Идейные истоки современной концепции прав человека

 

а) Концептуальные подходы к правам человека в период с Древнего мира до Второй мировой войны

 

Права человека – это одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли.

Конфуций (VI в. до н.э.) детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков.

Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: "Да будь государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын" [37, с. 81]. Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освящённой божественным происхождением или церковным благословением монарха.

Понятие "права гражданина" впервые появилось в Древней Греции. Именно права граждан, а не права человека. А гражданами была тогда в Греции меньшая часть населения. Женщины, чужеземцы и рабы в эту категорию не входили. В Афинах происходило народное собрание – эклесия, в которой участвовали все граждане, и любой из них мог высказать своё мнение по обсуждавшимся вопросам. Юридически эклесия обладала всей полнотой верховной власти. Все граждане могли свободно поместиться на площади (агоре) своего города. Для решения государственных вопросов граждане собирались примерно через каждые 10 дней. Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. Решения принимались большинством эклесии. Античный мир, несмотря на своё высокое культурное развитие и сравнительное совершенство политических форм, не признавал или, скорее, не знал, игнорировал права личности Участие в общей государственной жизни на эклесии или форуме, где обсуждались и решались общественные дела, было для свободного населения Афин и Рима правом и обязанностью. Права граждан были неразрывно связаны с государственным устройством и не были ценностью сами по себе. Принцип народного самодержавия господствовал в ущерб правам личности: "Tu natus es non tibi, non mini, sed patriae", – ты рождён не для себя и не для меня, но для отечества (Цицерон). Смертный приговор Сократу, гонения ранних христиан и т.д. – проявление стремления не допустить индивидуального мнения, поведения, отличных от общепринятых.

В политической концепции Платона (428-348 гг. до н.э.) разработана тоталитарная трактовка личности. В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного верховенства целого (государства) над частью (индивидом). Государство, руководимое мудрым царём или аристократией (небольшой группой наиболее разумных и благородных людей), призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека, следить за правильностью его мыслей и верований. Тогда только, по Платону, возможна справедливость как счастье не отдельного человека или части общества, а всего общества в целом.[38, с. 90]. При таком понимании личности вопрос о её автономии или политическом творчестве заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал производность власти от природы человека. Индивид стремится к общению, жить в обществе. Человек не может существовать без общения с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и селение, через которые позже было создано государство. Государство есть высшая форма общения людей. В этом смысле государство имеет первенство перед личностью.

Но в отличие от Платона Аристотель против обобществления имущества, жён и детей. Индивиду и семье необходима определённая автономия. Аристотель усиливает ответственность государства за создание каждому "благой жизни"[37, с. 106]. Но в целом же у Аристотеля, как и у его предшественников, государство остается доминантой жизни и личности, и общества.

Однако само осмысление проблем взаимоотношений человека, общества и государства в V-IV вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом по пути движения к идее прав человека. Каждая новая ступень развития человечества добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов.

Христианская эра (1 в. н. э.) началась с утверждения морального права, более того, обязанности нарушать Закон, если он в чём-то противоречит воле Божьей. Эти право и обязанность стали одним из краеугольных камней будущего закона о свободе совести.

В период средневековья свобода была крайне ограничена, поскольку феодальное общество – общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная монархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие. И все же права человека пробивали себе дорогу. В средние века продолжался процесс признания индивидуальных свобод и ограничения власти правительств. Росли требования надлежащего отправления закона, ограничивающего произвол правительств. Идеи участия и представительства получали все большее распространение с появлением королевских и церковных советов, первых парламентов.

В 1215 г. король Англии Иоан Безземельный подписал Великую Хартию Вольностей. Статья 39 предусматривала применение наказаний к свободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Дальнейшим шагом по пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус – акт 1679 г., который впервые установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие, важнейшие для защиты прав личности положения.

Билль о правах 1689 г. установил свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Таким образом, Англия стала первооткрывателем в области прав человека.

Нидерландская революция (1566-1609 гг.) заложила основы трех первоначальных прав народа: право на суверенитет, на независимость и восстание.

Большая часть этих идей слилась в эпоху Просвещенияв либеральную концепцию прав человека. Эта концепция была направлена против абсолютизма монархов и акцентировала личные свободы и ограниченную власть. В США идея индивидуальных прав послужила оправданием тезиса о независимости, который таким образом стал основанием для формирования американской государственности. Во Франции идея прав человека и гражданина послужила оправданием Французской революции.

Однако концепция прав человека времён Просвещения была ограниченной. Освободив всех граждан от крепостного ига, она предоставила политические права лишь горстке владельцев собственности, отказывая в них женщинам, детям, неимущим и всему небелому населению мира. В США концепция этих прав не помешала истреблению коренного, индейского, населения и порабощению чёрных американцев.

И всё же именно либерализм стал индивидуалистической и гуманистической реакцией на политическую беззащитность личности в отношениях с государством. Либерализм впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделив личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил её в качестве главного элемента политической системы. Он ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же – результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчётно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми наделяют его граждане. Это, прежде всего, обеспечение безопасности и свободы граждан, охрана их естественных, священных прав, поддержание общественного порядка и социального мира.

В классической либеральной теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролёром власти, чем её повседневным сознательным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления её творческой активности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское общество. Либеральные взгляды на взаимоотношения человека и власти принадлежат к основополагающим ценностям современной политической культуры Запада. У истоков либеральных взглядов на права человека стоят такие крупные философы, как Джон Локк, Томас Гоббс, Томас Пейн, Томас Джефферсон, Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё и ряд других.

Английский философ Д.Локк (1632-1704 гг.) создал теорию государства и права, основанную на естественных законах, существующих всегда и одинаково обязательных как для подданных, так и для правителей. Одним из первых Локк выдвинул положение о прирожденных правах человека, которыми он считал право на жизнь, свободу и владение имуществом. При заключении "первоначального договора" государству уступалась часть прирожденных прав. Английский философ Т. Гоббс (1588-1679 гг.) исходя из своей теории "человека-зверя" и "войны всех против всех" в целях защиты человека отдал предпочтение сильному государству.

В ХVII-XVIII веках в Беларуси сторонниками "натурального права" были Ф. Скорина, С. Будный, М. Литвин, А. Волан и др.

Идеи Т. Пейна и Т. Джефферсона были отражены в Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 г. Декларация провозгласила: "Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых". Выдающимся достижением Декларации явилось впервые в истории закреплённое право народа на независимость, причём данное право признавалось за всеми народами.

В 1787 г. принята Конституция США, а в 1791 г. она была дополнена десятью поправками, известными как американский Билль о правах. Здесь были зафиксированы права на свободу вероисповедования, слова, печати, хранения оружия, от необоснованных обысков или арестов, гарантии охраны личности, имущества, частной собственности, предъявление обвинения только через суд и т.д. Американский Билль о правах явился первым в истории документом, в котором речь шла о правах человека в современном понимании.

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах Д. Локка, Ж.-Ж .Руссо, Ш. Монтескьё, стали мощным фактором Великой французской революции, создания Декларации прав человека и гражданина. Общей основой теории естественного права явилась гипотеза независимости личности, управляемой в своей нравственной ответственности только естественным правом. Это свободное состояние личности предполагалось её первичным состоянием, предшествующим образованию всякого политического союза. Оказавшись от этой первобытной свободы для создания по единодушно принятому договору государства и государственной власти, отдельные лица, в сущности, отказались лишь от части своей естественной независимости, несовместимой с существованием государства.

Государство создано лишь в целях гарантии и сохранения этих прав. Эти идеи легли в основу Французской революции. В Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г., отмечалось, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются естественной причиной общественных бедствий и испорченности правительств". Декларация провозгласила, "что люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми", "свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим". Цель всякого государственного союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, безопасности и сопротивления угнетению.

Декларация содержит две категории прав: собственно права человека и права нации. Проблема прав народа на суверенитет благодаря Французской революции приобрела определенность.

Центральная идея Декларации – обеспечение свобод. В ней признана и подчёркивается самостоятельная ценность человеческой личности, внимание к личности возведено в ранг государственных интересов. Декларация определила гарантии прав человека и принципы законности, включая презумпцию невиновности.

Во время Французской революции в целом была сформулирована концепция прав народов. Французская революция впервые связала категории прав народов и прав человека. Права народов не могут существовать без обеспечения прав человека. С этой целью была выработана и закреплена система обязанностей как народа в целом перед отдельными своими гражданами для соблюдения их прав, так и отдельных граждан перед всем народом для сохранения прав последнего. Французская революция выработала систему политических прав народов, которые и были предложены в качестве основы для нового миро и правопорядка.

Несомненной заслугой Французской революции является то, что она распространила концепцию о правах, принадлежащих народу, на все народы, признала за каждым народом имманентное право на суверенитет. Французские революционеры заявили: "… наш принцип … состоит в том, что каждый народ, как бы ни была мала населяемая им страна, – полный хозяин у себя, что он равен в правах самому большому народу и что никто не может на законном основании посягнуть на его независимость".

Эти идеи оказали самое могущественное воздействие на умы современников и повели к самым значительным поворотам и реформам общественной жизни. Всеобщая декларация прав человека унаследовала не только основные идеи, но и общий характер Декларации 1789 г. Статья 1 документа Организации Объединённых Наций по сути своей воспроизводит статью 1 Декларации.

В ХIХ в. появились новые идеи, призывающие жертвовать интересами личности ради блага группы: наций, обществ, неограниченного большинства и социальных классов. Эти идеи прав налагали на государство обязательство регулировать трудовые отношения и рынки во избежание слишком жёсткой эксплуатации человека человеком и защиты рабочих от доминирующей власти хозяев. Таким образом, либеральная концепция "свободы от государства" дополнилась социалистической концепцией "свободы посредством государства".

Жизнь показывает, что ни одна из названных и других концепций прав человека не является самодостаточной, уникальной. Нужен учёт и личных интересов, и интересов общества, государства, взаимоуважение сторон с приоритетом прав и свобод человека. Однобокость чревата обратным, губительным результатом. Известно, сколь сложной оказалась попытка, предпринятая с 1917 г. большевиками, опереться главным образом на общие интересы и исключительно на этом построить счастье каждого. Более 70 лет Советской власти, власти большевиков – это попытка "штурмовать небо", подчинить людей единой для всех идее. Причем за основу брались не общечеловеческие ценности, а те, которые базировались на представлениях рабочих "от станка", крестьян "от сохи". Была создана и проводилась в жизнь своеобразная государственно-правовая концепция, постоянно сводившая интересы человека, его жизнь главным образом к некому "общему" благу, воплощением которого было только государство.

Какие ценности большевики объявили наивысшими в Советском государстве? На божественный пьедестал была возведена Коммунистическая партия. Именно ей стали принадлежать не только государственные интересы, права, власть, но и такие уникальные личностные права, как ум, честь и совесть. Отчуждение таких прав обезличивало человека, опустошало его как личность, делало придатком политической власти.

Для решения этой задачи по воле партии большевиков в стране был введён закон безусловной правоты большинства. Его сущность состояла в подавлении личности, тоталитаризме, нетерпимости и непримиримости к иным взглядам. Большевизм требовал полного подчинения человеческой личности – и партийной и беспартийной – политике КПСС. Личностные качества, знания, честь и достоинство человека имели смысл постольку, поскольку служили генеральной линии правящей партии.

Большевизм враждебно воспринимал индивидуальность, интеллект, отнимал у человека свое Я, заменяя его абстрактным МЫ. Государственное управление строилось на том, чтобы иметь легко просчитываемую, совершенно управляемую массу населения, задавая ей нужные параметры мышления, действий, направленные на "общее благо". В 1927 г. в Центральном комитете партии большевиков была даже предпринята попытка выработать некий цифровой коэффициент качества кадров, усредненный показатель их личных и деловых свойств, что позволило бы классифицировать кадры и соответственно использовать их, определив при этом показатель пригодности существующей системе. Политический стандарт становился главным в определении личности. На XVI съезде ВКП (большевиков) в 1930 г. руководитель советских профсоюзов М.П.Томский так об этом сказал: "… если у тебя дрянная политика, то и сам ты дряннейший человек, а если политика у тебя прекрасная, то и ты – прекраснейший человек. Политик хороший – хороший товарищ, плохой политик – плохой товарищ" [38, с. 269].

Взаимоотношения личности и государства определялись тем, что в стране есть только один бесспорный источник истины – партия-государство. Государство есть диктатура партии, диктатура партии – диктатура её ЦК, диктатура ЦК – диктатура Политбюро, пресловутых "семёрки", "тройки". Наконец, диктатура первой головы, сверхголовы, головы из голов. Формально государственная азбука большевизма усваивалась легко. Каждый гражданин есть, прежде всего слуга государства, его чиновник, творящий волю его, если не за совесть, то за страх. Свободная инициатива личности или общества категорически вычёркивается из государственной жизни. Нет иных целей, кроме целей государства. Попытки выйти из заколдованного круга должны караться беспощадно. Вся государственная жизнь должна нести на себе печать коммунизма в его официальном, правительственном истолковании. Иное излишне, вредно и опасно. Последняя и высшая инстанция в суждении о правде и справедливости – ВЧК, ОГПУ, позже КГБ.

Столь решительное отчуждение прав личности, концентрация прав в руках государства выводила нередко государственную жизнь за пределы здравого смысла. Страна, в которой значительная часть людей жила в бараках, имела слабое представление о нормальных бытовых условиях, скудно ела и бедно одевалась, не обладала правовыми гарантиями, эта страна на ХVIII съезде ВКП (большевиков) в 1939 г. объявила о построении в основном в СССР социализма и вступлении в полосу завершения строительства социалистического общества. Сажая людей за их взгляды в психиатрические больницы или выживая их из страны, создав в стране дефицит товаров народного потребления, правящая партия-государство умудрялось провозгласить "Моральный кодекс строителя коммунизма", объявить, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, то есть жить "по потребностям". Кроме фантазий и политического вранья, партия уже ничего не могла предложить дельного людям. Именно это (а не Горбачёв-Яковлев и ЦРУ США) стало причиной краха партии-государства в 1991 г., полного её банкротства, порочности классовой концепции управления страной. Отторжение личности опустошило, омертвило государство. Покушение на неотчуждаемые права личности – жизнь, собственность, свободу – в конечном итоге парализовало систему. Как верно заметил ещё в 1919 г. К. Каутский, "Большевики победили в России, но социализм потерпел там поражение"[39, с. 24].

После крушения коммунистических режимов в СССР и большинстве стран так называемого социалистического лагеря мы вновь задаём извечные вопросы: кто кому служит: государство личности или личность государству, что первично: интересы и права личности или государства? На постсоветском пространстве предпринимаются разномасштабные попытки выйти на новые категории жизни, на их мировые стандарты. Однако, как заметил А.Н. Яковлев, подспудные мины большевизма срабатывают и сегодня. В большинстве случаев права на свободу, самостоятельное мнение и образ жизни остаются в сознании людей и общества в целом категориями второстепенными, малозначительными, суды так и не стали гарантами правовой стабильности. Как только над людьми взвивается тот или иной флаг, они вновь становятся неистовыми борцами, они вновь беспощадны к тем, кто в чем-то с ними не согласен, они вновь хотят кого-то побеждать и заставлять жить по своим меркам, а не по общепризнанным в современном мире законам. Авторитаризм в большом почете, чем демократия. Руководители ряда государств активно осваивают столь привычные методы "сильной власти", нимало не беспокоясь о её сбалансированности со столь же сильными правами и свободами человека.

б) Становление идей прав человека после Второй мировой войны

 

Развитие идей и представлений в области прав человека неразрывно связано с деятельностью Организации Объединённых Наций. Официальное провозглашение ООН состоялось 24 октября 1945 г. В числе задач, определенных Уставом ООН, входила и работа по поддержанию общего уважения и удовлетворения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В соответствии со статьей I Устава перед Организацией Объединенных Наций ставилась цель "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и к основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии". В целом Устав ООН явился первым в истории международных отношений документом, который заложил основы широкого сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к правам и свободам человека. В документах государств антигитлеровской коалиции неоднократно подчёркивалось, что после окончательного уничтожения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который обеспечит уверенность, что все люди во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды. Моральный императив Нюрнбергского и Токийского судебных процессов над военными преступниками и их осуждение привели к возрождению концепции естественного права. Падение расизма привело к расширенному толкованию понятия индивидуальных прав применительно ко всем человеческим существам, что в свою очередь проторило путь падению колониализма. С 1948 г., после принятия Всеобщей декларации прав человека, гражданские, политические, социальные и экономические права становятся стандартами поведения в отношении человека для подавляющего большинства стран мира.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя и не исчезли вовсе. Особенно в странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека. Это может быть в какой-то степени и в демократическом государстве, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя – как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.

В международном сообществе проблема прав и свобод человека приобретает все большее и принципиальное значение. Знаменательным в этом отношении стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшее в 1975 г. в Хельсинки. Был принят Заключительный акт, который подписали 33 европейских государства, в том числе СССР, а также США и Канада. В нём оговорены 10 пунктов сотрудничества, в т.ч. один из них гласил: "Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений".

Участники Хельсинского совещания договорились содействовать расширению контактов и воссоединению семей; улучшению условий для туризма на индивидуальной или коллективной основе; распространению и обмену информацией; развитию культурных и научных обменов. Подписав документы, СССР впервые на официальном уровне признал проблему прав человека.

1 января 1995 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что позволило создать постоянно действующий орган с соответствующими институтами и механизмами, а также более широким и многообразным кругом задач. В ноябре 1999 г. 54 государства-участники ОБСЕ, в том числе Республика Беларусь, приняли в ходе Стамбульской встречи на высшем уровне Хартию европейской безопасности. Было признано необходимым сократить время для реагирования на потенциальные и фактические кризисы, возникающие в Европе. С этой целью принято решение о создании групп оперативной экспертной поддержки и сотрудничества.

Руководители государств подтвердили, что человеческое измерение – уважение прав человек и основных свобод, демократия и верховенство закона – является одной из наиболее важных областей деятельности ОБСЕ.

В настоящее время в 9 государствах действуют миссии ОБСЕ, в том числе в Албании (Косово), Латвии, группа содействия в России (Чечня). В 1998 г. ОБСЕ с согласия Правительства Республики Беларусь учредила в Минске Консультативно-Наблюдательную Группу (КНГ), усилия которой были сосредоточены на обеспечении в стране политического диалога, демонополизации СМИ, проведении свободных, справедливых и демократических выборов, наблюдении за соблюдением прав человека, которые гарантированы конституцией. В конце 2002 г. статус КНГ ОБСЕ был изменен.

С конца 60-х гг. в СССР сформировалось диссидентское движение. Созданы были такие организации, как Инициативная группа защиты прав человека, Комитет защиты прав человека, Комиссия по выполнению Хельсинских соглашений. Формы диссидентской деятельности сводились в основном к получению и распространению той информации, которая по идеологическим соображениям либо замалчивалась официальной властью, либо сознательно искажалась. Речь шла о судебных и внесудебных репрессиях по политическим мотивам; положении политических заключённых; культурном и религиозном движении на Украине, в Литве и Закавказье; движении крымских татар, месхов и других народов за возвращение на родину; цензурном произволе в литературе и т.д.

Руководство КПСС восприняло действия правозащитников как враждебную акцию. Им сразу же было дано определение "идеологическая диверсия". С целью подавления правозащитного движения принимались разнообразные методы. В их числе: изоляция правозащитников от всего остального общества; замалчивание их деятельности; лишение работы и гражданства; аресты и суды, отправка в психбольницы и т.д. Даже трижды Герою Социалистического Труда, создателю ядерного оружия, академику Андрею Сахарову ни разу не дали высказаться в средствах массовой информации о своей позиции. Лишили гражданства писателей А. Солженицина, В. Максимова, В. Аксёнова, дирижёра и музыканта Мстислава Растраповича и др. Среди судебных процессов наиболее известные – над писателями Даниелем и Синявским в 1966 г., над руководителем Московской Хельсинской группы физиком Ю. Орловым в 1978 г.

Объективно диссидентское движение в СССР способствовало подрыву внутренних сил режима власти. В то же время надо заметить, что получая широкую поддержку за рубежом, диссидентское движение имело слабый отклик внутри страны. В Беларуси оно полностью отсутствовало.

Только в годы перестройки проблема прав человека стала государственной политикой. 7 декабря 1988 г. в Организации Объединённых Наций выступил Президент СССР М.С. Горбачёв. Он сделал доклад о правах человека внутри страны и за рубежом. Глава советского государства признал важность общечеловеческих ценностей, таких, как права человека, огромное значение в современном мире Всеобщей декларации прав человека, признал обязательства по контролю за правами человека со стороны ООН и СБСЕ. Лишь поставив права человека "в центр всех проблем" внутри страны и за рубежом, отметил М.С. Горбачёв в ООН, можно достичь безопасности и прочного мира. В 1989 г. в СССР, наконец, через 41 год после ее принятия ООН, была опубликована в печати Всеобщая декларация прав человека. В 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия.

Правозащитное движение выдвинуло ряд ярких личностей. С середины 70-х гг. известным борцом за права человека стал академик Андрей Дмитриевич Сахаров. В 1975 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. Сахаров осудил ввод войск СССР в Афганистан. Свои взгляды и идеи изложил в статье "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в книге "О стране и мире" и т.д. Он высказал аксиому: без соблюдения прав человека общество является закрытым и обречённым на деградацию. Призвал мыслью бороться с мыслью. Выдвинутый Сахаровым тезис о неразрывной связи международной безопасности и международного доверия, соблюдения прав человека и открытости общества получил своё подтверждение.

В Чехословакии активным борцом за права человека проявил себя драматург с мировым именем Вацлав Гавел. Он осудил ввод войск Варшавского договора в 1968 г. в Чехословацкую ССР, трижды находился в заключении. По его инициативе в 1977 г. в ЧССР была образована "Хартия-77", авторитетная правозащитная организация, которая объединила сотни учёных, артистов, писателей страны. Участники движения "Хартия-77" провели большую работу по сбору информации о нарушении прав человека, арестах и несправедливых судах. В декабре 1989 г. В. Гавел был избран Президентом Чехословакии, позже, после распада Чехословакии на Чехию и Словакию, – Президентом Чехии.

Одним из популярнейших лидеров движения за гражданские права негров в США в 60-е гг. стал Мартин Лютер Кинг. Он организовал самый массовый "крестовый поход за свободу" в американской истории. Кинг – автор тактики "ненасильственных действий". Ему присвоена Нобелевская премия за мир. В 1968 г. он был злодейски убит.

Вместе с тем некоторые незападные государства выдвигают аргумент о том, что ряд основных положений либеральной теории прав человека и соответствующих им документов по правам человека "непригодны и неуместны в их условиях" [39, с. 31]. Они оспаривают роль и значение либеральной мысли в различных областях, в т.ч. и сфере прав человека. Мусульманские обычаи, нормы нередко попирают права человека. Свободе вероисповедания и совести противоречит закон шариата, согласно которому мусульманин, который прямо или косвенно отрекся от своей исламской веры, считается виновным и приговаривается к высшей мере наказания – смерти. Человек может быть приговорен к смертной казни за выражение взглядов, которые власти считают противоречащими официальной точке зрения на догмы ислама. За публикацию за рубежом книги "Сатанинские стихи" иранский поэт Раушди был приговорен иранским шариатским судом к смерти.

Своеобразный компромисс между патерналистской и либеральной концепциями прав человека выступает концепция прав человека, принятая в современном Китае. Права человека в полном объеме утверждены в качестве основной цели развития страны в новом столетии. В то же время путь решения проблемы прав человека должен соответствовать своим реалиям. Китайское руководство считает неприемлемым копировать модель развития прав человека, которая получила распространение в развитых странах Запада, так же как неприемлемым следовать по стопам других развивающихся стран. Построение социализма с китайской спецификой вырисовывает и специфический китайский подход к проблеме прав человека. Суть его сводится к следующему: всесторонний прогресс в защите прав человека определяется наличием предпосылок – успешным ходом реформ, развитием и стабильностью. Т.е. развитие производительных сил и общей зажиточности, повышение благосостояния всего народа есть и улучшение состояния с правами человека для всего народа. Суть проблемы прав человека состоит в следующем: осуществление стратегии экономического развития предопределит неуклонное улучшение прав человека в Китае [40, с. 47]. Таким образом, права человека определенно являются приоритетной целью экономического развития Китая, но не приоритетом сами по себе.

В странах азиатского региона, которые достигают процветания и уверенности в себе, позиции в отношении прав человека становятся более лояльными. Становясь членами ООН, эти страны не отвергают Всеобщую декларацию прав человека, нередко вносят ее положения в свои конституции.

Среди значительной части правительств стран Восточной и Юго-Восточной Азии существует недовольство тем, что многие европейские государства, а также США и Канада склонны права человека ограничивать гражданской и политической сферами, оставляя без серьезного внимания экономические, социальные и культурные права.

В современной политической мысли представлено несколько подходов к правам человека. Это, прежде всего естественно-исторический, юридическо-позитивистский, а также марксистский подходы.

Естественно-исторический подход считает, что фундаментальные права личности не имеют внутригосударственного и внутриюридического происхождения. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может.

Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права человека не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей государства.

Марксизм также подчиняет права человека государственной целесообразности, но в отличие от юридического позитивизма исходит не из их рациональной самоценности, а из социально-политической, прежде всего, классовой детерминации права. Право понимается как возведённая в закон воля господствующего класса. При этом сама постановка вопроса о правах индивида становится излишней вследствие трактовки личности как совокупности общественных отношений.

Сегодня в мировой политической мысли более широкое хождение имеет естественно-историческое понимание прав человека. Сам термин "права человека" употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуя независимо от их конституционно-правового закрепления и государственных границ. К ним относятся: равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетению и др. В широком значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Современная типология прав человека разнообразна. Наиболее общая – деление прав человека на негативные и позитивные. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности. Государство и другие люди обязаны воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Негативные права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права – основа индивидуальной свободы. Однако негативные права не обеспечены их эффективным применением в жизни. Говоря об ущемлении своих моральных прав, человек взывает к совести нарушителя, к всеобщим моральным нормам, голосу общественного мнения, суду истории и прочее. Все эти призывы могут звучать прекрасно, но не оказывать влияния на нарушителя.

Позитивные же права, напротив, могут быть незначительными по своему моральному заряду, но они защищены законом. В отличие от негативного права позитивное право фиксирует обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или иные блага, осуществлять определённые действия. Это, например, право на социальную помощь, образование, охрану здоровья, достойный жизненный уровень и т.д. Осуществление позитивного права невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. В случае ограниченности ресурсов, особенно материальных, позитивные права могут гарантировать гражданам лишь "равенство в нищете", как это и имело место в подавляющем большинстве стран тоталитарного социализма.