Понятие и виды информационных и агитационных материалов и мероприятий. СМИ как средство манипуляции общественным мнением.

 

На всех участках для голосования не позднее 14 дней до выбо­ров оформляются стенды с информационными материалами о кандидатах. Для этого соответствующая комиссия изготавливает общие плакаты с биографическими данными кандидатов. Стенды с такими информационными материалами сохраняются в помеще­ниях для голосования и в день выборов.

Государственные средства массовой информации, средства массовой информации, частично финансируемые из государствен­ного бюджета, а также средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступле­ний кандидатов, проведения агитации по выборам.

Кандидаты в президенты имеют право опубликовать в респуб­ликанской печати свою предвыборную программу объемом до пяти машинописных страниц, кандидат в депутаты парламента — объемом до двух машинописных страниц, представив текст указан­ной программы не позднее чем за 20 дней до выборов. При опубли­ковании предвыборных программ кандидатов соблюдается очеред­ность их поступления.

Кандидаты со времени их регистрации в соответствующей из­бирательной комиссии имеют право на изготовление предвыбор­ных плакатов за счет средств, выделенных на эти цели соответству­ющей избирательной комиссией.

С момента регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты соответствующей комиссией политические партии, трудовые коллективы, граждане, выдвинувшие кандидатов, а также сами кандидаты имеют право на изготовление предвыбор­ных плакатов, призывов, заявлений, надписей, листков, фотомате­риалов (далее — плакаты). На оплату расходов по изготовлению плакатов кандидату в Президенты Республики Беларусь выделяют­ся средства из бюджета в размере 2300 минимальных заработных плат, кандидату в депутаты Палаты представителей - 50, кандидату в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов — 8, кандидату в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов - 4, кандидату в депутаты городско­го (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов — 1 минимальной заработной платы. Плакаты являются печатной продукцией, для изготовления которой не требуется спе­циального разрешения. Кроме того, все агитационные печатные ма­териалы должны содержать информацию об организациях или ли­цах, ответственных за их выпуск, а также об их тираже. Запрещено распространение анонимных печатных материалов.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты парламента имеют право на бесплатные выступления по государ­ственному телевидению, а также по радио. Порядок и количество выступлений кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты парламента по государственному телевидению и радио устанавливаются Центральной комиссией. При этом должны обес­печиваться выступления кандидатов на равных основаниях.

Кандидат в депутаты областного, Минского городского, район­ного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов имеет право на одно бесплатное выступление по местному государ­ственному радиовещанию. Областные, Минский городской органы радиовещания не позднее 30 дней до выборов представляют в облас­тные, Минскую городскую территориальные избирательные комис­сии, которые определяют время для выступлений кандидатов в де­путаты, лимит времени для выступлений кандидатов в депутаты по местному радио. При этом должны быть обеспечены равные условия выступления кандидатов в депутаты.

Журналистам, должностным лицам средств массовой инфор­мации запрещается вести теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если они являются кандидатами или их доверенными лицами.

Республиканское радио каждое утро и республиканское теле­видение каждый вечер обязаны по требованию Центральной ко­миссии предоставлять ей возможность передавать информацию о ходе избирательной кампании.

В течение последних десяти дней до выборов не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, свя­занных с выборами и прогнозом их результатов.