Избирательные цензы

 

Избирательные цензы — установленные законом условия, ко­торым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избира­тельным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. В ряде случаев они совпа­дают, а в некоторых не совпадают. Есть специфические требования и для избирателей, и для кандидатов.

Избирательные цензы можно разделить на две группы. Одна из них — естественныеизбирательные цензы, а другая — произ­вольныеизбирательные цензы, т.е. не совсем естественные, огра­ничивающие свободу граждан.

К избирательным цензам первой группы следует отнести воз­растной ценз.Это требование, согласно которому избиратель дол­жен достичь определенного возраста, после которого он приобрета­ет право голоса. Возрастной ценз для пассивного избирательного права означает то же самое, только он касается кандидата в депута­ты или на избираемую должность. Возрастной ценз — естественное требование, потому что невозможно представить, чтобы ребенок или хотя бы подросток могли бы со знанием дела выбирать депута­тов в представительные органы власти — в парламент. Каким бы умным и способным не был несовершеннолетний гражданин, нуж­но иметь минимальный жизненный опыт и реальное представле­ние, кого и куда ты будешь выбирать.

До середины 60-х годов в большинстве стран активное избира­тельное право начиналось с 21 года. 21 год — возраст полного со­вершеннолетия, возраст полной дееспособности по гражданскому праву, когда человек получал право вступать во владение наслед­ством, мог самостоятельно совершать сделки и т.д. Но этот возраст, который казался нормальным в XIX в. и первой четверти XX в., к концу 50-х годов стал восприниматься как нечто ненормальное и неестественное. Особенно этот возраст стал не соответствовать жи­тейским реалиям в 60-е годы. В США, когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, существовала всеобщая воинская обязан­ность. Сложилась довольно странная ситуация: молодежь, призы­ваемая в армию, гибнущая во имя американских идеалов, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Стали звучать слова: «Слишком молод для выборов, в самый раз для войны...» Понижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В Великобритании этот возрастной ценз опустился в 1970 г., в этом же году — в ФРГ. США закрепили восемнадцати­летний возраст, введя 26-ю поправку в Конституцию США (поправка 1971 г.). Во Франции этот возраст был введен в 1974 г., в Италии и Швеции — в 1975 г. и т.д. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет — в Японии, Швейца­рии он равняется 20 годам.

Отдельно нужно сказать о возрастном цензе для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, потому что предполагается, что человек, из­бираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра и т.д., должен обладать жизненным опытом. Это может быть 25, 30, 32 года и т. д. В некоторых случаях (например, в Ита­лии) человек может стать сенатором, только достигнув 40 лет. Причем в выборах членов итальянского Сената участвуют тоже люди более зрелого возраста — достигшие 25 лет.

Образовательный ценз можно назвать естественным цензом, потому что, как справедливо отмечали классики марксизма-лениниз­ма, «неграмотный человек — вне политики». Какой-то минимум образования для избирателя желателен, хотя бы для того, чтобы он мог прочесть фамилию кандидата и правильно поставить знак «за» или «против». Образовательный ценз в некоторых странах прове­ряется при регистрации избирателей. Например, в некоторых шта­тах США существовало правило, что избиратель при регистрации мог получить в руки Конституцию США и должен был прочесть несколько строк и объяснить, как он их понимает. То есть нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще.

Образовательному цензу близок ценз грамотности— требова­ние умения читать и писать на языке той страны, где проживает избиратель. Это что-то вроде пониженного варианта образователь­ного ценза. Образовательный ценз применяется более активно при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандида­та требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее обра­зование, а для избрания на некоторые должности — диплом о выс­шем образовании (например, на должность президента).

В ряде стран, где очень высок процент неграмотных, их допус­кают голосовать без всяких условий, более того, облегчают им возможность выбора. В Конституции Эквадора записано, что голо­сование обязательно для умеющих писать и читать и факультатив­но (желательно) для неграмотных. В Перу после принятия новой Конституции в 1980 г. к избирательным урнам были допущены неграмотные (около миллиона человек). В Индии, где очень много неграмотных, голосование для них упрощается тем, что каждая партия, каждый кандидат должен иметь символ (некий иероглиф), и бюллетени, помимо надписей, имеют графический знак, на кото­рый ориентируются избиратели. Каждая партия имеет свой символ (ладонь, колос, силуэт коровы, голубя и т.д.), и неграмот­ный избиратель, видя лица кандидатов, слушая их выступления, одновременно видит и символ этого движения или избирательного блока, а потом ставит «птичку» у этого символа.

Ценз проживания представляет собой устанавливаемое зако­ном требование, согласно которому право голосовать предоставля­ется гражданам, которые проживают в данной местности опреде­ленный период времени. Этот период может быть самым различ­ным: в большинстве штатов США — 1—2 месяца, в ФРГ — 3 меся­ца, во Франции — полгода, в Канаде — 12 месяцев. Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой-то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую-то специфику этого города, чтобы чувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы.

Ценз проживанияшироко распространен. В некоторых стра­нах не устанавливается конкретная продолжительность времени, а требуется постоянное проживание. Постоянное проживание не означает требования постоянной прописки, потому что института прописки за рубежом нет. Под постоянным подразумевается то, что человек живет в конкретной квартире или доме и имеет посто­янную работу, может быть, в течение месяца или двух. Главное, что человек ощущает себя жителем этой местности и в качестве такого постоянного жителя его воспринимают окружающие. Иначе гово­ря, постоянное проживание связано с образом жизни. Постоянно проживающим не может быть турист или гость, хотя бы долго жи­вущий в этой местности. Постоянное проживание — это «укорене­ние» человека на данной территории.

Кстати, иногда даже из-за небольшого перерыва в проживании (1—2 месяца) значительные категории граждан не участвуют в вы­борах. Например, в США есть значительный контингент сезонных рабочих, которые переезжают с места на место в связи с уборкой урожая, и они не участвуют в выборах. В США в выборах не учас­твует много людей, живущих в передвижных домах (трейлерах). Эти люди (по некоторым данным их около 6 миллионов) практи­чески не участвуют в политической жизни.

Ценз пола.В большинстве современных государств не сущес­твует политических ограничений для женщин, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако та­кое положение было не всегда. До первой мировой войны женщи­ны имели избирательное право лишь в немногих государствах. Это были в основном скандинавские страны (Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания), а также Австралия и Новая Зеландия. После первой мировой войны во многих странах женщины добились избирательного права. Первыми были голландские женщины — они получили это право в 1917 г., женщины Великобритании — в 1918 г., Германии - в 1919 г., США - в 1920 г., Швеции - в 1921 г. Даль­нейшее расширение прав женщин произошло опять после мирово­го катаклизма — после второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 г., итальянские — в 1945 г., японские — в 1946 г. Дольше всех боролись в Европе женщины за получение избирательного права в Швейцарии. Они получили право голосовать лишь в 1971 г. Впервые вопрос о праве голоса для женщин в Швейцарии был поднят еще в 1919 г. Но его решение затянулось на полвека, хотя по этому поводу было несколько десятков общенациональных референдумов и опросов. Но, поскольку в этих референдумах участвовали только лица, облада­ющие избирательным правом — мужчины, они упорно противи­лись предоставлению избирательного права женщинам. Кстати го­воря, предоставление женщинам избирательного права в 1971 г. еще не означает, что женщины получили избирательное право во всех швейцарских кантонах и на всех уровнях выборов. Получен­ное право касается федерального уровня — уровня избрания в фе­деральный парламент. В некоторых же «глубинных» кантонах до сих пор женщины не допускаются к решению местных проблем. Есть, к примеру, горный кантон Аппенцель, там по многовековой традиции мужчины собираются на городской площади для приня­тия местных законов на специальных собраниях или сходах — ландсгемайнде. При этом женщины могут наблюдать за этими собраниями лишь со стороны. Интересно, что прямого запрета на участие женщин нет. Правило о том, кто может участвовать в этих формах прямой демократии, сформулировано, примерно, следую­щим образом: «На городской площади собираются взрослые граждане, которые носили или могут носить шпагу». Поскольку женщины никогда не носили шпагу, этим самым они как бы и отстраняются от голосования.

В ряде стран Ближнего Востока не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов. Например, в Саудовской Аравии или Объеди­ненных Арабских Эмиратах. В Кувейте женщины не имеют изби­рательного права, хотя мужчины участвуют в выборах. Кувейт при этом может сослаться на исламскую традицию. Как ни странно, не имеют права голоса женщины высокоразвитой и цивилизованной европейской страны — княжества Лихтенштейн. До сих пор в кня­жестве женщины не имеют избирательного права. Очевидно, это местная традиция.

В некоторых странах были и есть особые нормы, ущемляющие женщин. Например, на Гаити женщины могут избирать только в местные органы, в Гватемале до недавнего времени существовало своеобразное правило — в выборах участвуют только грамотные женщины. В Коста-Рике и Сальвадоре существовало правило: в вы­борах принимают участие замужние женщины, достигшие 25 лет, а незамужние — только с 30 лет.

Имущественный ценздолгое время существовал практически во всех странах, где существовали парламенты. Он означал, что в выборах участвовали только определенные группы лиц, то, что сейчас называется средний класс. Только достаточно имущие люди могли избирать и быть избранными. Имущественный ценз определялся достаточно просто — суммой выплачиваемого налога. Если вы выплачиваете определенную сумму, значит, вы достойный че­ловек и можете участвовать в политических делах.

В литературе справедливо отмечалось, что люди, не имеющие имущества, не добившиеся определенного положения в государ­стве, не должны допускаться к управлению государством. Пролета­рии, не имеющие ничего, кроме «собственных цепей», как правило, были безграмотными и аполитичными и работали слишком много, чтобы воспринимать адекватно окружающий мир. Но с развитием цивилизации и техники, с сокращением продолжительности рабо­чего дня, с ростом профсоюзного движения имущественные огра­ничения стали выглядеть неприлично. После первой мировой вой­ны они практически исчезли. Имущественный ценз сейчас в открытом виде практически не существует. В некоторых странах он применяется лишь по отношению к кандидатам в депутаты, т.е. в сфере пассивного избирательного права. Например, для регис­трации кандидата в президенты в Аргентине требуется предъявить доказательства об определенной сумме годового дохода как свиде­тельство того, что человек стремится стать президентом не для обогащения, а для служения народу. Это представляется справед­ливым. Такое требование о выплате определенной суммы налога до сих пор действует в избирательном праве Австралии, Колумбии, Мексики, Новой Зеландии, Коста-Рики.

Прочие цензы.В ряде стран избирательных прав лишены во­еннослужащие — ценз для военнослужащих. Есть доводы за и про­тив такого ценза. С одной стороны, в современном мире многие армии построены на профессиональной основе, они невелики и участие или неучастие военнослужащих в выборах в этих странах существенно не влияет на их результаты. В современном мире во­еннослужащие чаще лишаются пассивного избирательного права. Это нам представляется вполне справедливым, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек хочет участвовать в политическом процессе, то он должен «снять ши­нель», отказаться от военной карьеры и заняться карьерой полити­ческой.

Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. Напри­мер, в Исламской Республике Иран для того, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно быть мусульманином и активно пропо­ведовать ислам. Там значительная часть членов парламента — служи­тели культа, священники, исповедующие ислам.

Существует такой термин, как «моральные цензы». Мораль­ные цензы предусматривают недопущение к выборам лиц, которые совершают какие-то аморальные поступки. Статья 48 Конституции Италии предусматривает возможность лишения права на голосова­ние в случаях совершения недостойных поступков, указанных в за­коне: прямая отсылка на закон.

Мы уже упоминали выше об исключении из списков избира­телей наркоманов, банкротов, лиц, лишенных избирательных прав и т.д.— все это как бы специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелатель­ным.

В законодательных актах некоторых штатов4 США (Алабама, Коннектикут, Луизиана) требуется, чтобы у избирателя был хоро­ший характер. Это расплывчатое требование, сформулированное ту­манно, и иногда, к примеру, под таким предлогом человек, поругав­шийся с соседями, может быть лишен права участия в выборах. В некоторых штатах США имеется разновидность морального цен­за — ценз добропорядочности. Требование также довольно туман­но, и под видом этого требования может быть лишен избиратель­ного права человек, ведущий, с точки зрения соседей, не совсем скромный образ жизни. Так, женщина, к которой в гости часто хо­дят мужчины, если соседи начнут писать на нее жалобы, может быть исключена из списков для голосования. К счастью, в настоя­щее время такие цензы уже практически не встречаются, но срав­нительно недавно, в 50—60-е годы, они были обыденным явлением.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие на­казание по приговору суда. Кроме того, в некоторых странах лише­ние избирательного права может быть видом наказания, и, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным. В некоторых случаях такие права могут быть приостановлены. Напри­мер, согласно статье 38 Политической Конституции Мексики, права и привилегии граждан, в том числе и избирательные права, могуч приостанавливаться в случае бродяжничества или систематического пьянства в виде наказания по приговору суда.

Еще не так давно в некоторых странах встречался расовый ценз. Например, в Южно-Африканской Республике до недавнего времени существовала система апартеида, согласно которой черное — корен­ное — население этой республики не участвовало в выборах. Кстати говоря, парламент этой республики состоял из трех палат. Первую составляли представители белого меньшинства, вторую — цветные (мулаты) и третью — выходцы из Индии. А для коренного населе­ния палаты не было. В настоящее время выборы в ЮАР проводятся по принципу «один человек — один голос».

Вообще, в мире известно свыше 50 цензов. Большинство из них носят законный характер, некоторые цензы связаны с нацио­нальными особенностями той или иной страны.

 

 

12.3. Избирательные права граждан в белорусском избирательном законодательстве.

Избирательные права граждан Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, а также в главе 2 Избирательного Кодекса Республики Беларусь.

В частности, выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании, а референдум – путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В статье 4 Избирательного Кодекса сказано: «Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдум являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет»

В выборах и референдуме не могут принимать участие граждане, которые признаны судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не имеют права принимать участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Избирательное право Республики Беларусь основывается на достижениях мировой демократии, прав человека. В Конституции и Избирательном Кодексе заложена возможность пользоваться свободным, равным, прямым (при избрании членов Совета Республики – косвенным) избирательным правом при тайном голосовании.

Так, выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участие в референдуме являются свободными, то есть избиратель или участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме.

Каждый избиратель или участник референдума имеет один голос, следовательно избиратели или участники референдума участвуют соответственно в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдуме на равных основаниях. Также равными являются и выборы членов Совета Республики – каждый депутат местного Совета депутатов базового уровня имеет один голос. В свою очередь кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и депутатов местных Советов депутатов являются прямыми. Граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления. В статье 7 Избирательного Кодекса указано: «Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Республики Беларусь. Депутаты избираются гражданами непосредственно». Выборы членов Совета Республики являются косвенными, поскольку члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.

Голосование на выборах и референдуме является тайным. В ходе голосования запрещается контроль за волеизъявлением избирателей или участников референдума.

 

 

13. Формирование избирательных территориальных единиц. Регистрация (учет) избирателей. Избирательные комиссии и их роль при проведении выборов