. А к узкому кругу принадлежали только аристократы в высоких чинах. Аристократом Пушкин был, но с ничтожным чином. И царь тут же пожаловал ему звание камер-юнкера, что формально давало право посещать балы самого узкого кружка приближенных. Но по сути это был оскорбление. Слово «юнкер» происходит от немецкого «юнге» молодой. Юнкерами аристокарты становились между двадцатью и двадцатью пятью. У Пушкина пробивалась в волосах седина. А на выходах императора Пушкин должен был стоять в шеренге двадцатилетних юнцов и кланяться. Пушкин был взбешен. Он всячески уклонялся от исполнения обязанностей камер-юнкера. Царь делал ему замечания через придворных, порой сам, порой через Жуковского. А Пушкин в ответ подал прошение об увольнении его в деревню. А в глазах Николая Первого это был чуть ли не бунт, он призвал Жуковского, и веле передать Пушкину, что крайне недоволен его поведением. Пушкин писал стихи, и посылал их Беккендорфу, с просьбой передать государю императору на цензуру. А Беккендорф говорил : «Беспокоить государя такой безделицей…». Тогда Пушкин взял стихи и отдал в обычную цензуру и цензор пришел в ужас: великий император дал вам освобождение от цензуры, я не смею цензуровать вас!

«Борису Годунову» больше повезло. Когда уладился брак Пушкина с Натальей Николаевной, он пожаловался, что ему не на что жениться, не на что снимать квартиру. Единственная возможность поправить свои дела – издать БГ. Тут уж Николай Первый смилостивился.

Перед женитьбой Пушкину суждено было пережить Бодинскую осень.

 

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ.

В начале сентября Пушкин приезал в Болдино, чтобы вступить во владение частью имения. Болдино было заложено, т.е. Сергей Львович взял деньги у гос.банка, обязался ежегодно платить процент. А если бы он просрочил, имени бы забрали. Так что доходов с имения почти не было. Но полагалось, чтобы, когда молодой дворянин вступал в брак, было имение. Но т.к. были еще родственники, то Пушкину доставалась только часть заложенного имения.

Он приехал только на несколько дней и остался на три месяца: в Москву пришла чума. Единственная возможность борьбы с эпидемией – прекратить всякое общение с людьми. На дорогах были устроены заставы. Пушкин всей душою рвется к невесте, он боится за ее жизнь, дважды он выезжал, пытаясь объехать карантины. И он боялся, что брак сорвется.

Мы выделяем этот трехмесячный период, т.к. в Болдине мы видим необыкновенно интенсивное, необыкновенное по высочайшему уровню творчество. Сам Пушкин был поражен. Тут завершен «Евгений Онегин», тут написан «Борис Годуно», «Граф Нулин» (первая русская реалистическая поэма), здесь написано три десятка лирических стихотворений. Здесь написана пушкинская художественная проза – впервые Пушкину удалось довести до конца прозаические замыслы. И главное – повести Белкина и примыкающие к нему истории села Горюхина.

Пушкин писал к друзьям – что вот, к его удивлению, он принес произведения такой силы и так много! И никто не задумывался, какого рода произведения он написал. Он пишет произведения, проникнутые смертельной тревогой: сначала «Бесы», на след.день: «Элегию». На след.день: повесть «Гробовщик». В конце сентября – восьма глава романа в стихах «Евгения Онегина». Она еще будет дорабатываться. Но основной массив написан здесь, в Болдино. Здесь Пушкин дал формулу поведения «добродетельной жены» (« я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна»).

Автор расстается с читателем, со своим героем, с героиней, со своим долгим трудом. Прощание само по себе печально. Но в заключительной строфе Пушкин еще вспоминает тех друзей, кто умер во время писания романа. И неожиданно роняет горькую мысль: хорошо тому, кто умер молодым. Хорошо тому, кто не исчерпал всех радостей. «Блажен, кто праздник жизни рано, оставил, не допив до дна…».

В октябре Пушкин пишет «Дорожные жалобы». Элегию, представляющую перечисление смертей, ожидающих человека на дороге. Здесь дорога становится метафорой жизненного пути. «Горькие стихи», «стихи, сочиненные ночью, во время бессонницы», Пушкин пишет маленькие трагедии в Болдине. Среди них – «Моцарт и Сальери», горькая трагедия, где герой погибает от руки ложного друга. В ноябре – трагедия «Каменный гость». Непреодолимая сила – статуя командора, становится между дон Гуаном и донной Анной и низвергает дона гуана в ад. Следом – «Пир во время чумы». Там есть песнь Вальсингама. Пушкин его устами утверждает, что есть необыкновенное наслаждение на краю гибели, смерти.

Все эти трагические предощущения показывают, что Пушкин предчувствовал беды жизненного пути. В произведениях Болдина уже выстроились важнейш.части той стороны жизни поэта, которая была обращена к его свадьбе и будушему в тридцатые годы. Здесь есть видение близкой смерти, здесь есть влечение к опасности.

После смерти Пушкина Жуковский написал гневное письмо, не отправленное, найденное после смерти: «Пушкин хотел в деревню, но ему было отказано».

В 30-е годы Пушкин старался следовать своему плану: он примирялся с императором, утверждался в христианской вере, что оказывало влиние на его творчество. О н пишет стиховтоерние «стансы», в котором льстит Николая Первому. Станс – из фр, «строфа» - в рус. – четверостишье, перекрестной рифмовки, самтостятельное. В этом стих-и Пушкин воспевает Петра Первого, затем обращается к Николаю.

Стихи были восприняты плохо передовым дворянством. Оправдываясь, Пушкин пишет «друзья» (что не помогло) и «клеветникам России», ода, в которой он отказывает в праве иностранцам судить русских и поляков.

Даже Вяземский был недоволен этими тремя стихотворениями, назвав их шинельными одами.

Но в это же время Пушкин пишет стиховторения памяти декобристов, кот-е показывают, что колебаний в памяти декабри