Принципы избирательного права.

Избирательные права граждан в белорусском избирательном законодательстве.

Избирательные цензы

Принципы избирательного права.

Избирательные права граждан. Субъекты избирательного процесса.

 

 

 

 

 

К числу принципов — основополагающих, стержневых и са­мых главных в данной сфере права относятся:

* принцип всеобщности избирательного права;

* принцип свободного участия в выборах;

* принцип равного избирательного права;

* принцип тайного голосования.

При соблюдении этих условий выборы считаются демократи­ческими. Поэтому практически все современные зарубежные конституции закрепляют эти принципы проведения выборов.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все избирательные права (прежде всего, активное избирательное пра­во — право избирать, и пассивное избирательное право — право быть избранным) признаются за всеми взрослыми психически здо­ровыми гражданами, не отбывающими наказания в местах лишения свободы. Круг лиц, обладающих избирательным правом, достаточно широк. Принцип всеобщности избирательного права, которое сей­час кажется очевидным, когда-то отсутствовал, и избирательное право не было всеобщим, потому что существовали многочисленные цензы, ограничивающие участие очень многих категорий людей в выборах. Например, в большинстве стран Западной Европы женщины получили право избирать и быть избранными только после первой мировой войны. Существовало множество иных цензов, например до 20-х годов нынешнего века существовали имущес­твенные цензы, цензы образовательные и т.д. Идея всеобщего избирательного права далеко не сразу проникла во все сферы общества и во все умы, особенно в умы людей, принимающих ре­шения и определяющих судьбы стран и народов.

В некоторых случаях и в настоящее время определенные кате­гории граждан не могут участвовать в выборах в качестве кандида­тов. Например, ряд стран ограничивает пассивное избирательное право для военнослужащих, для священнослужителей. В некото­рых случаях не допускаются к выборам в качестве кандидатов дол­жностные лица, занимающие государственные должности: судьи общих судов или члены конституционных судов. Во Франции не могут избираться в любом избирательном округе префекты, кото­рые выполняли свои функции на данной территории. В некоторых странах вообще государственные служащие не могут выдвигать свои кандидатуры на избираемые должности: принцип государственной службы предполагает непартийность, поэтому участие в выборах исключается. Не допускается в некоторых странах возможность баллотироваться сразу в несколько органов: например, депутат нижней палаты не может претендовать на членство в верхнюю па­лату. Такие запреты для некоторых категорий граждан называются несовместимостью. Несовместимость не означает ограничения прав человека, потому что если есть желание быть избранным, то можно отказаться, например, от государственной службы или вый­ти в отставку со службы военной и т.д. То есть имеется возмож­ность изменить свой правовой статус, после чего заняться полити­кой и выдвигать свою кандидатуру на ту или иную должность.

В некоторых странах есть особые требования для избирателя или кандидата. Например, в Мексике исключаются из списков из­бирателей наркоманы, в Голландии — лица, лишенные родитель­ских прав. В Англии не участвуют в выборах банкроты. Такое же правило есть в Индии. В некоторых странах есть специальное огра­ничение для натурализованных граждан, т.е. для граждан, полу­чивших гражданство не по праву рождения, а в результате приема гражданства. Например, в Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя 3 года после получения граж­данства, в Тунисе — через 5 лет, в некоторых странах натурализо­ванные граждане вообще не получают права голоса. В некоторых странах ограничений избирательного права для активного права нет, но для пассивного права бывает.

Равное избирательное право означает, что все граждане, кото­рые имеют право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Этот прин­цип равного избирательного права означает, что избиратель имеет один голос, и голос каждого из избирателей равен голосу других, т.е. нет и не может быть каких-то преимуществ одного избирателя перед другим. Это равенство граждан в политической жизни.

Равное избирательное право включает также требование в ра­венстве избирательных округов, т.е. округа должны быть примерно равны по численности населения. В XIX в. существовало понятие «плюральный вотум» (в некоторых странах он существовал до се­редины нынешнего века), означавшее, что один избиратель мог иметь несколько голосов. Например, в Великобритании до 1948 г. было такое правило, что британский гражданин мог голосовать и по месту жительства, и по месту нахождения его недвижимости (земельной собственности). Можно было утром проголосовать в Лондоне, а затем переехать на свой земельный участок где-нибудь в Эссексе и там проголосовать второй раз. Такая система сейчас является анахронизмом и нигде не применяется.

Очевидно, что равное избирательное право — демократичес­кий принцип. Однако некоторые страны допускают отклонения от этого принципа и как раз из самых благих побуждений. Например, в Бангладеш из 330 мест в парламенте 30 зарезервировано для женщин. Эти места заполняются после выборов членами парла­мента для представительства женщин в парламенте, иначе они туда, скорее всего, не попали бы. В государстве Бутан из 150 мест в парламенте 10 отданы представителям духовенства — буддистским монастырям. В Индии несколько постоянных мест закреплены за представителями англо-индийской общины — лицами, происходя­щими от смешанных браков между англичанами и индийцами. Кстати говоря, в Индии верхняя палата имеет обязательные квоты: 1/12 верхней палаты избирается от лиц с университетским образо­ванием и 1/12 — от учителей. Это делается умышленно для того, чтобы увеличить процент образованных людей в законодательном органе.

В Индонезии в парламенте 100 мест принадлежит вооруженным силам, которые назначаются президентом. Во французском Сенате есть 12 сенаторов, которые представляют французскую диаспору — французских граждан, живущих за границей, и избираются особым путем: Советом французов, проживающих за границей.

Иногда принцип равного избирательного права формулируют как «один человек — один голос». Это совсем не обязательно. Например, на парламентских выборах в Федеративной Республике Германии каждый избиратель имеет два голоса, потому что там смешанная система выборов и голосование проходит как по мажо­ритарной системе, т. е. каждый человек избирает конкретного кандидата, так и по пропорциональной системе — когда человек избирает партию. Но поскольку все избиратели имеют два голоса, это также означает равенство.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам ре­шает, участвовать ему в выборах или нет, если участвовать, то на каком этапе, в какой форме. Принцип свободных выборов сущес­твует не во всех странах, если считать, что ряд стран закрепляет обязательность голосования, обязательные выборы. По традиции, в англосаксонской правовой системе принцип свободного участия считается незыблемым принципом и существует правило, хотя и несколько абсурдное: если хотя бы один избиратель участвует в выборах, то выборы считаются состоявшимися.

Принцип тайного голосования представляется очень ясным. Суть его в том, чтобы никто не мешал избирателю выразить его волю, чтобы никто не видел, кого он выбирает, чтобы исключить постороннее влияние на свободное волеизъявление. Тайное голо­сование известно практически всем странам, но, как указывают разные источники, введено оно было только в последней трети XIX века, во всяком случае в странах Западной Европы. Тайное го­лосование обеспечивается тем, что процедура голосования прово­дится в специальной закрытой кабине. Кабины делаются из легких подручных материалов, но в данном случае важна не «бронебойность» этой кабины, а то, чтобы никто не видел, какой знак и про­тив какой фамилии ставит избиратель, заполняя бюллетень.

В США очень распространены машины для голосования. Они упрощают процесс голосования. Эти машины также устанавлива­ются в закрытых кабинах. При помощи такой машины голосование проводится быстро, человек, нажимая рычажки, выбирает кандида­та в президенты и одновременно с этим выбирает сенатора, члена Палаты Представителей, мэра города, советника в муниципальный совет, участвует в местном референдуме и т.д.

В некоторых странах бюллетень выдается в специальном плот­ном конверте, и человек, зайдя в кабину, вынимает его из конверта, заполняет, прячет обратно в конверт и опускает в урну. Это под­черкивает особую тайну голосования.

В некоторых странах, борясь с избирательным мошенничес­твом, с нарушением законодательства о выборах, фактически нару­шают тайну голосования. Например, в некоторых штатах США (Колорадо) на бюллетене для голосования ставится цифра, число, совпадающее с порядковым номером избирателя по списку. В штате Южная Каролина избиратель получает бюллетень после того, как называет, за кого он собирается голосовать. В некоторых шта­тах еще во время регистрации избиратель отвечает на вопрос, за кого он будет голосовать.

Достаточно интересна процедура голосования в Великобрита­нии. Там граждане получают бюллетени, которые сброшюрованы в специальную книгу. Бюллетени имеют номер, корешок имеет тот же номер. При желании, используя оставшиеся на корешке цифры, можно узнать, как проголосовал человек, получивший бюллетень с определенным номером.

В ряде стран допускается голосование по почте (Швейцария, Великобритания, Дания). Естественно, когда человек посылает бюллетень в конверте, который имеет адрес, тайна отсутствует. Су­ществует голосование по доверенности (в Бельгии, Голландии). Конечно, доверенность должна быть заверена либо местными орга­нами власти, либо нотариусом. При таком голосовании также не будет тайны голосования.

В любом случае, отметим, что меньше всего жалоб поступает на нарушения, связанные именно с тайной голосования. Как пра­вило, в демократических государствах люди не боятся признаться в том, за кого они голосовали. В этом нет ничего опасного или стыдного. Тайна голосования в демократическом государстве сей­час представляется лишь давнишним правовым обычаем, ныне зак­репленным в законе. Тайна голосования весьма важна лишь при тоталитарном режиме. Но в этом случае не бывает свободных выбо­ров — там не имеет значения, тайное голосование или открытое, по­тому что если выборы в тоталитарных режимах и проводятся, то итоги их всегда бывают такими, чтобы устроить этот тоталитарный режим и его руководителей.