Гуманизм и рационализм

 

1. Гуманизм эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения, или Ренессанса (Х1У – ХУ1 вв.) знаменует собой переход от средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму, от традиционного аграрного общества к модернизации, приводящей к индустриальному развитию. Этот переход сопровождался раскрытием удивительных возможностей человеческого разума, приведших к невиданному расцвету культуры и науки. Вполне закономерным был интерес к творениям древних греков и римлян, что потребовало, по выражению видного ученого эпохи Возрождения Л. Валлы, возрождения «изящной латыни». Отдавая дань рождению рациональной науки Древней Греции, вспоминая ее достижения, по словам М.Вебера «появился второй великий инструмент научной работы, детище эпохи Возрождения – рациональный эксперимент как средство надежно контролируемого познания, без которого была бы невозможна современная эмпирическая наука. Экспериментировали правда и раньше… Но возведение эксперимента в принцип исследования как такового – заслуга Возрождения».

В эпоху Возрождения сформировалась профессиональная группа людей, преподавателей и студентов, изучавших гуманитарные дисциплины, которых назвали гуманистами, по аналогии с изучающими право легистами, юристами, канонистами. Термин “studia humanitatis” (гуманитарные учения) встречается в древности, например, его можно найти у Цицерона. В Х1У в. он вновь возродился в Италии. Часто под этим термином понимали средневековые свободные искусства. Как бы то ни было, интерес к изучению человека и общества в период Возрождения был велик.

Ренессансной гуманитарной мысли были свойственны следующие черты. От средневекового мышления она унаследовала дуализм. В средние века он был воплощен в противопоставлении Бога и Дьявола, в эпоху Возрождения – в противопоставлении античности, науки и искусства, которые ассоциировались с Богом, и «темного средневековья» с его теологией, жестокими нравами, которые ассоциировались с Дьяволом. Доктрина двойной истины предполагала различие истины веры, которая может быть почерпнута из божественного откровения, и истины знания, которая опирается исключительно на науку, опыт, эксперимент. Дуалистическая концепция мира видела в нем природу, застывшую в статике, и историю, которая была характерна для динамичной природы. Человеческое общество считалось органической частью вселенной. Общество все еще было лишено собственного исторического измерения. Все, что делали ученые, художники, музыканты, было направлено на раскрытие истинной сущности природы. Важнейший и практически единственный угол зрения, через который рассматривалось общество – это его политическая организация, «конституция», «политическое тело», «форма правления», «государство» (Н.Макиавелли впервые отделил понятие государства как аппарата управления обществом от собственно общества). В английском мышлении и языке государство - state будет отделяться от общества - society только в XVII в. Для понимания общества широко применялись органические аналогии: микрокосм, пчелиный улей и т.д. У познающего разума были зафиксированы два полюса: отвлеченный, созерцательные и прагматический, деятельностный. В своих размышлениях ренессансные ученые обращались к космогоническим и теогоническим картинам мира, созданным в Древнем мире, обобщенным примером которых была аристотелевско – птолемеевская картина мира. Согласно этой картине, земля находилась в центре мироздания, окруженная семью сферами – небесами. Рядом с наукой мирно уживались различные вненаучные знания, например, алхимия, магия.

Радикальной чертой ренессанского гуманитарного мышления был отход от средневекового принципа теоцентризма, ставящего в центр мироздания исключительно Бога, к новому принципу антропоцентризма. При формальном сохранении традиционной христианской интерпретации «великой цепи бытия», в центре мироздания, истинно творческим началом бытия, «магическим кристаллом», сквозь который стали смотреть на мир, оказался человек. Высота, на которую в мышлении была поднята природа, была распространена и на самого человека. Философский пантеизм, т.е. обожествление природы, сочетался с обожествлением гармоничного единства в человеке духовной и телесной ипостасей. При всем уважении к роду человека (всегда ценилось благородное происхождение из древнего или знатного рода), стали обращать внимание на личные качества человека, его личное достоинство или добродетель – virtu. Поставленный в центр мироздания человек предопределил радостное, оптимистичное мировосприятие, ценность земной жизни, ее полноту во всех проявлениях. Гуманист Пико дела Мирандола говорил, обращаясь к человеку: «Я поставил тебя в центр Вселенной для того, чтобы ты лицезрел все, что я туда поместил. Я сотворил тебя ни созданием небесным, ни созданием земным, ты не смертен и не бессмертен. Я сделал тебя самим собой; подобно скульптору ты ваяешь свое собственное «Я». Ты можешь выродиться в животное, но ты также в состоянии возвысится одним желанием твоей души до образа божественного. Тебе дано владеть тем, что пожелаешь, и быть тем, кем хочешь».

Среди итальянских гуманистов сложилось несколько школ. Политико – риторическая школа проповедовала идеи гражданства, патриотизма, необходимости сочетания личных интересов гражданина с интересами государства, служения государству на общественном поприще. Представители школы считали долгом чести для себя всеми возможными средствами доказывать превосходство своей родины, как, например, виднейший флорентийский писатель Леонардо Бруни (Аретино) в соответствии со всеми канонами риторики отстаивал превосходство Флорентийской республики – наследницы свобод древнеримской республики - над тираническим Миланским герцогством.

Эрудитская критическая школа в лице своих выдающихся гуманистов Флавио Биондо и Лоренцо Валлы и их сторонников не была озабочена политическими пристрастиями. Представители школы занимались сбором фактов, документов, памятников письменности, составлением различных справочников. Разоблачив несколько громких фальшивок, например, «Константинов дар» (о передаче императором Константином в 1У в. всю Западную Римскую империю под власть папы) они поставили вопрос о профессиональной критике источников.

Новая политическая школа и ее великий основатель Никколо Макиавелли, его младший современник Франческо Гвиччардини стали изучать государство, исходя из разума и опыта, а не теологии, и выводить естественные закономерности его развития. Школе был присущ яркий антиклерикализм. Религия рассматривалась великим стимулом коллективной психологии, эффективной политической силой, полезной идеологией, т.е. делом людей, а не Бога, областью политики, а не истины. В рамках сформированной школой политической теории классифицировались формы государственного правления, объяснялась их циклическая сменяемость, рисовался политический идеал и обосновывалась далекая от него политическая реальность. В творчестве Н.Макиавелли политика была низведена с высот заоблачного лицемерия на реальную земную почву. «Я свободен от всяких авторитетов», - гордо говорил о себе Макиавелли. Он пытался открыть новый, неизвестный ни античным писателям, ни тем более средневековым теологам, закон историко – политического процесса, согласно которому смена форм государственного правления происходит не по желанию или фантазии людей, а под влиянием непреложных жизненных обстоятельств, под воздействием «действительного хода вещей». Но для сохранения своей власти все государи прибегают к любым средствам.

Представитель французского Ренессанса Жан Боден уделил внимание методологии гуманитарного исследования в известной работе «Метод легкого познания истории». Он представил развернутую панораму методологических принципов обращения к историческому процессу, среди которых отметил следующие: наличие в истории закономерностей (естественно – природные императивы: влияние географической среды, психического склада людей, общей исторической судьбы, форм государственного правления), прогрессивное развитие истории, универсализм – связь истории с природой и Богом. По мнению Бодена, любому пишущему историю важно постичь такие методы, как правильное расположение отдельных частей истории, правильная оценка истории, правильное устройство истории, выбор историка.

 

2. Научная и мировоззренческая революция XVI – XVII вв.

3. Механическая картина мира.